История графики и орфографии n n n 1919 г. в Московское лингвистическое общество – письмо из научного отдела Народного комиссариата просвещения: «В центральных учреждениях РСФСР возникла мысль о желательности введения латинского шрифта для всех народностей, населяющих территорию республики» . В России – новый календарный стиль; – новая метрическая система мер и весов.
История графики и орфографии Московское лингвистическое общество: «Это разрыв с традицией русской культуры!» Графика и орфография – самые консервативные области культуры! Основные понятия: Графика Графема Орфография Алфавит n
История графики и орфографии 862 г. К византийскому императору Михаилу – посольство от князя Великой Моравии Ростислава. n Просьба: прислать миссионеров, способных толковать христианство на родном для славян языке (раньше – латиница). n
История графики и орфографии n n Отправили греков – ученого мужа Константина Философа и его брата Мефодия. Родом из Солуни (Солоники). 863 г. Константин создает первую азбуку. Первый перевод – Евангелие (старославянский язык). Х век – письменность приходит на Русь (988 г. – крещение Руси). Церковнославянский язык (С. -с. , приближенный к русскому).
История графики и орфографии Две графических системы: кириллица; глаголица. Глаголица (863 г. ) – самобытна, лучше отражает фонетику С. -с. языка. Кириллица (893 -927 гг. ) – приближена к латинице. На основе греческого торжественного унициарного письма (латиница – на основе западногреческого). n
Кириллица Новые символы (для передачи древне-болг. ): «Ж» , «Ш» , «Ъ» , «Ь» , «Ѧ» , «Ѫ» и др. n Дублеты: «ῳ» (омега, отъ) и «О» (онъ) «I» (иже) и «Н» (ижеи) только в заимств. словах: «Ө» (фита) и «φ» (ферт) Священный текст! n
Надстрочные знаки Придыхания n Ударения n Сокращения слов с титлами и выносными буквами Например: Буква со знаком титла и точками по бокам – в цифровом значении (А – 1, В – 2, Л – 30, ῳ - 800 и т. д. ). n
XIV в. Константин Костнеческий Тырновская школа: весь мир – книга, написанная Высшим Творцом. n Утрата букв – как смерть людей. n Слова из греческого языка – с греческими буквами: Ксения – Ѯ(кси), псалом – Ѱ(пси), Фома – Ѳ(фита). n «Псалом пиши псями, а не покоем. Пса пиши не псями, но покоем» . n
Реформы графики Начало XVII в. – критика кириллицы: «лишние» буквы! n Мелетий Смотрицкий (1578 -1633): n Ϛ(зело) – цифра « 6» . n Ѫ – только традиция. n
1710 г. Петр I «Сими литеры печатать историческия и мануфактурныя книги. А которыя почернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять» . n Ҙ (земля) Ι (и-десятеричное) n ῳ (омега) φ (ферт) ОҮ (оукъ) n ϒ (ижица) Ѯ(кси) Ѱ(пси) n + надстрочные знаки n
1710 г. Петр I Противодействие ученых книжников: n устранены только ῳ (омега) и Ѱ(пси). n n Это – первая и единственная реформа графики.
Результаты графической реформы 1710 г. Единый алфавит разделен на два: n традиционный (для церковных книг); n новый (светский, гражданский). n
1735 г. Российская Академия наук n Исключены: Ѯ(кси) Ϛ(зело) ϒ (ижица) n Введена буква Й.
Реформирование графики: 1797 г. Н. М. Карамзин n Изобрел букву Ё.
Реформирование орфографии n n 1. 2. Сер. XVII в. Василий Евдокимович Адодуров Василий Кириллович Тредиаковский Принцип: одна буква – один звук (фонетический принцип орфографии). Не передавать греческие буквы в заимствованных словах: тема, математика.
Реформирование орфографии В. Е. Адодуров: попытка не использовать Ь и Ъ, но n Ь оставил для передачи «отончения» согласных, а Ъ – для разделения, n Раз уж Ъ остался, то сохранили и в конце слова – «так привычнее» . n Надстрочные знаки – осталось только ударение (з. Амок – зам. Ок). n
Реформирование орфографии: М. В. Ломоносов Орфография должна 1) служить «к удобному чтению» ; 2) не отходить «от главных российских диалектов» ; 3) не отклоняться «от чистого выговору» ; 4) не закрывать «следы произвождения и сложения речений» (ср. : В. К. Тредиаковский: «Что мне нужды, что произведения корень виден не будет? » ). n
Реформирование орфографии: М. В. Ломоносов Забота об удобстве чтения: сохранить букву Ѣ: n ЛЕЧУ (от летѢть) и ЛѢЧУ (от лѢчить) n Написание должно выполнять дифференцирующую роль!!!
Нач. XIX в. – сравнительноисторический метод «Орфография слова – это его биография» n Написание проясняет происхождение слов! n
1904 г. Орфографическая комиссия при Академии наук Председатель – Ф. Ф. Фортунатов n Орфография должна строиться на одном принципе. n Графику необходимо упростить. n Предложения: Исключить «И» или «I» , Исключить «Ѣ» n
1918 г. Декрет о реформе русского правописания Исключены «Ѣ» , «Ѳ» , «Ι» . n Отменено написание Ъ на конце слова после твердых согласных. n Апостроф: в езд
1929 г. новая Орфографическая комиссия Фонемный принцип должен использоваться последовательно! n Глухово, тощево n Мыш (мышью) n О чом – ни к чему n
1956 г. «Правила русской орфографии и пунктуации» Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц но n Перцы, канатоходцы, ОГУРЦЫ n Спор: ОГУРЦИ? ! n Ножи – ножей, кони – коней, n огурци – огурцей? ! n
Принципы современной русской орфографии Морфемный (фонемный) принцип к. От - к. Ота n Традиционный принцип с. Обака, к. Орова n Фонетический принцип ра. Зговорить – ра. Ссказать n
Принцип современной русской графики В лису йожык тьажыстьи ни тоскайэт. n Принцип русской графики – слоговой. n
Достоинства и недостатки слогового принципа руской графики 1. Компактность передачи звуковой информации: йожик – ёжик, сьтьэрьэть – стереть. n 2. Множество отступлений: поэт –проект, петь – регби, патент – партер; безыдейный - сверхидейный n