Тема3.1. Вавилон.ppt
- Количество слайдов: 13
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Тема 3: Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока Учебные вопросы: 1. Развитие управления в Месопотамии 2. Египетская цивилизация
«Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата
Литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кравченко История в девяти книгах: Геродот. — М. : Издательство ОЛМА-ПРЕСС, 2004. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия /А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. — Минск: Харвест, М. : ACT, 2000. Управление в древних цивилизациях/Макашов И. Н. , Овчинникова Н. В. — М. : Компания Спутник+, 2004. Ишков М. Н. Навуходоносор. — М. : Астрель, 2001. Рыжов К. Все монархи мира. Древний Восток. —М. : Вече, 2001. Всемирная история войн. Книга первая. /Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. — М. : Полигон, 1997. А. Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Изд. 2 -е, испр. и доп. /Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. — М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
Месопотамская цивилизация • одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности. • Отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает формирование культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе. • Особенностью развития управления в Древней Месопотамии можно назвать появление и существенное усиление централизованной государственной власти, которое происходило в период перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу. • Государства Двуречья строились на принципах жесткой централизации, строгой вертикали власти.
Государство шумеров (Шумер) • Города шумеров как религиознокультурные и торговые центры, • Во главе их стояли правители, носившие титулы «эн» , «энси» , «лугал ь» . • В XXVIII — XXVII вв. до н. э. городом-государством руководил эн — верховный жрец, следивший за городским строительством, организацией ирригационной сети, общественными работами в целом, наблюдавшему за деятельностью административного аппарата. Лугалем (большим человеком, господином) именовался военный вождь. • В период существования городов-государств в Шумере основными хозяйственными единицами были храмы. Храмовая земля обрабатывалась работниками — «людьми хозяйства богини Бау» . • Они ежемесячно получали со складов храма натуральное довольствие.
Государство шумеров (Шумер) общество состояло из свободных общинников, n а также работников храмовых или государственных хозяйств, получавших землю в условное владение (за это они свое отрабатывали) или же вообще не имевших земли и получавших только паек. Эти люди составляли отдельное сословие. n К особому, бесправному сословию относились рабы. n • Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. • К началу III тыс. до н. э. относится шумерский литературный памятник, носящий название «Земледельческий альманах» . Облечен он в форму поучения, даваемого опытным земледельцем своему сыну, и содержит указания, как сохранять плодородие почвы и приостановить процесс ее засоления. В тексте также дается подробное описание полевых работ в их временной последовательности. Большое значение в хозяйстве страны имело скотоводство.
Централизованное государство в Южной Месопотамии — Царство Шумера и Аккада • В конце XXII в. до н. э. , возглавляемое III династией Ура (2112 — 2003 гг. до н. э. ). • Ур-Намму и его преемники создали классическое древневосточное деспотическое государство, в котором все земли, храмовые и правительственные, были объединены в одно государственное хозяйство. Исключительно большое внимание уделялось организации учета и надзора. • Так, в реестре финиковых плантаций указывалось, сколько плодов дает каждая пальма. Велся детальный учет трудового вклада каждого. Учитывалось даже, кто трудился в полную силу, а кто- в 2/3 силы или в 1/6. Составлялись списки больных, умерших, отсутствовавших на работе с указанием причины прогула. В рамках единого общегосударственного хозяйства работники объединялись в партии, во главе которых стояли надзиратели. Ремесленников из государственных мастерских часто отправляли на сельскохозяйственные работы или гребцами на речные суда. • Деспотическому государству требовалось множество администраторов, писцов, надсмотрщиков, квалифицированных ремесленников. • Причиной падения III династии Ура стало усиление напряженности внутри страны, а также натиск западных кочевников — амореев и восточных— эламитов.
Вавилонское царство • Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э. ), создавший сильное централизованное государство и объединивший вокруг Вавилона всю Месопотамию. • При Хаммурапи административная система носила строго централизованный характер. • Лично вникавший во все дела, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах. • В результате судебной реформы установилось единообразие в судопроизводстве. Во все крупные города направлялись царские судьи, непосредственно подчиненные владыке. • Под запрет была поставлена частная международная торговля. На внешних рынках купцы действовали как чиновники царя. • Была сведена на нет самостоятельность храмов. • Ярким выражением законотворческой деятельности энергичного правителя стал кодекс законов Хаммурапи.
Кодекс законов Хаммурапи. • Для эффективного управления обширными владениями он впервые выработал кодекс, который содержал 285 законов управления государством, регулировал всё многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. • Нововведением стало и то, что Хаммурапи создал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитникалюдей. • В период правления Хаммурапи впервые появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отношений людей и, наконец, зарождаются первые ростки лидерского стиля. • Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что вавилонский владыка создал первую формальную систему администрирования.
Кодекс законов Хаммурапи Текст законов можно подразделить на три части: • начало (божественное предзнаменование), • содержательная часть (статьи законов), • окончание (кара богов за нарушение данных законов) • (§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответ ствии с урожаем его соседей. • (§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил. • (§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
Управленческая значимость законов Хаммурапи • • • 1. Царь — правитель Вавилона и • Вавилонии — являл собой представителя пантеона богов на земле, что определяло круг его функций управления государством как некоторым целым, состоящим из взаимосвязанных элементов. Иначе говоря, царь стоял на вершине пирамиды власти и управления. 2. Соединение в лице монарха законодательной и исполнительной власти. Царь издавал законы, указы, постановления. В то же время царь повелевал, т. е. осуществлял волеизъявление, направленное на реализацию принимаемых решений. 3. Судебная власть была выделена в самостоятельную функцию, но она не была абсолютной. Судьи должны были судить • по справедливости (категория этики). В противном случае их ожидало наказание и запрет на профессию. 4. Выделение различных видов управления в самостоятельные функции деятельности: управление экономическими процессами, в т. ч. торговлей, собственностью (имуществом, водообеспечением, земельными наделами, поголовьем скота и др. ), семейнобрачными отношениями, а также регламентация трудовой деятельности служителей культа, медиков, строителей, перевозчиков, представителей других профессий. Так, статьи 215 — 277 определяют тарифы за оказываемые услуги. Но эти же статьи законов определяют меру наказания в случае нарушения моральноэтических установок. 5. Законами в общих чертах определена социальная и организационная структура царства. Это касается верховной власти в городах и сельской местности, а также внутри семейных отношений.
Управленческая значимость законов Хаммурапи Важно и то, что в законах определены методы управления и их инструментарий. n n Административные методы — подчиненность и неуклонное следование правилам (в противном случае — наказание). n Еще одной важной особенностью администрирования в Вавилонии стало документальное подтверждение принимаемых решений (документ с печатью), включая договоры, распоряжения, свидетельства и прочее. n Экономические методы управления — широкое использование таких инструментов, как аренда, залог, заем, кредит, оплата за что-либо, деньги (серебро на вес) и др. Все это пробуждало экономические стимулы. Социально-психологические (воспитательные) методы. На них делался усиленный акцент. Особенно в отношении семьи.
ВЫВОДЫ: Месопотамия Месопотамская цивилизация привнесла в развитие менеджмента: • • Государства Древней Месопотамии, благодаря своему длительному существованию, крупным масштабам государственности, выдающимся личностям царей, высокому уровню культуры, сумели сконцентрировать в своей деятельности многие достижения прошлых тысячелетий — в частности, в области управления него организации. И прежде всего управления государством как единым целым образованием, состоящим из отдельных, но взаимозависимых частей. Развитие ирригационных систем, металлургическое производство (медь, бронза – литье, клепка, паяние), выделение из общества специальных людей для торговли - отделение торговли от ремесла, рост городов; Создание Храмовых хозяйств, как особого вида хозяйствования и управления; Сословное деление общества Появление письменности как результат удовлетворения потребностям управления хозяйством и результат создания больших и сложных хозяйств. Развитие государственного сектора экономики В этих условиях сложилась и успешно действовала новая модель управления. Осуществляли его царь и его опора — военачальники, жрецы, приближенные сановники, слуги (аппарат), выполнявшие различные распоряжения властелина.