Скачать презентацию ИСТОРИЯ ИСКУССТВА РОССИЯ 19 век СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Скачать презентацию ИСТОРИЯ ИСКУССТВА РОССИЯ 19 век СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

19 в. РОССИЯ.ppt

  • Количество слайдов: 11

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА РОССИЯ. 19 век. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА РОССИЯ. 19 век.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ • • Новое течение. Характерные черты этого направления — идеализация жизни на лоне СЕНТИМЕНТАЛИЗМ • • Новое течение. Характерные черты этого направления — идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов» . «Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник воспевает бытие человека среди естественного окружения, трактует природу как источник эстетического наслаждения» .

Владимир Лукич Боровиковский 1757 -1825 • • Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Владимир Лукич Боровиковский 1757 -1825 • • Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросонестен н трудолюбив и все делал отлично: и даже копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу Академик Академии живописи. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей.

В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной, 1797 Холст, масло. 72× 53, 5 см В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной, 1797 Холст, масло. 72× 53, 5 см Третьяковская галерея, Москва • • • Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежнолиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

В. Боровиковский Портрет М. Лопухиной. ГТГ. На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина (1779— 1803), В. Боровиковский Портрет М. Лопухиной. ГТГ. На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина (1779— 1803), представительница графского рода Толстых. Русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В. Боровиковский Лизонька и Дашенька. 1794. ГТГ. В. Боровиковский Лизонька и Дашенька. 1794. ГТГ.

В. Боровиковский Портрет Императрицы Екатерины II, 1794. ГТГ. • Расцвет его искусства был недолгим В. Боровиковский Портрет Императрицы Екатерины II, 1794. ГТГ. • Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX вв. , - но прекрасным. Именно тогда он создал два варианта необычного по своей лирической камерности портрета, изображавшего Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке (1794; А. С. Пушкин вспомнил о нем при написании эпизода встречи Маши с императрицей в "Капитанской дочке").

В. Боровиковский • «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько В. Боровиковский • «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: „Не бойтесь, она не укусит“. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…» . (А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Гл. 14, отрывок)

В. Боровиковский Портрет князя Куракина. 1801. ГТГ. “Портрет князя А. Куракина” — одна из В. Боровиковский Портрет князя Куракина. 1801. ГТГ. “Портрет князя А. Куракина” — одна из вершин в развитии русского парадного портрета. Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат. . . » И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт» . «Бриллиантовый князь» , прозванный Державиным «павлином» , на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана. Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь. . . размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

К. Брюллов Итальянка, снимающая виноград К. Брюллов Итальянка, снимающая виноград

К. Брюллов Всадница К. Брюллов Всадница