Обзорная лекция История зарубежной литературы.pptx
- Количество слайдов: 48
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ
ЛИТЕРАТУРА АНТИЧНОСТИ 1. Архаический период: конец бронзового века – VIII век до н. э. 2. Классический период: VII век до н. э. – IV век до н. э. 3. Эллинистически-римский период: III век до н. э. – V век н. э.
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ. «САТУРН, ПОЖИРАЮЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ»
ТЕОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ АФИНА ЗЕВС ДЕМЕТРА
МИФЫ О ГЕРОЯХ ГЕРАКЛ ПЕРСЕЙ С ГОЛОВОЙ МЕДУЗЫ ГОРГОНЫ ТЕСЕЙ, ПОБЕЖДАЮЩИЙ МИНОТАВРА
МИФ О СИЗИФЕ ФРАНЦ ФОН ШТУК. СИЗИФ. 1920
ПОЭМЫ «ИЛИАДА» и «ОДИССЕЯ» (VIII век до н. э. ) ГОМЕР – аэд, легендарный автор «Илиады» и «Одиссеи»
ГЕКЗАМЕТР - 6 -СТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ БЕЗ РИФМОВКИ. ПРИДАЁТ ЭПИЧЕСКОМУ ПОВЕСТВОВАНИЮ ВЕЛИЧИЕ, МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ. Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, Многих людей города посетил и обычаи видел, Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь Жизни своей и возврате в отчизну сопутников.
ПОЭМА «ИЛИАДА» Поединок Ахиллеса и Гектора (рисунок на древнегреческой вазе)
Прощание Гектора с Андромахой Сергей Постников. 1863 Дж. де Кирико. 1974
ПОЭМА «ОДИССЕЯ» ОДИССЕЙ – АРМАНД АССТАНТЕ КАДРЫ ИЗ КФ «ОДИССЕЯ» АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО (1997)
ЭСХИЛ 525 г. до н. э. – 456 г. до н. э. В ЦЕНТРЕ ТРАГЕДИИ «ПОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ» - БУНТ ПРОТИВ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ ВЛАСТИ, ОТКАЗ СЛЕПО СЛЕДОВАТЬ АВТОРИТЕТАМ, ГОЛОС РАЗУМА И СОВЕСТИ.
АРИСТОТЕЛЬ. ПОЭТИКА. ПОНЯТИЕ КАТАРСИСА Цель трагедии – вызвать у зрителя особое душевное состояние, КАТАРСИС. Катарсис – это чувство глубокого эмоционального сопричастия зрителя герою, которое проявляется в ПЕРЕЖИВАНИИ СТРАХА И СОСТРАДАНИЯ.
СОФОКЛ 496 г. до н. э. – 406 г. до н. э. В центре трагедий Софокла – судьба личности. Высокое мастерство драматической композиции (приёмы перипетии и узнавания). Перипетия часть действия, где герой движется от состояния счастья к состоянию несчастья и наоборот. Глубокая человечность образов героев; передача их сложных переживаний.
ТРАГЕДИЯ «ЭДИП-ЦАРЬ» Действующие лица трагедии ЭДИП, фиванский царь ИОКАСТА, мать и жена Эдипа АНТИГОНА, дочь и сестра Эдипа Тиресий, великий КАДР ИЗ К/Ф ПЬЕРА прорицатель ПАОЛО ПАЗОЛИНИ Креонт, брат «ЭДИП-ЦАРЬ» (1967) Иокасты
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ • Раннее Средневековье (VI – X вв. ), • Высокое Средневековье (XI – XIII вв. ), • Позднее Средневековье (XIV – XV вв. ).
ЧЕЛОВЕК СРЕДНЕВЕКОВЬЯ РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЖИЗНЬ КАК ПОДГОТОВКА К ПОСМЕРТНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ ДУШИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА ОДНОВРЕМЕННО –ВНИМАНИЕ К ЧУВСТВЕННОМУ НАЧАЛУ, ПОПЫТКИ ПОНЯТЬ ПРИРОДУ ТЕЛА АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ, ОТКАЗ ОТ ЧУВСТВЕННЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ ОЩУЩЕНИЕ ВЕЗДЕСУЩНОСТИ СМЕРТИ, ОДЕРЖИМОСТЬ ИДЕЕЙ СМЕРТНОСТИ
ДВА ПРЕДЕЛА БЫТИЯ ПЛЯСКИ СМЕРТИ DANCE OF DEATH TANZ DER TOD
ПРАВИЛА КУРТУАЗИИ РЫЦАРЬ ДОЛЖЕН… БЫТЬ ХРАБРЫМ БЫТЬ ВЕРНЫМ СВОЕМУ СЮЗЕРЕНУ (например, королю) ВЛАДЕТЬ ПРИДВОРНЫМ ЭТИКЕТОМ УМЕТЬ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ (в том числе знать литературу Античности); БЫТЬ ПЛАТОНИЧЕСКИ ВЛЮБЛЁННЫМ В ДАМУ, ВОСПЕВАТЬ ЕЁ В СТИХАХ И ПЕСНЯХ
ЦИКЛЫ РЫЦАРСКИХ РОМАНОВ РОМАНЫ О ТРИСТАНЕ И ИЗОЛЬДЕ (ТОМА, БЕРУЛЬ, ЛЮС ДЕЛЬ ГАТ, ЭЛИ ДЕ БОРОН, МАРИЯ ФРАНЦУЗСКАЯ) БРЕТОНСКИЕ ЛЭ (МАРИЯ ФРАНЦУЗСКАЯ) РОМАНЫ О РЫЦАРЯХ КРУГЛОГО СТОЛА (КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА) РОМАНЫ О СВЯТОМ ГРААЛЕ (КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА, ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ)
ПОЭТИКА РЫЦАРСКОГО РОМАНА Конкретный автор Главный герой –рыцарь, воплощающий идеал куртуазной культуры В основе сюжета – странствия рыцаря Признаки волшебной сказки (фантастика, мотив инициации, узнавания героя, драконоборчества) Отсутствие индивидуализированных персонажей
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ТРУБАДУРОВ Кансона – песня на любовную или религиозную тематику со сложной структурой. Сирвента – песня на общественно-политические темы. Плач – песня на смерть дорогого автору человека. Тенсона – песня-диспут между двумя поэтами. Баллада – плясовая песня (народный характер). Альба – песня о влюблённых, расстающихся на рассвете. Пасторелла – песня о встрече рыцаря и пастушки.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ БРОДЯЧИЕ АРТИСТЫ ГИСТРИОНЫ КОМЕДИАНТЫ ФИГЛЯРЫ ХУГЛАРЫ ЖОНГЛЁРЫ ШПИЛЬМАНЫ
НАРОДНЫЙ ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ШКОЛЯРЫ, ВАГАНТЫ
ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ ЯЗЫК - ЛАТИНСКИЙ СМЕХОВОЙ, ШУТЛИВО- ФИЛОСОФСКИЙ, ПОРОЙ ЖАЛОБНЫЙ ХАРАКТЕР СТИХОВ МОТИВЫ ТОВАРИЩЕСТВА, БРОДЯЖНИЧЕСТВА, ПИРУШЕК С ДРУЗЬЯМИ, ПРОСЛАВЛЕНИЯ РАДОСТЕЙ ЗЕМНОГО БЫТИЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ БУДУЩЕЙ СМЕРТИ.
ФРАНСУА ВИЙОН (1431 – после 1461) …И для меня презрение – почёт… Но как понять, где правда, где причуда? И сколько истин? Потерял им счёт… Из рая я уйду, в аду побуду. Отчаянье мне веру придаёт. Я всеми принят, изгнан отовсюду.
ПОЭТИКА ФРАНСУА ВИЙОНА ● Приём контраста. ● Ирония. ● Смешение сентиментального и иронического, возвышенного и низкого, шутовского и философского. ● Пародийная игра эстетикой Средневековья. ● Лицо и маска: Вийон «играющий» и Вийон «настоящий» . Маски: кающийся школяр, завсегдатай притонов, знаток жизни, страдалец, висельник и др. ● Исповедальный и субъективный характер лирики.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ άνθροπος — человек
Джованни Боккаччо (1313 – 1375) «ДЕКАМЕРОН » - «Десятиднев»
Франсуа Рабле (1494 – 1553) «ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ»
Вильям Шекспир (1564 1616)
Ранний период творчества (15901594 гг. ) Поэма «Венера и Адонис» , хроника «Генрих VI» , хроника «Ричард III» , комедии «Комедия ошибок» , «Укрощение строптивой» и др.
«Оптимистический» период (15941600 гг. ) Комедии «Сон в лютню ночь» , «Много шума из ничего» , «Двенадцатая ночь» и др. А также трагедия «Ромео и Джульетта» .
Период великих трагедий (16011608 гг. ) «Антоний и Клеопатра» , «Гамлет» , «Отелло» , «Макбет» , «Король Лир» и др. Хроники «Генрих IV» , «Генрих V» , «Ричард II» . «Мрачные комедии» : «Мера за меру» и «Троил и Крессида» .
Поэтика трагедий ВИЛЬЯМАШЕКСПИРА 1) магистральный сюжет, 2) доминирующая реальность, 3) особый тип героя – герой как актёр судьбы. ПИНСКИЙ ЛЕОНИД ЕФИМОВИЧ
Постановки «Гамлета» ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Постановка ЮРИЯ ЛЮБИМОВА ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ Постановка ГРИГОРИЯ КОЗИНЦЕВА
Монолог о Йорике, королевском шуте
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА (1547 – 1616) «хитроумный идальго дон кихот ламанчский»
Картины Гелия Коржева по мотивам романа Сервантеса
ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА БАРОККО 1. Кризисное мироощущение. Мир - иллюзия, нет ничего прочного, незыблемого. Человек – пленник иллюзий. 2. Основные темы: жизнь, смерть, границы познания, человеческая природа. Всё это делает барокко философским искусством. 3. Обращение к сиюминутным состояниям, чувствам, стремление запечатлеть момент. 4. Внимание к контрастам: отношения духа и плоти, жизни и смерти, безумия и разума, сна и реальности. Контрастность и парадоксальность художественных мотивов и образов, смешение реального и фантастического, реального и иллюзии. 5. Избыточная метафоризация художественной речи, тонкая языковая игра.
ЛИТЕРАТУРА КЛАССИЦИЗМА 1. Декларация нравственных норм, т. е. искусство классицизма показывает человека таким, каким он должен быть. 2. Сюжеты основаны на историческом или легендарном прошлом. 3. Образы персонажей просты и понятны, в них доминирует какая-либо одна черта (честь, жадность, патриотизм, лицемерие, благородство и т. д. ). Доминирование одной черты превращает персонажа в универсальный характер. 4. Отсутствие метафоричности 5. Строгость, лаконичность композиции. 6. Строгая дифференциация жанров (высоких и низких).
ДЖОН ДОНН (1572 – 1631)
Художественные особенности поэзии Джона Донна мотивы внутреннего конфликта человека с собой, душевного разлада, пропасти между человеком и Богом в философской и религиозной лирике; сенсуализм, нарочитое, ироничное столкновение «правды» духа и «правды» тела в любовной лирике; приёмы контраста, парадокса, иронии; страстность, эмоциональность интонаций использование смелых, провокационных, эпатажных метафор; «живой» язык, смешение стилей: «высокой» , книжной лексики с разговорными, просторечными выражениями; нерегулярная, «рваная» рифма.
ПЕДРО КАЛЬДЕРОН (1600 – 1681) пессимизм в оценке человеческого удела, подчёркивание хаоса, иллюзорности жизни; игра контрастами в сюжете; смена масок, социальных ролей и различных перевоплощений как основа драматизма пьес; символика композиции и художественного пространства; изощрённость сюжета, наличие нём нескольких сюжетных линий, переплетающихся между собой.
МОЛЬЕР (1622 – 1673) Новаторство: создание «высокой комедии» Герой - естественный человек Острая социальная направленность Строгость композиции Создание персонажа как характера
Обзорная лекция История зарубежной литературы.pptx