История искусств, Крито-микенская цивилизация.pptx
- Количество слайдов: 65
История искусств Античность
Крито-микенский период — предыстория античности (конец III—II тыс. до н. э. ). Минойская и микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.
Минойская цивилизация (Крит) • Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э. ). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
Поселения. В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему Криту и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу периода (РМ III) образуются значительные поселения; в восточной части Крита (в Василики) сохранились развалины большого дома с несколькими помещениями, сложенными из обтесанных прямоугольных камней, что говорит о развитии строительной техники. Керамика. Древнейшая минойская керамика исполнялась без гончарного круга; сосуды лепились руками и обжигались на очаге. Формы их разнообразны (кувшины, горшочки). Украшения состоят из росписи или процарапанной орнаментации в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий. В раннеминойском II и III периодах керамика формовалась на круге и обжигалась в специальной печи, что позволяло придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность покрывается тонким слоем обмазки и расписывается как темной краской на светлом фоне, так и белой и желтой на темном. Рисунки усложняются, обогащаются спиральными узорами, волнистыми линиями. Каменные сосуды. Камнерезное искусство, хорошо известное на Кикладах, на Крите, развивалось не без влияния Египта. Целая группа сосудов, замечательных по изяществу формы и подбору камня (брекчии, яшмы), была найдена на острове Мохлосе. Там же в погребениях открыты золотые ювелирные украшения, древнейшие из известных нам на Крите, исполненные из тонких пластинок. Скульптура малых форм. Образ человека и животного в искусстве известен еще в неолитическом Крите; это были лишь примитивные фигурки из глины. В раннеминойский период также создаются только мелкие статуэтки. Фигуры человека трактованы схематично, более выразительны и реалистичны изображения животных, например фигурный сосуд в виде птенца (из Кумассы), или изображение собаки на крышке небольшого сосуда из стеатита (из Петсофа)
Сосуды раннеминойского периода. 22 -20 вв. до н. э.
• Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э. ). Известен также как период «старых» , или «ранних» , дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
Дворцы. В первой половине 2 тысячелетия в среднеминойском периоде складываются значительные экономические центры — Кносс, Фест, Гурния, завязывается обмен с Египтом и сирийским побережьем. Создаются большие жилые комплексы — первые дворцы, резиденции правящего рода и позже владыки — царя. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. Стены сложены из кирпича и камня, здание освещается системой световых колодцев. В комлекс сооружений включены и хозяйственные помещения: амбары, рабочие помещения, маслодавильные и керамические мастерские. Значительная часть дворца отводится для женщин, около дворца сооружается зрелищная площадка. Этот тип дворца лучше всего сохранился в Кноссе. Кносский дворец, так называемый «Лабиринт» (от слова лабрус — двуострая секира, священный на Крите предмет), расширялся и переделывался долгое время. По близости Лабиринта вырос обширный поселок, с небольшими, в 1— 2 этажа, домиками. В СМ период строятся дворцы Феста и Агиа-Триады, которые имеют такой же характер, как и Кносский. В конце среднеминойского периода стены дворцовых помещений начинают украшаться росписями по штукатурке. Искусство Крита носит гораздо более светский характер, чем искусство Древнего Египта. Роль критских культов в развитии искусства была тоже велика, но их значение яснее чувствуется в сюжетах, чем в строгой канонизации формы. Керамика. Большого совершенства достигает в среднеминойском II периоде керамика. Вазы стиля «камарес» имеют разнообразную форму в виде маленьких чашечек и больших округлых сосудов, оригинальные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, вихревых розеток, лепестков. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором. Скульптура малых форм. Особенно яркого расцвета достигает искусство в среднеминойский III период. Изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения. Статуэтки богинь (или жриц) со змеями в руках, найденные в тайнике Кносского дворца, полны грации и женственности. Лица же их хотя и миловидны, но мало выразительны. Особенной жизненной убедительности добились мастера в рельефах на сосудах из Агиа-Триады, сделанных из стеатита. Сцены кулачной борьбы и игры с быком на вазе в форме рога (ритоне) динамичны, фигуры поставлены в смелых ракурсах. Трактовка лиц на рельефах условна: так на стеатитовой вазе с шествием молотильщиков лица у всех одинаковы и повернуты только в профиль, причем глаз показан в фас. Но это не помешало мастеру с тонким юмором и с анатомической точностью изобразить четырех певцов, сопровождающих шествие. Большой правдивости достигают критские мастера в изображении животных и растений: например, фрески из Агиа. Триады, фаянсовые рельефы — коза с козлятами, корова с теленком, ваза с лилиями из Кносса. Живопись. Как сказано выше, стены критских дворцов были украшены фресками. Эти росписи преследуют не только декоративные цели ; сцены, изображенные на них, имеют и культовое значение. Такова, несомненно, так называемая «миниатюрная фреска» с культовой сценой праздника женщин. Критские фрески представляют собой скорее контурный раскрашенный рисунок, где нет светотени, полутонов. Однако художники с большим декоративным чутьем подбирают краски, создавая яркие нарядные росписи, например «Собиратель цветов» Кносского дворца или «Кошка, подстерегающая фазана» из Агиа-Триады.
Ваза Камарес из Кносса. Около 1800 года до н. э. Глина. Гераклейон, Музей
Фестский диск. Около 1800 г. до н. э.
Кносс, дворец и примыкающие здания
Критское линейное письмо
Критское иероглифическое и линейное письмо
• Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э. ). Расцвет минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства ( «новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
Скульптура малых форм. Искусство позднеминойского I периода развивается по пути, наметившемуся в средне-минойский III период. Все сказанное о характере изображений на сосудах из Агиа-Триады приложимо также к таким пластическим произведениям, как «Адорант» из Тилиси, молящаяся женщина, голова быка из черного камня, статуэтка из слоновой кости, изображающая акробата, прыгающего через быка. Все эти произведения, так же как и быки на кубках из Вафио, свидетельствуют об овладении тонкостями моделировки, о дальнейшем развитии реалистического направления. Керамика и живопись. Особое развитие в позднеминойском I периоде получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря. Характерной для так называемого «морского» стиля является ваза с осьминогом из Гурнии. Отдельные детали тела животного схематизированы, но поразительно живо схвачено движение морского хищника. Таким же умением передать самое характерное в движении морских обитателей отличается и фрагмент фрески из Филокопи (остров Мелос) с летающими рыбами. В искусстве позднеминойского II периода намечаются изменения в стиле. Может быть, Кносс был захвачен пришельцами из Греции (ахейцами). Позднеминойский II период оставил нам ряд ярких художественных памятников, свидетельствующих о том значении, которое приобретает Кносс как крупнейший центр острова. Владыки Кносса богато отделывают свой дворец; многие помещения заново украшаются. В убранстве комнат важное место занимает стенная роспись. Роскошь обстановки, яркое оформление внутренних помещений говорят о богатстве и значительности Кносса. Сохранившиеся фрагменты фресок раскрывают нам характер критской живописи в эту эпоху. Изображение человеческой фигуры и животных еще всецело соответствует тем художественным принципам, которые развивались в предыдущие столетия, т. е. точно передается движение, но сохраняются и некоторые условности: изображение глаза дается в фас при профильном положении лица, фигуры мужчин окрашены в темные тона (коричневый цвет), женщин — в светлые (белый, желтоватый). Выразительно охарактеризовано движение юноши, несущего ритон, шагающего принца, акробатов с быком. Тонкое чувство декоративного эффекта проявляется в подборе сочетаний красновато-коричневого, ярко голубого и желтого в фигуре юноши с ритоном, голубого и пурпурного на платье дамы, прозванной «Парижанкой» . Росписи рассказывают о придворной жизни Кносского дворца, утверждают величие владыки, его богатство, власть. В позднеминойский II период был отделан в западной части дворца тронный зал с тронным креслом из камня (алебастра), скамьями для старейшин. Стены зала расписаны в виде широкого фриза: по сторонам трона и на боковых стенах изображены симметрично лежащие на берегу реки два грифона, как бы охраняющие владыку. Фигуры этих фантастических чудовищ и стилизованные цветы на берегу трактованы декоративно. Керамика, вазы «дворцового» стиля. Изменяется и характер росписи ваз. Новый стиль украшения сосуда получил название в науке «дворцовый» стиль. Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы. Роспись всегда подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику. Позднеминойский III период (14— 12 вв. до н. э. ) является временем разложения критской культуры. Искусство Крита — это искусство, развивавшееся и процветавшее преимущественно в рамках дворцовой культуры. С разрушением дворцовых центров, вероятно, в результате военных действий погибли и мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создавших там в течение веков крепкую художественную традицию. Искусство утратило свой прежний характер, свою реалистическую тенденцию в передаче живого мира. Теперь ярко проявляется схематизация в изображении людей, животных и растительного мира. Хотя сюжеты и повторяются, например, изображение женщин в платьях с широкими юбками или коровы с теленком (саркофаг из Гурнии), но совершенно иначе трактуется натура. Профессиональное мастерство здесь совсем утрачено. Исчезают произведения живописи, остается лишь мелкая пластика и обильный керамический материал. Среди ваз этого периода преобладают сосуды микенского типа по форме и технике со схематизированным изображением растительного и морского мира. Позднеминойскому периоду одновременно соответствует расцвет ряда поселений на материковой Греции, которые и становятся ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне.
Поселения позднеминойского I периода
Поселения позднеминойского II периода
Поселения позднеминойского III периода
Боксирующие мальчики. Фреска с острова Санторин, 15 в. до н. э. Афины, Национальный археологический музей
Сосуд с молотильщиками из Агиа-Триады. 18 -16 вв. до н. э.
Фрагмент из фрески из Агиа-Триады. 18 -16 вв. до н. э.
Ваза с осьминогом из Гуринии. 16 -15 вв. до н. э. Глина. Гераклейон, Музей
Кубок из Вафио. 16 -15 вв. до н. э. Золото. Афины, Национальный музей
Ритон в виде головы быка. 16 в до н. э.
Мальчик о связками рыб. Фреска с острова Санторин (Фера). Середина 16 в. до н. э.
Богиня со змеями. 16 в до н. э.
Кносский дворец
Кносс, Большая лестница
Кносс. Тронный зал с подлинным троном из гипса и фреской с грифоном (реставрация)
Кносс, Малый дворец (вид с юга)
1. Кносс, северный вход. 2. Кносс, западные кладовые.
Кносский дворец, реконструкция Эванса
Коридор северного входа
Кносс, сосуды среднеминойского III периода
Кносс, сосуды среднеминойского III периода
Кносс, чашки среднеминойского III периода, со следами, оставленными быстровращающимся гончарным кругом
Кносс, фреска с изображением дельфинов из мегарона царицы, среднеминойский II период.
Мегарон царицы с фреской «Дельфины»
Кносс, фреска «Собиратель шафрана» среднеминойского II периода
«Собиратель шафрана»
Кносс, южные пропилеи, частично восстановленные. На стене видна фреска «человек с кубком» .
Фреска из Кносса. Игры с быком. 15 в до нэ. Гераклейон, Музей
«Игры с быком»
Фреска Кносского дворца «Парижанка» 15 век до н. э
Закат Минойской цивилизации Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV в. до н. э. — вулканического взрыва на острове Тира (Санторин), породившего катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде. Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры). После извержения власть на острове захватили ахейцы. Возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII в. Микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили и Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, вышло из употребления критское письмо. Тем не менее этеокритский язык (язык автохтонных критян), по-видимому, ещё продолжал существовать — последние его памятники, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения минойской цивилизации!)
Микенская цивилизация (Балканская Греция) • Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э. ). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов. • Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э. ). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев. • Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э. ). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др. , формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности
Сводчатая галерея в Тиринфе. Вторая половина 2 тысячелетия до н. э.
Фреска из Тиринфа. Сцена охоты. 15 -14 вв. до н. э. Афины, Национальный музей
Фреска из Тиринфа. Выезд на охоту. 14 -13 вв. до н. э. Афины, Национальный музей
Купольная гробница (так называемая «сокровищница Атрея» ) в Микенах. 15 в. до н. э.
Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона» . Золото. 16 в. до н. э. Находка из микенской гробницы
Погребальный инвентарь из шахтной гробницы некрополя Микен. 16 век до н. э.
Золотая диадема из микенской гробницы. Афины. Национальный арх. музей.
Золотые пластины
Эфес парадного меча из микенской гробницы
Клинок кинжала с изображением охоты на львов. Гробница в Микенах
Львиные ворота в Микенах. 15 -14 вв. до н. э.
Львиные ворота в Микенах. 15 -14 вв. до н. э.
Сосуд с изображением ахейских воинов
Микенский сосуд
Микены (реконструкция)
Мегарон Пилоса
Дама из Тиринфа