Скачать презентацию ИСТОРИЯ МЕТОДА ПЕРКУССИИ И АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ Скачать презентацию ИСТОРИЯ МЕТОДА ПЕРКУССИИ И АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ

История метода перкуссии легких.pptx

  • Количество слайдов: 35

ИСТОРИЯ МЕТОДА ПЕРКУССИИ И АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ ИСТОРИЯ МЕТОДА ПЕРКУССИИ И АУСКУЛЬТАЦИИ ЛЕГКИХ

 Перкуссия - метод исследования больного посредством постукивания по его телу и оценки возникающих Перкуссия - метод исследования больного посредством постукивания по его телу и оценки возникающих при этом звуков

Жан Корвизар. Забытое имя Ауэнбруггера и его метод возродил Жан Николя Корвизар де Маре Жан Корвизар. Забытое имя Ауэнбруггера и его метод возродил Жан Николя Корвизар де Маре - основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I. В течение 20 лет Корвизар и его _ многочисленные ученики тщательно изучали перкуторный звук как новое средство диагностики. В отличие от автора метода, который перкутировал концами пальцев, , сложенных в пирамиду, Корвизар стал выстукивать ладонью.

История развития перкуссии Уже в древности во времена Гиппократа постукивание как способ исследования несомненно История развития перкуссии Уже в древности во времена Гиппократа постукивание как способ исследования несомненно применялось, так как имеются указания на то, что таким образом отличали асцит от метеоризма. Но в дальнейшем этот способ, как и многие другие способы исследования, известные в древности, был самым основательным образом забыт. Поэтому разработка этого способа исследования и опубликование его в 1761 г. венским врачом Леопольдом Ауенбруггером (Leopold Aiienbrugger, 1722 -1809) было действительно новым открытием, как его и назвал автор(Inventum novum ex percussione thoracis human ut signo abstrasos intern pectoris morbos detegendi). Способ, предложенный Ауeнбpуггepом, это способ непосредственной перкуссии: он постукивал концами сложенных и полусогнутых пальцев правой руки непосредственно по груди. Несмотря на то, что способ перкуссии Ауенбруггера был опубликован уже в достаточной степени разработанные (плод семилетних исследований автора) он не нашел отклика и последователей в тогдашней врачебной среде (отчасти, вероятно, потому, что способ перкуссии для своего освоения требует большой тренировки). И почти 50 лет никто не применял этого способа исследования и не вспоминал об его авторе а его книге, пока Корвизар (Corvisart - лейб-медик Наполеона I и профессор Парижского университета) не познакомился с книгой Ауенбруггера. Он оценил ее значение, перевел ее на французский язык (1808 г. ), применил, разработал дальше этот метод и стал учить ему своих учеников. Это было началом современного (научного) периода в развитии перкуссии. Главными его этапами были следующие.

 В 1827 г. французский врач Пиорри (Piorry) ввел плессиметр (от греч. plesso ударяю В 1827 г. французский врач Пиорри (Piorry) ввел плессиметр (от греч. plesso ударяю и metron. - мера) и предложил вместо непосредственной перкуссии посредственную, производя удары пальцем по плотно приложенному к телу плессиметру и получая при этом более ясные и более отчетливые перкуссионные звуки. С тех пор посредственная перкуссия стала быстро вытеснять непосредственную. В 1839 г. венский клиницист Иосиф Шкода (Joseph Skoda) дал теоретическое обоснование метода перкуссии, приложив к объяснению перкуссионных звуков законы акустики. В 1841 г. Винтрих (Wintrich) и несколько ранее Барри (Barry) изобрели особые перкуссионные молоточки, после чего самым распространенным способом стала посредственная перкуссия при помощи молоточка и плессиметра. Бимануальная перкуссия использовалась Г. И. Сокольским (1835). При этом плессиметром служили пальцы левой руки, а молоточком - 2 -3 пальца правой руки.

Жан Корвизар. Забытое имя Ауэнбруггера и его метод возродил Жан Николя Корвизар де Маре Жан Корвизар. Забытое имя Ауэнбруггера и его метод возродил Жан Николя Корвизар де Маре - основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I. В течение 20 лет Корвизар и его _ многочисленные ученики тщательно изучали перкуторный звук как новое средство диагностики. В отличие от автора метода, который перкутировал концами пальцев, , сложенных в пирамиду, Корвизар стал выстукивать ладонью.

Метод перкуссии В основе метода перкуссии лежат звуковые, т. е. чисто физические явления. Звук Метод перкуссии В основе метода перкуссии лежат звуковые, т. е. чисто физические явления. Звук - это распространяющиеся в виде волн колебательные движения материи. Способность раличных тел к колебательным движениям неодинакова. Так, эластические тела, т. е. тела, способные легко восстанавливать свою прежнюю величину и форму, звучат и проводят звук хорошо. Сюда относятся, например, слоновая кость, каучук; в нашем теле - кости, сухожилия, эластические перепонки, воздух. Тела пластические, т. е. сохраняющие приданные им величину и форму, звучат и проводят звук плохо. К ним можно отнести свинец, воск, глину; в нашем теле - кожу, жир, мышцы.

Физика звука Физика звука. Распространение звуков в окружающей их эластической среде, если она гомогенна, Физика звука Физика звука. Распространение звуков в окружающей их эластической среде, если она гомогенна, происходит во все стороны по прямым линиям; сопротивление среды приводит к уменьшению амплитуды звуковых волы и ослаблению или заглушению звука. Уменьшение силы звука происходит пропорционально квадрату расстояния. Если среда, в которой распространяется звук, неоднородна, то при переходе звуковых волн из одной среды в другую с другой скоростью проведения происходит отражение и преломление звука по законам оптических явлений с соответствующей потерей силы звука. Звуки, воспринимаемые нашим ухом (в пределах колебаний от 16 до 38 000 в секунду), большей частью сложные звуки, состоящие из основного тона (с наименьшим числом колебаний) и ряда более высоких добавочных тонов, так называемых обертонов. От примеси последних в значительной степени зависит характер или тембр звука.

 Звук определяется формой, величиной и частотой колебаний звучащего тела и условиями проведения звука Звук определяется формой, величиной и частотой колебаний звучащего тела и условиями проведения звука в окружающей среде. Если форма колебательных движений правильная, то соответствующий им звук будет простым, чистым. Таков, например, звук камертона или струны. Звуки, имеющие в своей основе строго периодические колебания, называются музыкальными звуками или токам, а не имеющие определенного периода колебаний - шумами. Смесь тонов носит название звона. Неправильная форма колебательных движений, когда на фоне основного колебания наблюдается большое число вторичных дополнительных колебаний, характерна для сложных звуков. Таким образом форма звуковых колебаний определяет характер или тембр звука. Величина колебаний, их. амплитуда, определяет собой силу звука. Частота колебаний, т. е. число их в 1 секунду, определяет высоту звука. Благоприятные условия для распространения звука в окружающей среде определяют его длительность.

Перкуссия с физической точки зрения толчок или удар, производимый на определенный участок тела, вызывающий Перкуссия с физической точки зрения толчок или удар, производимый на определенный участок тела, вызывающий нарушение его равновесия и звуковые колебания. Суть перкуссии сводится к тому, чтобы колебательные волны, вызванные перкуссионным ударом, достигли воздухо-содержащих органов и привели воздух там в колебание. Если перкуссионный удар одинаков, изменение звука можно относить за счет перкутируемой части тела. Таким образом при помощи перкуссии мы определяем только физическое состояние исследуемых частей тела в смысле большего или меньшего содержания в них воздуха, Перкуссия, следовательно, является умением посредством постукивания тела вызывать звуки и по их свойствам судить о физическом состоянии соответственных органов. Заключения же наши об анатомических и патологических изменениях в органах основываются на сопоставлении с данными других методов исследования и логических умозаключениях.

 Методика и техника перкуссии 1) получение звука - техника и методика перкуссии, 2) Методика и техника перкуссии 1) получение звука - техника и методика перкуссии, 2) оценка получаемого звука - семиотика перкуссии и 3) умение применять перкуссию для решения конкретных диагностических задач, как. исследование сердца, легких и других органов - частная перкуссия. Прежде всего, как это видно из исторического очерка развития перкуссии, нужно различать перкуссию непосредственную и посредственную. Непосредственной называют перкуссию, производимую одним или несколькими вместе сложенными пальцами непосредственно по телу больного. Перкуссия называется посредственной, когда перкуссионный удар падает не на поверхность тела, а на специальную подставку (плессиметр), плотно прижатую к телу. Благодаря большей звучности и более широкому кругу применения посредственная перкуссия получила гораздо большее распространение и развитие, чем непосредственная

Непосредственная перкуссия Ауенбруггера - в настоящее время применяется редко; иногда при определении границ сердца, Непосредственная перкуссия Ауенбруггера - в настоящее время применяется редко; иногда при определении границ сердца, при сравнительной перкуссии нижних частей легких, при перкуссии по ключицам, хотя в последнем случае мы уже имеем как бы переход от непосредственной перкуссии к посредственной, так ключица играет при этом роль плессиметра. При непосредственной перкуссии мы имеем очень малую интенсивность перкуссионного звука и трудность разграничения звуков между собой, но зато здесь мы можем полностью использовать чувство осязания и ощущение сопротивления перкутируемых тканей. Развитие непосредственной перкуссии в этом направлении привело к разработке методов, которые можно назвать методами беззвучной перкуссии: сюда можно, например, до известной степени отнести метод пощелкивания Образцова и метод поглаживания или скольжения. Образцов пользовался для перкуссии щелчком (ударом) мякотью указательного пальца правой руки при соскальзывании его с тыльной поверхности среднего пальца. Поглаживающая или скользящая перкуссия производится мякотью трех или четырех пальцев руки по обнаженной поверхности груди. Этим способом можно, как в этом нас убеждает и наш собственный опыт, с достаточной точностью определять границы органов

Посредственная перкуссия в различных ее формах благодаря влиянию плессиметра (которым перкутируемое место сдавливается, делается Посредственная перкуссия в различных ее формах благодаря влиянию плессиметра (которым перкутируемое место сдавливается, делается более плотным и эластичным, а следовательно более способным к колебаниям и проведению звука) имеет два основных преимущества: перкуссионный звук становится более громким и более отчетливым. Кроме того, при посредственной перкуссии имеется гораздо большая возможность приспособления перкуссионного звука для различных целей, преследуемых перкуссией. Исторически первым способом посредственной перкуссии была перкуссия пальцем по плессиметру (Пиорри). Затем вторым классическим способом нужно считать перкуссию молоточком по плессиметру (Винтрих). Применялась также перкуссия молоточком по пальцу. Но самым распространенным в настоящее время, самым простым и удобным способом посредственной перкуссии является перкуссия пальцем по пальцу, на которой мы и остановимся подробнее.

 Пальце-пальцевой способ перкуссии имеет ряд преимуществ: 1) при нем врач независим от инструментария, Пальце-пальцевой способ перкуссии имеет ряд преимуществ: 1) при нем врач независим от инструментария, 2) плессиметр-палец удобен и легко приспособляется к любой поверхности тела, 3) при этом способе используются для оценки данных исследования одновременно и акустические и осязательные ощущения, 4) при овладении этим методом перкуссии уже нетрудно освоить и другие.

 Плессиметром служит средний или, реже, указательный палец левой руки. Он для этой цели Плессиметром служит средний или, реже, указательный палец левой руки. Он для этой цели прикладывается своей ладонной поверхностью к перкутируемому месту плотно, но легко (без особого давления). Для перкуссионного удара пользуются средним или указательным пальцем правой руки. Палец должен быть согнут лучше всего так, чтобы две последние фаланги его или по крайней мере концевая фаланга находилась под прямым углом к основной. Во всяком случае угол его сгибания всегда должен быть один и тот же. Остальные пальцы не должны с ним соприкасаться (должны быть от него отодвинуты). Движения для удара должны быть свободны и гибки и долины производиться в лучезапястном суставе. Удар по пальцу-плессиметру (по его средней фаланге, реже по ногтевой) должен производиться мякотью пальца-молоточка и иметь перпендикулярное направление к перкутируемой поверхности. Это очень важное условие для получения хорошего, сильного перкуторного звука. Далее удар должен обладать еще целым рядом свойств: он должен быть короткий, отрывистый, быстрый и эластичный (палец - молоточек лучше всего тотчас же после удара отнимать от пальца - плессиметра, удар должен быть отскакивающим). Этим достигается большая сила удара и большее его распространение в глубину, чем по поверхности. Для успешной оценки перкуторного звука и в интересах известной суммации слуховых впечатлений следует пользоваться повторными ударами, т. е. на каждом перкутируемом месте производить два или три одинаковых и с равными промежутками удара.

Глубокая и поверхностная перкуссия 1) глубокую, сильную или громкую 2) поверхностную, слабую или тихую. Глубокая и поверхностная перкуссия 1) глубокую, сильную или громкую 2) поверхностную, слабую или тихую. В значительной мере от силы перкуторного удара зависит распространение колебательных движений по поверхности и в глубину, количество приводимого в колебание воздуха и интенсивность перкуторного тона.

 При глубокой (сильной) перкуссии колебания перкутируемых тканей распространяются по поверхности на 4 -б При глубокой (сильной) перкуссии колебания перкутируемых тканей распространяются по поверхности на 4 -б см и в глубину до 7 см. При поверхностной (слабой) перкуссии колебания распространяются по поверхности до 2 -3 см и в глубину до 4 см. Другими словами, акустическая сфера действия при сильной перкуссии приблизительно в два раза больше, чем при слабой. В зависимости от обстоятельств - большей или меньшей величины пораженного участка, большей или меньшей глубины его расположения, равно от цели исследования - сравнение звука в разных местах или отграничение друг от друга двух смежных органов - мы пользуемся то более сильной, то менее сильной перкуссией. При малой величине патологического очага в легких, поверхностном его расположении, при определении границ органов выгоднее пользоваться слабой (поверхностной) перкуссией. И наоборот, при очагах крупных размеров, глубоком их расположении и для целей сравнения звука лучше применять более сильную (глубокую) перкуссию. Разновидностью и дальнейшим развитием принципов тихой (слабой) перкуссии является тишайшая (слабейшая), так называемая предельная или пороговая перкуссия Гольдшайдера (Goldscheider).

Сравнительная и топографическая перкуссия. 1) сравнительная перкуссия, имеющая целью сравнение анатомически одинаковых областей; 2) Сравнительная и топографическая перкуссия. 1) сравнительная перкуссия, имеющая целью сравнение анатомически одинаковых областей; 2) отграничительная или топографическая перкуссия, имеющая своей задачей отграничение друг от друга анатомически различных областей и проекцию их границ на поверхность тела. При сравнительной перкуссии необходимо самым тщательным образом следить за равенством (тождеством) условий при выстукивании симметричных мест: одинаковая сила удара, одинаковое, положение и одинаковое давление пальца-плессиметра, одинаковая фаза дыхания и др. Если вообще при сравнительной перкуссии пользуются обыкновенно более сильной перкуссией, то при неясных, сомнительных данных следует испробовать последовательно и сильную, и умеренную, и слабейшую перкуссию, и тогда нередко удается получить совершенно отчетливый результат. В интересах более надежного сравнения и в целях самоконтроля следует менять последовательность перкуссионных ударов: так, например, если мы, сравнивая два симметричных места, перкутировали сначала правую, а затем левую сторону и при этом получили некоторую разницу в звуке, то следует перкутировать и в обратном порядке (сначала слева, а потом справа). Нередко при этом приеме кажущаяся разница перкуторного тона исчезает.

 Сравнительная перкуссия, само собой разумеется, применима не только для сравнения двух симметричных мест, Сравнительная перкуссия, само собой разумеется, применима не только для сравнения двух симметричных мест, но также и для сопоставления двух мест с определенной и известной разницей их звучания на одной и той же стороне тела. При сравнительной перкуссии не достаточно простого установления факта изменения звука, например притупления его, как при ограничительной перкуссии, но необходимо детальное дифференцирование перкуторного тона по всем его основным свойствам: интенсивности, тональности, тембру. Это крайне важно для получения ясного представления о физическом состоянии перкутируемого органа.

Отграничительная топографическая перкуссия тихой перкуссии, короткого удара и возможно меньшей его поверхности. Последнее может Отграничительная топографическая перкуссия тихой перкуссии, короткого удара и возможно меньшей его поверхности. Последнее может быть достигнуто применении плессиметра его краевым положением, а при пальце-плессиметре - соприкосновением с перкутируемой поверхностью только его верхушки (условия, необходимые для получения прерывистых колебаний перкутируемого тела). Очень важным моментом при отграничивающей перкуссии является возможно большая эластичность, пружинящий характер и перкутирующей и перкутируемой рук. Необходимые для этого условия трудно описать, но их легко усвоить на практике. Необходимо следить за тем, чтобы палецплессиметр накладывался на место перкуссии, как указывалось выше, возможно легче, без всякого нажима. Ибо всякое сильное надавливание плессиметра уже придает перкуссии характер сильной. При отграничении воздухсодержащих частей тела от безвоздушных одни рекомендуют перкутировать в направлении от воздухсодержащих к безвоздушным, другие - наоборот. На практике это не имеет существенного значения, и нужно перкутировать и в том и в другом направлении, переходя искомую границу несколько раз, пока отчетливо не определится ее положение.

Длительность перкуторного тона зависит от продолжительности звуковых колебаний. Продолжительность же колебаний обычно тем больше, Длительность перкуторного тона зависит от продолжительности звуковых колебаний. Продолжительность же колебаний обычно тем больше, чем больше масса звучащего тела; колебания небольших тел затихают быстрее. Длительный звук - в то же время звук полный и низкий, а короткий звук - пустой и высокий. Разница в длительности звука между различными перкуторными тонами при перкуссии человеческого тела невелика: так, нормальный легочный тон приблизительно только в два раза продолжительнее тупого тона. В патологических условиях мы обычно имеем дело с укорочением звука. Это укорочение большей частью идет параллельно с ослаблением звука и повышением его (перкуторный тон становится более коротким, более тихим или притуплённым и более высоким).

Типичные звуки, получаемые при перкуссии человеческого тела Типичные звуки, получаемые при перкуссии человеческого тела. Типичные звуки, получаемые при перкуссии человеческого тела Типичные звуки, получаемые при перкуссии человеческого тела. Перкутируя различные области человеческого тела, мы получаем три основных характера тона, которые по месту их типичного возникновения можно назвать: 1) бедренным тоном, 2) легочным тоном и 3) желудочно-кишечным тоном. Бедренный тон в наиболее чистом своем виде наблюдается при перкуссии толстого слоя мышц, как, например, на бедре (отсюда и название), а также в местах прилегания безвоздушных органов к стенкам тела (сердце, печень, селезенка). Легочный тон получается на всем протяжении нормальных легких и имеет своеобразный тембр. Желудочно-кишечный тон - это тимпанический по своему оттенку тон, типичный для брюшной полости, но наблюдающийся также при перкуссии полости рта, гортани и трахеи.

Общие правила перкуссии 1. Положение больного при перкуссии должно быть возможно более удобным, с Общие правила перкуссии 1. Положение больного при перкуссии должно быть возможно более удобным, с максимальным расслаблением мышц. Поэтому, если нужно, например, перкутировать тяжелого постельного больного в сидячем положении, то его необходимо крепко держать в этом положении так, чтобы ему это было удобно. 2. Положение врача при перкуссии должно быть также вполне удобным; в противном случае его внимание будет отвлекаться. Очень важно также следить за тем, чтобы голова (уши) исследователя находилась всегда на одинаковом расстоянии от места исследования. 3. Перкутировать нужно по обнаженному телу, так как для правильной оценки результатов перкуссии необходимо видеть перкутируемую часть тела, потому что всякого рода искривления скелета, выпячивания, степень развития подкожной клетчатки или мышц и прочее оказывают свое влияние на перкуторный звук.

 4. Перкутировать нужно по возможности осторожно, так как более сильная перкуссия и у 4. Перкутировать нужно по возможности осторожно, так как более сильная перкуссия и у здорового человека часто вызывает неприятное ощущение, а у больного она может быть резко болезненной. 5. Типичной ошибкой при этом методе исследования является слишком сильная перкуссия. Она не только неприятна больному, но и бесполезна для дела. Для получения хороших результатов при перкуссии не требуется сильного звука, так как оттенки тихих звуков улавливаются нашим ухом лучше, чем оттенки сильных звуков.

Определение Аускультация (лат. auscultatio) — метод физикальной диагностики в терапии, фтизиатрии, кардиологии, акушерстве, пульмонологии, Определение Аускультация (лат. auscultatio) — метод физикальной диагностики в терапии, фтизиатрии, кардиологии, акушерстве, пульмонологии, реже — хирургии, заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в паренхиматозных и полых органах человека (сердце, легкие, кишечник, плевральная полость).

Аускультация. Первые упоминания об аускультации встречаются еще в трудах Гиппократа — имеются указания на Аускультация. Первые упоминания об аускультации встречаются еще в трудах Гиппократа — имеются указания на шум трения плевры, влажных хрипах в лёгких, шуме плеска. Выслушивание сердца было впервые введено во 2 в. до н. э. греческим врачом Аретеем.

Рене Лаэннек. Аускультацию как диагностический метод впервые применил Рене Лаэннек. Он в 1819 году Рене Лаэннек. Аускультацию как диагностический метод впервые применил Рене Лаэннек. Он в 1819 году издал труд под названием: «О посредственной аускультации или распознавании болезней лёгких и сердца, основанном главным образом на этом новом способе исследования» . В этом труде настолько рассмотрена и разобрана техника аускультации, что основные принципы применяются и в современной медицине, он дал название основным аускультативным феноменам — шумы, хрипы, крепитация и др. Также в этом труде Лаэннек осветил историю открытия стетоскопа. На приеме у больной Лаэннек скрутил тетрадь трубочкой и приложил к сердцу.

Стетоскопы. Первые стетоскопы (от греч. stethos — грудь, scopeo — смотрю, исследую), Лаэннек клеил Стетоскопы. Первые стетоскопы (от греч. stethos — грудь, scopeo — смотрю, исследую), Лаэннек клеил из плотной бумаги, затем в поисках оптимальных акустических эффектов стал вытачивать их из различных пород дерева на специальном станке. Его собственный стетоскоп был деревянным и состоял из двух цилиндров, которыми в зависимости от целей исследования можно было пользоваться в собранном или разобранном виде.

 Первоначальная форма этого инструмента для выслушивания, названного Лаэннеком стетоскопом, повторяла форму бумажного свертка. Первоначальная форма этого инструмента для выслушивания, названного Лаэннеком стетоскопом, повторяла форму бумажного свертка. Это была полая, с каналом в 6 мм, деревянная трубка длиной 33 см, разнимавшаяся (для удобства) посредине. Многочисленные видоизменения этой первоначальной формы стетоскопа шли в разных направлениях: 1) утончение трубки, делавшее ее более способной к колебаниям и, следовательно, к проведению звуков; 2) укорочение ее (до 14 -16 см); 3) более удобное устройство ушного конца стетоскопа в виде ушной пластинки; 4) более целесообразное для улавливания звуков устройство грудного конца; 5) применение различного материала для изготовления трубки (различные сорта дерева, металл, каучук, стекло, целлулоид и др. ).

 Одно время были предложены вместо полых стетоскопов сплошные; при этом исходили из той Одно время были предложены вместо полых стетоскопов сплошные; при этом исходили из той мысли, что плотные тела проводят звук лучше, чем воздух. На практике, однако, оказалось, что при сплошных стетоскопах аускультативные явления значительно (приблизительно наполовину) слабее, чем при обычных полых стетоскопах. Объясняется это тем, что хотя проведение звука в сплошных стетоскопах действительно лучше, но зато в них нет усиления звука. Была, далее, попытка заменить ушную пластинку стетоскопа коническим заострением его ушного конца, который вводится непосредственно в наружный слуховой проход (смысл видели в преимуществе такой непосредственной передачи звуковых колебаний в слуховой проход). Но такой стетоскоп оказался неудобным (раздражение ушного прохода, ограничение движений врача).

 Наконец, последние видоизменения стетоскопа, касающиеся его грудного конца, выразились в присоединении к нему Наконец, последние видоизменения стетоскопа, касающиеся его грудного конца, выразились в присоединении к нему приспособлений для резонанса с целью усиления звуковых явлений. Так возникли различные формы фонендоскопов: простые, когда грудной конец (грудная камера) стетоскопа обтягивался простой резиновой или животной перепонкой; более сложные - с упругими целлулоидными, эбонитовыми и другими мембранами; фонендоскопы со специальными приспособлениями.

Достоинства и недостатки. Достоинство твердых стетоскопов заключается в том, что они очень мало изменяют Достоинства и недостатки. Достоинство твердых стетоскопов заключается в том, что они очень мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и передают одновременно со звуками и осязательные ощущения. Их недостатки сводятся главным образом к неудобству и утомительности исследования для врача, а также и для больного (особенно при тяжелом состоянии последнего), а к болезненности, нередко значительной, при надавливании стетоскопом. Достоинство гибких стетоскопов двоякое: удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение лица больного и исследуемое место, во-первых, и до известной степени более значительное, чем при твердых стетоскопах, усиление звука - во-вторых. Недостатками же их являются: значительное изменение естественного характера звуков вследствие того, что резиновые трубки проводят значительно лучше низкие звуки, чем высокие, и затем большое количество легко возникающих посторонних шумов.

Заключение большое число способов перкуссии говорит о том, что суть дела здесь заключается не Заключение большое число способов перкуссии говорит о том, что суть дела здесь заключается не в самом способе, а в умении перкутировать. Наиболее целесообразным и в настоящее время наиболее распространенным способом перкуссии нужно признать пальце-пальцевой, и учащийся должен овладеть им прежде всего. При этом необходимо помнить, что ни по книге, ни на глаз научиться перкуссии (как и всякому другому методу исследования) нельзя. Научиться ей можно только путем систематического и длительного упражнения. Перкуссия может считаться самым трудным физическим методом исследования, требующим наибольшей практики, наибольшей выучки. Несомненно, что одно из самых больших затруднений при перкуссии - говорит Кебот (Cabot) - возникает из необходимости быть одновременно и активным и пассивным. Здесь необходимо одновременно и извлекать звук, и выслушивать его, правильно выстукивать и правильно оценивать получаемые звуки. Вторая задача - более важная; ей, по Кеботу, нужно уделять две трети внимания, сам же механизм выстукивания при достаточном навыке должен стать полуавтоматическим.

Заключение Открытие метода аускультации, дало возможность услышать звуки внутренних органов при их нормальном и Заключение Открытие метода аускультации, дало возможность услышать звуки внутренних органов при их нормальном и патологическом состояния, что в свою очередь способствовало улучшению диагностики, тогда как лечебные возможности оставались малодейственными, устаревшими. Открытие аускультации, так же дало патологоанатомическое объяснения признаков, которые можно обнаружить с помощью этого метода. Жаль говорил : «только то, что имеет чисто научное природо историческое обоснования, должно вводиться в практическую медицину, все остальное-мистика. Медицина - наука, а не искусство » .

Литература Адамов С. А. , Ковалевский А. А. Перкуссия и аускультация. Краткий курс для Литература Адамов С. А. , Ковалевский А. А. Перкуссия и аускультация. Краткий курс для студентов и врачей; стр. 162 (Томск, 1938 год). УДК 616— 071. 6 Перкуссия © 2005 г. Михайлин А. О.