2. Философия древнего мира.pptx
- Количество слайдов: 27
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕМА 2 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ, ДРЕВНИЙ КИТАЙ)
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии. Философское учение веданты. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии. Философия буддизма. 2. Особенности философской мысли Древнего Китая. Философия конфуцианства. Философия даосизма.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Тесная связь с мифом; Художественный язык – метафоричность, образность; Философские искания направлены на обретение блаженства, самопознание; Особое понимание «школы» ; Практицизм; Неперсонифицированность большинства текстов
Философская мысль Древней Индии
Основные понятия: брахман (бесконечное, вечное, непостижимое божество) Атман (проявление Брахмана, мировая душа; олицетворяется с индивидом) Сансара ( «колесо перерождений» ) Карма (совокупность мыслей, слов, поступков человека, влияющих на его перерожденире) Мокша (избавление от страданий)
ВЕДЫ (букв. «священное знание» ) Формируются в сер. II тыс. до н. э. • Ригведа (сб. гимнов) • Самаведа (сб. песнопений) • Яджурведа (сб. жертвенных формул) • Атхарваведа (сб. заклинаний) Брахманы (раскрывают смысл обрядов и жертвоприношений) Араньяки (книги для лесных отшельников) Упанишады (букв. «сидящий у ног учителя» )
С 6 в. до н. э. в Др. Индии формируются классические философские системы АСТИКА (ортодоксальные Ведам) ньяя/вайшешика Санкхья/йога Веданта/ миманса НАСТИКА (неортодоксальные Ведам) Буддизм Адживика Чарвака-локаята
ВЕДАНТА Основатель – Шанкара (инд. поэт и философ) Идеи: Все порождается брахманом (абсолютом, бытием и сознанием); Человеческая душа – атман - тождественна с брахманом и является его эмпирическим проявлением; Мир – иллюзия (покрывало «майи» ); Познание мира – через шрути (священные тексты Вед), через сновидения и чувственные иллюзии (подавляется сознание и реализуется подлинное «я)/ через медитацию
БУДДИЗМ (6 в. до н. э. ) Основатель – Сиддхартха Гаутама (впоследствии - Будда, т. е. «просветленный» ) Идеи: Мир изменчив, текуч и непостоянен (вследствие того, что состоит из дхарм); Человеческий мир – непознаваемый лабиринт, а его восприятие – иллюзия; Избавиться от кармы, «выпрыгнуть» из колеса перерождений (сансары) – цель праведного человека; Учение о срединном пути (между крайностями гедонизма и крайнего аскетизма).
4 благородные истины буддизма В жизни есть страдание (универсальное свойство человеческой жизни); Имеется причина человеческих страданий: это – бесконечные желания; Страдания можно прекратить, для этого человек должен отказаться от своих желаний (этому соответствует состояние нирваны); Путь избавления от страданий – благородный восьмеричный путь.
Благородный восьмеричный путь Правильная вера Правильная решимость Правильная речь Правильное поведение Правильный образ жизни правильное усилие Правильное направление мысли Правильное сосредоточение
Цель человеческой жизни – выход из колеса сансары, прекращение страданий, достижение нирваны (санскр. nirvana – угасание, потухание).
Все зависит от человека Спасение от страданий – дело рук человека
ФИЛОСОФСКАЯмысль Философская МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО Китая КИТАЯ Древнего
Предфилософские воззрения Древнего Китая сер. II тыс. до н. э. Небо (Тянь) (природа и высшая сила, воплощающая порядок в мире) Ван (правитель) Поднебесная (китайский народ)
cер. II тыс. до н. э. - культ предков; - идея порядка, гармонии в Поднебесной cер. I тыс. до н. э. : 1. формирование текстов (И-ЦЗИН – книга перемен); 2. формирование основных категорий китайской философии (дао, инь, ян, ци).
Основные понятия ДАО – путь, ритм, закон, гармония, порядок мироздания. ИНЬ – женское, темное, мокрое, пассивное начало ЯН – мужское, активное, светлое, сухое начало ЦИ – бескачественное первовещество, из которого состояла Вселенная в начальной фазе своего развития, называемой «Великим пределом» (тай цзи) или «Великой пустотой» (тай сюй); духовно-материальная и витальноэнергетическая первооснова мира. И - принцип порядка, отсутствие чрезмерности, справедливость
Основные философские школы Школа инь-ян Конфуцианство (Кун-цзы) Легизм (Гуань Чжун) Моизм (Мо Ди) Даосизм (Лао-цзы)
Конфуцианство – идеология и религия Древнего Китая КОНФУЦИЙ (Кун Фу-цзы) 552/ 551 – 479 до н. э. Текст: Лунь юй (беседы и высказывания)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ 1. «Передавать, а не создавать, верить древности и любить ее» 2. «Государство – одна семья» , государь – Сын Неба и одновременно «отец и мать народа» 3. Теория исправления имен (Чженмин)
Чжен-мин – теория исправления имен (суть – вернуться к традициям предков, каждый должен занимать в обществе положенное ему место, соответствовать своему «имени» ) «сын должен быть сыном, отец – отцом, правитель – правителем»
Пять основных присущих людям взаимоотношений Правитель – гос. служащий Отец – сын Муж – жена Старый – молодой Друг - друг
основные принципы учения Конфуция Жэнь – человеколюбие, милосердие Ли – ритуал, церемониальность (обрести «жэнь» – значит, подчиниться «ли» ) Сяо – сыновняя почтительность вкупе с культом предков и уважением к старшим И – долг, справедливость Чжи – разумность Человек, следующий этим принципам: «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ» (ЦЗЮНЬ ЦЗЫ)
НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП КОНФУЦИЯ: НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ
ДАОСИЗМ Основатель – Лао-цзы ( в пер. с древнекит. старый ребенок) Текст: Дао дэ цзин (книга о дао и дэ) Основные понятия : Дао (букв. «путь звезд на небе) – начало всего, источник изменений, неопределенный, безграничный, неизменный в пространстве и времени Дэ – эманация (проявление) дао
Теория недеяния (принцип «у-вэй» » ) Мудрый лишь созерцает закон естественого порядка, но не пытается что-либо изменить Недеяние мудреца (шэнь жэнь) означает следование мировой гармонии Дао
НЕДЕЯНИЕ – ЭТО НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВОВНЕ, А НА ИЗМЕНЕНИЕ САМОГО СЕБЯ, СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ СООБРАЗНО ЕСТЕСТВЕННОМУ ПОРЯДКУ МИРА