История, мировоззрение Рубенс Рембрандт Хальс Малые голландцы Лекция
История, мировоззрение Рубенс Рембрандт Хальс Малые голландцы Лекция 3. Живопись северного барокко
В период Римской империи южная часть нынешних Нидерландов была оккупирована римлянами и стала частью провинции Белгика (лат. Gallia Belgica), а позднее — провинцией Нижняя Германия (лат. Germania Inferior). В это время страна была населена различными германскими племенами, на юге жили кельты. В 1477 в. результате брака Марии Бургундской территория Нидерландов вошла в состав Священной Римской империи. В 1556 г. в результате династического раздела империи территория Нидерландов оказалась под властью Испании. Попытка введения испанских порядков натолкнулась на сопротивление местного населения. Развернулась антииспанская борьба под флагом кальвинизма. 26 июля 1581 г. была провозглашена независимость страны, которая была официально признана другими странами после Восьмидесятилетней войны (1568—1648 гг.). В годы войны начался золотой век республиканских Нидерландов, период экономического и культурного процветания, занявший всё XVII столетие. В 1815 году по решению Венского конгресса территории Соединённых Провинций и Бельгии были объединены в королевство Нидерланды под властью дома Оранских. Фландрия XVI—XVII вв. Исторический период XVI—XVII веков в политическом плане разделяется на абсолютизм и контрреформацию
Контрреформация Контрреформацией именуется совокупность мер, принятых католической церковью против протестантской Реформации. Стремясь вернуть протестантов в свое лоно, римская церковь признала необходимость внутренних реформ. Папа Павел III (1468- 1549) созвал Трентский собор (1545-63), который пересмотрел католические доктрины и утвердил дисциплинарную реформу. Учреждались новые религиозные ордены, в том числе иезуитский, возглавившие борьбу с протестантами. Позже вместо рациональных церковных реформ за дело взялась фанатичная инквизиция, применяя против протестантов крайние меры.
Золотой век и направляла большие грузы пряностей и прочих экзотических товаров в Европу. От имени Генеральных Штатов ОИК обладала правом объявления войны и заключения мира, могла строить в колониях города и крепости, чеканить монету, заключать договоры с туземными властями, назначать чиновников. Ее колоссальные прибыли имели большое значение для ускоренного экономического подъема страны. Восстановление власти герцогов Оранских пришлось на время распространения в Европе философии Просвещения, в которой подвергалась критике сама идея наследования привилегий. Идеология Просвещения была взята на вооружение сформировавшейся в Нидерландах во второй половине 18 в. партией «патриотов». «Патриоты» выступали за проведение в стране демократических преобразований и свержение власти статхаудера. В 1785 им удалось взять власть в свои руки, и отстраненный от дел статхаудер (наместник) покинул Гаагу. Благодаря английской поддержке и помощи Пруссии осенью 1787 статхаудер был восстановлен в своих правах. «Патриоты», надеявшиеся на помощь Франции и не получившие ее, были вынуждены отступить. Несмотря на постоянные войны, 17 в. был периодом расцвета нидерландской экономики. Нидерландские купцы господствовали на внутренних европейских рынках, Балтийском и Средиземном морях, в Германии и Великобритании. Потеснив Антверпен, Амстердам стал центром европейской торговли. Голландские рыболовные суда преобладали на Северном море. Республика распространила свое влияние и на далекие заморские территории и благодаря необычайно предприимчивым Ост- и Вест-индским компаниям захватила колонии на в Юго-Восточной Азии (начав с захвата португальских владений) и в Америке. Нидерландская Ост-Индская компания (ОИК), основанная в 1602, пользовалась монополией торговли в бассейнах Индийского и Тихого океанов. ОИК выдерживала конкуренцию со стороны англичан
В 17 в. помимо самих голландцев в стране нашли прибежище эмигранты, например гугеноты, которые способствовали развитию нидерландской культуры. В это время творили такие талантливые писатели, как Йост ван ден Вондел, Константин Хёйгенс, Питер Корнелис Хофт, Якоб Катс и Гербранд Бредеро. Кроме великого Рембрандта, в Голландии работали такие живописцы, как Ян Вермеер, Якоб ван Рёйсдаль, Ян Стен и Франс Халс. В философии прославились Барух Спиноза и Гуго Гроций. Выдающимися архитекторами были Якоб ван Кампен и Хендрик де Кейзер. Среди видных деятелей науки отметим биологов Яна Сваммердама и Антони Левенгука, математика Симона Стевина и физика Христиана Гюйгенса.
Философия Эразм Роттердамский (псевдоним Герхарда Гёрхардса 1469 – 1536) – философ, богослов, гуманист, представитель так называемого «Северного Возрождения». Самое знаменитое произведение философа - «Похвала Глупости». Эразм Роттердамский пытается объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нём человека. Он приходит к следующим главным выводам: мир двойственен (диалектичен) – всё взаимосвязано, все противоположные процессы, явления есть разные стороны одного целого; необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, экзальтации, ослеплённости какой-либо идеей – всегда соблюдать спокойствие и трезвость мышления. Иеронимус Босх (1450-1516). Корабль дураков
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) последователь Рене Декарта и яркий представитель европейского рационализма. Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции; теория познания; этика, вопрос соотношения свободы и необходимости. Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, учение о единой субстанции, суть которого в следующем: не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими субстанциями; существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; природа и Бог — едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Обучался живописи в мастерской Отто ван Веена (Вениуса) и в 1598 г. получил звание свободного мастера антверпенской гильдии св. Луки. с 1600 г. учился в Италии. На службе у мантуанского герцога Винченцо Гонзаго он копировал картины, а также ездил с подобными заданиями в другие города Италии, причем особенно часто в Рим, Геную, Венецию, Флоренцию. Исполнял Рубенс и некоторые дипломатические поручения герцога. Первыми работами были портреты дам для галереи Гонзаго. Создал тип торжественных портретов-зрелищ, обладающих выраженным монументально-декоративным характером. Большой работой стал эскиз алтарной росписи «Поклонение пастухов» для церкви Сан-Спирито в городе Фермо, Поклонение волхов (пастухов), 1608. Холст, масло. Сант Паулускерк, Антверпен, Голландия
Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. Фламандское барокко
Создатель барокко Рубенс стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Художник Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными» Три Грации, 1639. Дерево, масло, 221х181. Музей Прадо, Мадрид
Пребывание Рубенса в Италии оборвалось осенью 1608 года известием о смертельной болезни матери, художник поспешил в Антверпен и более в Италию уже не вернулся. в 1609 году Рубенс женился на восемнадцатилетней Изабелле Брант, дочери секретаря антверпенского магистрата, ученого-адвоката и гуманиста Яна Бранта. возвращение Рубенса в Антверпен совпало с очень благоприятным для Южных Нидерландов моментом —заключением двенадцатилетнего перемирия с голландцами, знаменовавшего наступление мирного этапа в жизни страны. Первые же годы пребывания Рубенса в Антверпене стали временем всеобщего признания его искусства. Первый крупный заказ,— большая картина «Поклонение волхвов» для зала антверпенской ратуши (ныне — Прадо, Мадрид) и два огромных триптиха — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (оба — Собор, Антверпен) - быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена. Уже в 1611 году Рубенса называли «богом живописцев».
В поисках тем и образов для своих картин он особенно охотно обращался в тот период к любимой им античности. Например, композиция эрмитажной картины «Отцелюбие римлянки» очень близка помпеянским фрескам на тот же сюжет, и, как полагают исследователи, Рубенсу могли быть известны какие-то античные произведения на эту тему, возможно не сохранившиеся до нашего времени картины, подсказавшие художнику его решение. Еще примечательнее установленный исследователями факт, что для фигуры Христа в картине «Христос в терновом венце» Рубенс использовал собственную зарисовку прославленной античной скульптуры «Кентавр», в те времена находившейся в собрании Боргезе в Риме. Рубенс Петер Пауль Отцелюбие римлянки (Цимон и Перо) ~1612г, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Рубенс делал своими героями людей почти исключительно прекрасных телом и сильных духом. Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»).
Картина относится к раннему периоду творчества Рубенса. В ней представлен евангельский эпизод, когда Христос после бичевания и поругания был выведен напоказ народу для вынесения ему окончательного приговора. Указующий жест Понтия Пилата, не признавшего вины за Христом, иллюстрирует слова прокуратора: "Се Человек". Терновый венец и багряница - пародийные символы царского достоинства, изобретенные для Иисуса в знак издевательского почитания. Уравновешенная композиция, безупречное знание анатомии и скульптурная моделировка форм указывают на внимательное изучение художником памятников античного и ренессансного искусства. техника живописи на дереве с применением белого мелового грунта, гладкая эмалевидная красочная фактура и материальная осязаемость в изображении предметов, особенно металлического шлема с красноватыми рефлексами от багряницы на нем, связаны с национальными традициями. Отсутствие внешней экзальтации в передаче физических и душевных мук Христа сообщает его образу героизм, подчеркивая духовную стойкость и мужество. Христос в терновом венце. До 1612 , дерево, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Для Рубенса познание «страстей души» стало одной из важнейших пружин творчества. Недаром современники к числу главных достоинств живописи фламандского мастера относили его «экспрессию», то есть мастерство изображения «движений души». «Движения» или «страсти души» теоретики XVII века разделяли на две основные группы: «бурные», в передаче которых, по утверждению Роже де Пиля, «ни один художник не превзошел Рубенса», и «нежные», то есть, согласно терминологии того времени, «сокрытые в глубине души». Одним из лучших примеров выражения последних может служить эрмитажное «Снятие с креста» — исполненный около 1618 года вариант центральной части монументального триптиха на тот же сюжет, созданного Рубенсом в 1611—1614 годах по заказу антверпенской корпорации стрелков (Собор, Антверпен). «Снятие с креста» 1611—1614
цикл картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна.
в последние годы срока действия договора о перемирии с голландцами художник в картине «Союз Земли и Воды» обращается к актуальной для его соотечественников теме благодетельного союза двух стихий — союза Фландрии с морем. контуры фигур в «Союзе Земли и Воды» значительно смягчены тонко разработанной живописной светотенью и на смену ранней гладкой, эмалевидной манере письма пришла широкая, свободная техника, позволившая художнику обратить мощный аккорд светлых и звучных локальных красок в подвижное, как бы вибрирующее живописное целое. Динамика в первую очередь определяла теперь характер произведений Рубенса, на какой бы сюжет они ни были написаны. Союз Земли и Воды, 1618. Холст, масло, 223х180. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
И, пожалуй, наиболее точно характер этих произведений мастера, в которых нашло выражение мироощущение человека XVII столетия, передают слова Мишеля Монтеня, произнесенные в предчувствии грядущей эпохи на исходе XVI века: «Кто представляет себе, как в картине, великий образ нашей матери-природы в ее целостном величии, кто читает в ее лице столь всеобщее и постоянное разнообразие; кто видит себя в нем, и не только себя, но целые царства, лишь как след, оставляемый тончайшей иглой, — тот только оценивает вещи соответственно их истинной величине». в композициях различных «охот», «битв» и «сражений», которыми Рубенс особенно увлекался в период между 1615 и 1621 годами, с наибольшей выразительностью реализовывалась главная цель его искусства — изображение не вырванного из жизненного потока, неповторимо единственного явления реального мира, частного, случайного мгновения повседневной действительности, осознание ценности которого явилось открытием голландских мастеров XVII века.
Рубенс. Охота на львов
Святой Георгий, поражающий дракона, 1606-1610. Холст, масло, 304х256. Музей Прадо, Мадрид, Испания Пригвожденный Прометей, 1610-1611. Холст, масло, 243х210. Филадельфия, Музей Изобразительных Искусств
Космические настроения отличают и раннюю группу пейзажей Рубенса, к которой, в частности, относится принадлежащий Эрмитажу пейзаж «Возчики камней», исполненный художником около 1620 года. Надо сказать, что, хотя интерес к данному жанру Рубенс проявил еще в годы пребывания в Италии, первые пейзажи появились в его творчестве только в конце второго десятилетия XVII века, когда ему уже исполнилось сорок лет. Однако свои пейзажи художник писал, как правило, не но заказу, а для себя. Пейзаж был одним из любимых его жанров. В его творчестве это всегда универсальный, обобщенный образ природы, величественная и грандиозная панорама вселенной, в которой человек оказывается лишь бесконечно малой ее частицей. Возчики камней Ок. 1620 г. Холст, масло, переведена с дерева. Пейзаж «Возчики камней» — гимн величию и могуществу титанических сил природы. Здесь все в движении. Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи. Общий драматизм пейзажа, подчеркивает изображение на переднем плане возчиков камней - крепких и сильных людей в момент огромного напряжения.
«Вакх» — зто новая вершина мастерства Рубенса и вместе с тем итог его творчества. Здесь импровизационность и живописная свежесть эскизов художника сочетаются с широтой техники, присущей его большим, монументальным картинам. Цвет уже окончательно утрачивает свою локальную определенность, и разноголосье красок сливается в единый мощный аккорд. Тончайшими градациями цветовых оттенков передает живописец ощущение глубины пространства, объемности фигур, трепетности живой плоти. Вакх, 1638-1640. Холст (перенесено с дерева), масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122. Конинклийк Музей, Антверпен Юдифь с головой Олофрена, 1616. Холст, масло, 120х111. Музей герцога Ульриха Антона, Брауншвейг
Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630. Холст, масло, 262х206. Королевский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель Непорочное зачатие, 1628. Холст, масло, 198х137. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Голландское барокко В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембранта — в Амстердаме, Вермеера — в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрант это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения». Вермеер Дельфтский
Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене. По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр. в "Данае"). Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени. В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 -1669)
«Аллегория музыки» 1626 года — пример ластмановского влияния на юного Рембрандта. Рембрандт 13 лет был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.
В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Автопортрет в возрасте 23 лет
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне» (1635)
Рембрандт, Харменс ван Рейн. Портрет Саскии ван Эйленбург. 1633.
Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор. 1642. Холст, масло. Рейксмузеум, Амстердам
Даная, 1636-1647 Сюжетом картины послужил миф о дочери царя Акрисия, ставшей женою Зевса и матерью Персея. Оракул предсказал Акрисию гибель от руки внука, и царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Но властитель Олимпа, всемогущий Зевс, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным.
«Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся сын Титус.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника Портрет старика. 1654
Автопортрет (1665/1669),
Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств. «Блудный сын» - последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына и любимой женщины. Живописный строй картины, поражая необычным богатством золотистых и коричневых тонов, передает душевное напряжение центральных образов. Краски рембрандтской палитры, как огни, зажигаются на одеждах и тканях, золотят фон и тела людей. Светоносными становятся даже лохмотья одежды блудного сына. Этим произведением Рембрандт дает великий урок любви к человеку, понимания его и прощения. Возвращение блудного сына.1668-1669
Дом Рембрандта в Амстердаме во время праздника
Халс - один из наиболее известных голландских живописцев так называемого золотого века голландского искусства. Халс родился между 1580 и 1585 г. (предположительно в 1582 г.) в Антверпене, в семье фламандского ткача. В 1585 г. после падения Антверпена семья Халса перебралась в Северные Нидерланды и осела в Харлеме, где художник прожил всю свою жизнь. Автопортрет. 1650-е годы (?) Франс Халс (1580/1585, Антверпен — 1666, Харлем)
В 1600—1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого мастера в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Луки. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616 г.), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625 гг., Музей западного и восточного искусства, Одесса). Франц Хальс. Поющие мальчики, 1625
Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме. 1633. Музей Франса Халса. Харлем
Весельчак. 1627. Государственная художественная галерея. Кассель Мулат. 1628-1630. Музей изобразительных искусств. Лейпцг
Цыганка. 1628—1630. Лувр. Париж Евангелист Лука. 1623/25. Одесский Государственный музей Западного и Восточного искусства
«Портрет Виллема Хейтхейссена» поступил в «Старую пинакотеку» из собрания герцога Лихтенштейнского. Он выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка и, несомненно, в чём-то пародирует его композицию. Изображение в полный рост, горделивая осанка, взгляд сверху вниз на зрителя из-под полуприкрытых век, упор одной руки в бедро и выставленная вперёд шпага в другой — все эти элементы подсмотрены Халсом. Однако ж все они в чём-то малом шаржированы: нескладна постановка фигуры, локоть слишком выпячен, далеко отставлена шпага, складки декоративного занавеса падают без должного благородного эффекта. Кажется, что всё с чужого плеча — антураж дисгармонирует с фигурой «мещанина во дворянстве». Портрет Виллема Хейтхейссена. 1625-1630. Старая Пинакотека. Мюнхен
Творчество малых голландцев Малые голландцы ( голландское барокко) - группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а так же конъектурой рынка. Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. В. Кальф. Натюрморт. XVII в.
Хендрик Аверкамп (1585-1634) – голландский художник, мастер зимнего пейзажа. Хендрик Аверкамп в своём творчестве специализировался на зимнем пейзаже, став извеснейшим живописцем этой темы во всём европейском искусстве. Хендрик Аверкамп органично сочетал пейзаж с жанром, изображая досуг граждан в виде мелких живых сценок, тонко передавая панораму голландского города, морозный воздух и глубину пространства.
Ян Вермер Делфтский Ян Вермер (1632-1675) родился в Делфте в семье предпринимателя, который занимался производством шёлка. Живописная техника Яна Вермера по своему уникальна даже для художников его времени, когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено до совершенства. Композиции вермеровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование, а главное - знаменитый вермеровский невесомый воздух аналогов не имеет. Классическая ясность сюжета в его работах, естественная и живая выразительность композиции, лёгкая вибрация воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков, красочность бликов делают его работы уникальными и неповторимыми. Иисус Христос в доме у Марфы и Марии. 1655г.
Девушка, читающая письмо у открытого окна 1657г. Молодая девушка с кувшином воды
Геррит Доу ( 1613 - 1675 ) родился в семье владельца стекольной мастерской. Два года он обучался мастерству гравёра по стеклу. В 1628 году Геррит Доу становится учеником Рембрандта и после своего отъезда в Амстердам работает над созданием своего собственного стиля в живописи, работая в мелком масштабе, выписывая отдельные детали картин под лупой. В своих картинах Герриту Доу наиболее удавалось показать внутренние интерьеры, освещённые искусственным светом. В 1648 году в Лейдене Геррит Доу основал художественную гильдию, где у него была собственная художественная школа. Геррит Доу Старуха, читающая Библию. 1630г.
Геррит Доу. Учёный, делающий записи. 1635г. Геррит Доу. Автопортрет. 1640 г.
Питер Клаас ( 1597 - 1661 ) родился в Германии, работал в Харлеме, где жил с 1617г. Картины Питера Клааса,с изображением накрытых столов, отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селёдка, стакан, айва, трубки) и простотой композиции. Питер Клаас первым из мастеров натюрмортной живописи оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, которыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды.
Питер Клаас. Натюрморт Vanitas (суета, тщеславие)
Задание №2. Искусство барокко Сопоставить направления итальянского и северного изобразительного искусства барокко. Объяснить смысл и особенности барочного искусства
Литература Вельфлин Г. Ренессанс и барокко, 1888 Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. - М., 1990. Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). – М.: Архитектура-С, 2004. – 496 с. Панова Л.П. Історія мистецтва, архітектури та містобудування ХVІІ - XIX ст. Франція, Росія, Україна. ” (Лекції і матеріали для самостійного вивчення для студентів 3 курсу денної форми навчання напрямку 1201 – “Архітектура”) /Харків, ХНАМГ, 2005. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко - La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280.
3692-3-zhivopis-sev-barokko.ppt
- Количество слайдов: 55