
5 Biblical Critical Studies_br_08-17-15_RU.pptx
- Количество слайдов: 31
История метода в библейских исследованиях
Историко-критическая интерпретация Библии ▪ Естественный переход от природы к религии ▪ Действует в рамках и предполагает естественный порядок мироустройства – – Историко-критический метод Литературный критицизм Критика форм Отклик читателя – Критика редакций – Критика традиций – И т. д.
Историко-критическая интерпретация Библии ▪ Принимает нормы современной исторической науки как метод изучения Св. Писания ▪ Это новая “метафизика” — новый способ понимания мира
Старая метафизика Новая метафизика схоластика ▪“Реально то, что рационально” ▪“Реально только что, что можно изучить в рамках исторического процесса”
Историко-критическая интерпретация Библии ▪ Чтобы определить природу библейского текст и проверить истинность содержащихся в нем заявлений, применяются принципы истории и науки.
Вопреки утверждениям Библии, в целом, историко-критический метод и сопутствующие ему методы: ▪ исходят их предпосылки, что Библия не является вдохновенным Словом Божьим. Либо, если Библия является Словом Божьим, то это будет определено при помощи метода. ▪ предполагают, что Библия появилась по воле человеческой, а не по воле Божьей. Исходя из этого, Библию следует изучать теми же методами, что и любые другие литературные произведения.
“БОГ” Я СОБЛЮДАЮ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРИТИЦИЗМА, АНАЛОГИИ И КОРРЕЛЯЦИИ Я КОРРЕЛЯЦИ АНАЛОГ ИЯ КРИТИК А НО ВЕДЬ МЫ НЕ НАШЛИ БОГА, НЕ ТАК ЛИ? МЫ АПРИОРИ ОТКАЗАЛИ ЕМУ В ВОЗМОЖНОСТИ ПРЯМОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕЛА
“БОГ” А, ну тогда мы должны провести новый анализ мира природы. И Т. Д. НОВИЗН А РОЯТНОСТЬ ВЕ Я КОРРЕЛЯЦИ АНАЛОГ ИЯ КРИТИК А Конечно же, наш первый взгляд не был адекватным. Я обнаружил дополнительные изменяющие А вы уверены, новизна принципы: вероятность и что наш второй анализ был адекватным? Что если мы все еще не можем Его найти? Как мы узнаем Его, когда найдем? Мы знаем Его, когда мы нашли только Его часть, но отметили эту часть как целое? Что если наша башня была воздвигнута не на том
КРИТИКА ИСТОЧНИКОВ: Попытки обнаружить источники того или иного отрывка Писания Критика источников “предполагает, что создание Писания было исторически обусловлено не только тем, что в нем есть сборные документы со своей собственной историей, но и тем, что на ее содержание повлияли различные движения в истории человечества”. — Tucker, Form Criticism, iv Способы обнаружения источников: • изменение литературного стиля • изменения словаря и выражений • разрывы в повествовании • виды соединительных слов • изменение богословской перспективы • повторения • логические, тематические, хронологические или фактические непоследовательности
КРИТИКА ФОРМ: Политический контекст Религиозный контекст Попытки обнаружить литературный стиль и структуру текстовой единицы в ее отношении Экономическ социальному контексту, кий контекст в котором она возникла. ПЕРИКОПА “Критика форм исходит из предпосылки, что, пусть невольно, все израильтяне на Психологический протяжении многих веков участвовали в контекст создании Библии; это был просто результат их общинного существования как Израильского народа”. — Tucker, Form criticism, vi Социальный контекст
КРИТИКА ТРАДИЦИЙ: Попытки проследить процесс, благодаря которому литературное произведение переходило от одной стадии к другой, пока не достигло своей окончательной формы. “Критика традиций предполагает, что все общество, во всех проявлениях своего существования, участвовало в формировании традиции и ее передаче от поколения к поколению”. — Tucker, Form criticism, vi
КРИТИКА РЕДАКЦИЙ: Попытки обнаружить цель и тему компилятора, редактора и автора материалов, дошедших до нас в их конечной форме. Религиозный контекст Политический контекст Экономический контекст Критика редакции предполагает, что окончательный компилятор документа сам был автором, работавшим в и подвергавшимся Психологический контекст влиянию конкретных социальных, экономических, религиозных и политических условий жизни. Социальный контекст
Э. Уайт о to be something apart from Truth is seen высшей критике the bible. The task of the Biblical scholar is to Предостережения Слова Божьего об опасностях, use the tools of historical Церковь, относятся окружающих христианскую and literary study и кas the basis for determining what is of value нам. Подобно тому как во дни апостолов люди and truth. пытались преданиями и философией подорвать веру. Those who intend to hold враг method в Писания, так и сегодня to a всякой правды arises out совратить души, направить их which пытается of Scripture cannot safely на запретный путь с of contemporary biblical apply the methods помощью заманчивых положенийfor in so doing they would place criticism, высшего критицизма, эволюционного учения, спиритизма, теософии и пантеизма. Scripture itself under an external criterion.
Для многих Библия — это светильник без масла, потому что они настроили свой ум на умозрительную философию, которая приводит к недоразумениям и хаосу. Высший критицизм со своим критическим анализом, догадками, реконструкциями подрывает веру в Библию как в Божественное откровение. Он лишает Слово Божье власти облагораживать и вдохновлять человека, руководить всей его жизнью. [ДА 474. 1]
КРИТИКА ТРАДИЦИЙ: Попытки проследить процесс, благодаря которому литературное произведение переходило от одной стадии к другой, пока не достигло своей окончательной формы. “Критика традиций предполагает, что все общество, во всех проявлениях своего существования, участвовало в формировании традиции и ее передаче от поколения к поколению”. — Tucker, Form criticism, vi
ПОСТМОДЕРНИЗМ Нет абсолютной истины, истина относительна для каждого человека. Есть много правильных мировоззрений и много правильных интерпретаций Писания.
Критика читательского отклика ▪С новой философской системой появляется новый метод толкования. ▪Теория читательского отклика гармонирует с постмодернистским мышлением. ▪Значение текста определяется читателем. Сколько читателей, столько может быть и значений.
Библейская критика Естественное устройство мира является контекстом для изучения Писания История Психология Религия Социология БИБЛИЯ Наука Литературная критика
Библейские исследования на основании Писания Библия Метод исследования Писания, реальность истории, наука, психология, антропология и т. п. Библия Писание открывает природу реальности, в которой могут правильно применяться человеческие дисциплины Библия
Обобщение библейскокритических методов ▪ Для оценки достоверности Божественных действий используются исторические критерии ▪ Библия изучается как любая другая книга ▪ Определяющими считаются внешние авторитеты, а не Библия
▪ Истина - это нечто, не связанное с Библией ▪ Инструменты исторических и литературных исследований определяют, что в Писании имеет ценность, и что (если таковое имеется) содержит истину. ы
Some… Исторический Философская критицизм теология
Some… Библия истолковывается только на песке
Сравнение методов истолкования Философия Метод Ориген Неоплатонизм Аллегорический метод Фома Аквинский Аристотелиансво Аристотелева эпистемология Реформация Sola Scriptura Библия себя истолковывает Исторический критицизм Просвещение Эпистемологическая автономия Читательский отклик Постмодернизм Индивидуальное значение
▪ Те, кто намерен придерживаться метода, который основывается на Писании, не могут безопасно применять методы современной библейской критики, поскольку, поступая так, они поставят Писание в подчиненное положение по отношению к внешним критериям.
▪ Даже если бы выводы научных, исторических или философских аргументов подтверждали авторитет Писания, этот авторитет основывался бы на предшествующем авторитете основополагающего принципа.
Обобщение богословских систем ▪ Непрерывная связи между природой и религией ▪ В процессе богословского исследования возможно начать с мира природы ▪ Предопределенное понимание природы Бога, основанное на современных мировоззрениях.
Результаты эпохи Просвещения ▪ Познание мира природы не должно определяться особым откровением ▪ Познание мира природы должно осуществляться только при помощи естественнонаучных методов
Sola Scriptura ▪ Принимает всерьез заявление Писания о том, что оно является авторитетным словом Бога ▪ Начинает со Св. Писания как с основы любой теологии
Что говорит Писание о своей природе и о принципах его истолкования? ▪ “Все Писание богодухновенно и полезно. . . ” 2 Тим 3: 16. ▪ “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ” 2 Пет 1: 21
Природа Писания Принципы интерпретации Библейское мировоззрение
5 Biblical Critical Studies_br_08-17-15_RU.pptx