18 в. ЕВРОПА.ppt
- Количество слайдов: 31
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЕВРОПА. 18 век. Просветительский классицизм и рококо.
Английская революция • 1648 -1650 гг. (1640 -1660) • Карл I Стюарт • Пуритане и пуританизм как разновидность кальвинизма (Жан Кальвин) • Оливер Кромвель • Либерализм • Английские философы: Джон Локк и Томас Гоббс • Английская наука • Промышленная революция
Великая Французская революция 1789 года • • • «Галантный век» (1715 -1789 гг. ); «Старый порядок» : сословность абсолютизм (божественное право королей) церковная цензура; Людовик XVI и Мария-Антуанетта Гильотина и Площадь Согласия (Революции) Свобода, равенство, братство (фр. Liberté, Égalité, Fraternité) — девиз Великой французской революции, широко известный левый лозунг.
Ж. -А. Габриэль. Площадь Согласия в Париже. 1751— 1763.
Во время Великой Французской революции статую короля Людовика XV на площади сменила гигантская гильотина. Здесь в окружении ликующих толп народа были обезглавлены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, позднее — Дантон и Робеспьер. В те времена это место называлась Площадью Революции. Своё нынешнее наименование площадь получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 г.
«ГАЛАНТНЫЙ ВЕК» • • Расцвет абсолютизма. Фаворитизм, могущество официальных фавориток (и фаворитов). Обособленность королевского (императорского) двора от остального населения. Культ наслаждений как основной жизненный принцип. Развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. Галантность ( «вежливость» ) как основа взаимоотношений мужчины и женщины. Это понятие включало в себя такие резко противоположные тенденции, как провозглашение женщины «богиней» и «властительницей дум» , и, с другой стороны, — использование её же в качестве бесправного объекта, «орудия» для получения удовольствий. Общеевропейская галломания, признание за Францией, а точнее — за Версальским двором, абсолютного приоритета в области искусств, моды, а также — образования и воспитания личности. О. Фрагонар «Качели» Де Труа «Общество в парке»
Гудон Жан Антуан (1741— 1828) Вольтер. 1781 Терракота. Музей Фабр, Монпелье • Особое место в творчестве Гудона занимают портреты Вольтера. Гудон создал несколько портретов знаменитого французского мыслителя, а также две статуи, почти одинаковые (одна из них была заказана русской императрицей Екатериной II). Вольтер сидит в кресле. Черты его лица переданы с предельной точностью. Легкий наклон тела вперед, острый взгляд, саркастическая усмешка, застывшая на тонких губах, создают впечатление живого контакта модели со зрителем. Одеяние, которое трудно отнести к какой-либо определенной эпохе, естественно в изображении философа и заставляет задуматься об истинном масштабе его личности. Вольтер стал для мастера воплощением главных духовных ценностей своего времени. Портрет конкретного человека превратился у Гудона в некий идеальный образ мыслителя — мудреца, вобравшего в себя и знание современной жизни, и опыт древности.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 1694 -1778 один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник .
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) • • • Уехал в Англию, где прожил три года (1726— 1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу. Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма» ; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек» ), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды. Затем Ферней (Швейцария) стал местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 Вольтер — восьмидесятитрёхлетний старик — вернулся в Париж, где ему устроена была — при враждебном безучастии[ короля — восторженная встреча. Произведения: Кандид. Простодушный. (Описывает злоключения руссоистского «естественного человека» в клерикально-абсолютистской Франции старого порядка). Одноименный советский фильм 1994 г.
Эмили маркиза Дю Шатле французский математик и физик. Являлась музой и вдохновительницей Вольтера.
Дени Дидро (1713 -1784) французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).
Дени Дидро • • • Племянник Рамо. Жак фаталист. Монахиня. Салоны. Парадокс об актёре. • По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах» , и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. Когда Дидро приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она обласкала мыслителя, беседовала с ним целыми часами, но скептически отнеслась к его проектам об уничтожении роскоши при дворе, обращении освободившихся средств на нужды народа и о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой.
Жан-Жак Руссо 1712 -1788 французский писатель, мыслитель. музыковед, композитор и ботаник.
Жан-Жак Руссо 1712 -1788 • • Победа в конкурсе дижонской академии «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов» . Роман воспитания «Юлия, или новая Элоиза» «Исповедь» «Эмиль, или о воспитании» .
Жан-Батист Шарден «Натюрморт с атрибутами искусства»
Жан-Батист-Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусств [1766] Холст, масло. 112 x 140, 5 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург • • Много для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!» "Натюрморт с атрибутами искусств" был заказан художнику Екатериной II для украшения конференцзала Академии художеств в Петербурге. Характер заказа в данном случае наложил известный отпечаток на манеру исполнения. Живопись Шардена здесь несколько сдержаннее, чем в других его вещах. Натюрморт прекрасно построен; в его композиции нашло выражение стремление к гармонии, столь типичное для Шардена Центр натюрморта занимает гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля). Вокруг нее расположились рабочие орудия живописцев, ваятелей, зодчих. Палитра с кистями небрежно брошена на ящик с красками, холодно блещущие чертежные инструменты высовываются из голубого футляра Громоздятся книги, папки с гравюрами, архитектурные чертежи. Но весь этот видимый "беспорядок" подчинен безупречной, строгой, выверенной композиционной логике. Строгость построения поддерживается красочной гаммой, богатой тончайшими оттенками, но скупой, сдержанной, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько пятен красного и синего.
Жан-Батист-Симеон Шарден Натюрморт с атрибутами искусств [1766] Холст, масло. 112 x 140, 5 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
О. Фрагонар «Поцелуй украдкой» К. Сомов «Книга маркизы» Объединение «Мир искусства»
Психология Галантного Века • • Главной психологической особенностью человека Галантного Века была инфантильность. Он не просто боялся старости — он не хотел взрослеть. Постоянное желание праздника, отсутствие продуктивной деятельности, жажда ежедневных перемен, осознание возможности жить за счёт других — это норма именно детского поведения. Недаром одно из любимых слов Галантной Эпохи — каприз, то есть детская реакция на неудовлетворённую потребность. Главный враг человека Галантного Века — скука. Ради её преодоления он готов на всё: маркиза де Помпадур учреждает для Людовика XV так называемый «Олений парк» — место встреч короля с юными девушками. Анна Иоанновна устраивает свадьбу шутов в Ледяном доме. Человек Галантной Эпохи, как и ребёнок, жил сегодняшним днём: «после нас хоть потоп!» . В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша — «превращается» в девушку, служанка — в госпожу… и так далее. Екатерина II в своих мемуарах даёт описание маскарадов при дворе Елизаветы Петровны, во время которых мужчины облачались в женское платье, а женщины — в мужское. Ещё одно излюбленное слово Галантного Века — игра. То есть человек не жил, а, можно сказать, играл в жизнь. Психологи отмечают, что подобный инфантилизм характерен для людей, испытывающих страх перед ответственностью и перед принятием волевых решений. В условиях абсолютизма такое поведение аристократии вполне объяснимо: от королевского каприза зависела не только их карьера, но, зачастую, и жизнь. Вместе с тем, монарх был единственным защитником и покровителем аристократа, своеобразным «отцом» , которому дозволено карать, но и до лжно опекать. В этом можно видеть отголоски средневековой системы сюзеренитета — вассалитета.
«Людовик XV» . Портрет работы Ван Лоо. Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур»
Шодерло де Лакло «Опасные связи»
Сесиль Воланж (одна из героинь романа)на рисунке Константина Сомова Главные герои: Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон. • • • «Опасные связи» — эпистолярный роман, увидевший свет в 1782 году. Единственное крупное художественное произведение французского генерала Шодерло де Лакло. Расценивается как один из лучших французских романов XVIII века. Роман представляет собой обширную переписку между участниками событий. Всего роман состоит из 175 писем, первое из которых датировано 3 августа, а последнее 14 января. Согласно заверениям Шодерло де Лакло переписка подлинная, его участие ограничено лишь редакторской работой, о чем он сообщает читателю в «Предисловии редактора» . Роман неоднократно публиковался в СССР с целью дискредитации морального облика "эксплуататорских классов", так как рисует яркую картину разложения аристократического общества накануне Великой французской революции.
Аббат Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» • • • Оперы и балеты «Манон Леско» — опера Обера, 1856 «Манон» — опера Массне, 1884 «Манон Леско» — опера Пуччини, 1893 «Манон Леско» — балет Галеви, 1836 «Манон Леско» — балет Кеннета Макмиллана, 1974 «Бульвар Одиночество» — опера Ганса Вернера Генце, 1926 «Манон Леско» , полное название «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (фр. Histoire du chevalier des Grieux et de Manon Lescaut) — один из первых в истории литературы психологических романов. Автор — аббат Прево. После первой публикации в 1731 году роман вызвал оживлённую дискуссию. Несмотря на запрет во Франции, роман пользовался популярностью и ходил в списках. В издании, вышедшем в 1753 г. , аббат Прево убрал некоторые скандальные детали и добавил больше морализирующих оговорок.
Франсуа Буше. Рождение Венеры. 1740. Национальный музей, Стокгольм .
Франсуа Буше как художник рококо • • За не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику личную неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки философа и живописца) и писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость» . Но несмотря на всю одаренность художника, философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в творчестве Франсуа Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов. В 1765 году, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его нравственную испорченность: "Недостаточность моральных норм повлекла за собой снижение вкуса, цветового и композиционного чутья, выразительности образов и, в конце концов, общий кризис художественных навыков". Дидро вопрошал: "Что можно ожидать от человека, имеющего дело с самыми последними шлюхами? " Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству этого мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют только себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями. Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз. Ренуар, к примеру, очень тепло относился к Буше, которого другие уличали в лени и фривольности. Ренуара не меньше привлекала тема удовольствий, и ему было приятно считать себя единомышленником Буше. Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше; отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве. Действительно, есть какое-то внутреннее родство между Буше и Ренуаром, но мы не уверены, что только этот факт способствует репутации того или иного художника. Сезанн, в конечном итоге, занял противоположную позицию по отношению к творчеству своего давнего друга. Уже в поздний период, услышав чью-то фразу о возросшем самодовольстве Ренуара, Сезанн отозвался об этом словами Дидро: "Что же вы хотите? Ренуар имел дело с парижскими женщинами". К тому времени не только смысл, но и сам речевой оборот умозаключений Дидро по отношению к художнику Франсуа Буше стал частью студийного фольклора.
Франсуа Буше Купание Дианы 1742. Музей Лувр, Париж.
Франсуа Буше Юпитер и Каллисто. ГМИИ. Москва. • Картина французского художника Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто» . Размер картины 98 х 72 см, холст, масло. В 20— 30 -е годы 18 столетия во Франции складывается стиль рококо, достигающий расцвета к середине века. Для стиля жизни этого времени характерно стремление к роскоши, изощренным, прихотливым формам. Особенность живописи рококо — ее тесная зависимость от архитектурнодекоративного окружения. Станковая картина создавалась в это время прежде всего как деталь украшения интерьера дворянского особняка, наряду с мебелью, фарфором, гобеленами и шелковыми тканями. Самым ярким художником стиля рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, расписывал веера, рисовал эскизы для севрского фарфора, исполнял миниатюры и декоративные росписи интерьеров, был талантливым гравером и скульптором. В картине «Юпитер и Каллисто» Франсуа Буше обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретировал чувственный эпизод античной мифологии в характерном для рококо поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам.
Франсуа Буше. Дама за туалетом 1742. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. • Картина французского живописца Франсуа Буше «Дама за туалетом» . Размер картины 53 x 67 см, холст, масло. Этот портрет в интерьере кисти мастера рококо известен также под названиями «Утренний туалет» и «Туалет женщины» . На картине изображена дама, занятая своими приготовлениями для выхода в общество. Дама беседует со служанкой, обсуждая, по всей видимости, свойства нарядов и женских аксессуаров. Кисть Буше передает легкую и несколько фривольную атмосферу, царящую в будуаре женщины.
• Франсуа Буше. Одалиска 1745. Музей Лувр, Париж. Картина французского живописца Франсуа Буше «Одалиска» . Размер картины 53 x 64 см, холст, масло. Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска» . Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Картина Буше - своего рода квинтэссенция фривольных излишеств середины XVIII века, а сам он - один из наиболее последовательных представителей стиля рококо. В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740 -е годы добился покровительства мадам де Помпадур. Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты, изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной» .
Франсуа Буше Любовное письмо 1754. Национальная галерея, Лондон. • Картина французского художника Франсуа Буше «Любовное письмо» . Размер картины 74 x 108 см, холст, масло. Сюжет картины был достаточно распространен в искусстве барокко, особенно среди фламандских и голландских художников, и часто повторялся с незначительными изменениями. В картине Буше показывает момент прибытия или отправки любовного письма (франц. Billet-Doux) с помощью голубя. Рядом с основной героиней картины, изображенной босиком справа, стоит корзина цветов, символы Венеры, богини любви. Эта картина является сюжетной копией оригинала, показанного на выставке в парижском Салоне в 1753 году. Первая версия картины, созданная для маркизы де Помпадур, хранится в национальной галерее искусства в Вашингтоне.
Уильям Хогарт Модный брак • • Уи льям Хо гарт (англ. William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков. Брачный контракт. Вскоре после свадьбы. Будуар графини.