Скачать презентацию История философии права Древний Рим Татаринцева Анастасия Кучина Скачать презентацию История философии права Древний Рим Татаринцева Анастасия Кучина

Философия права в Риме.pptx

  • Количество слайдов: 13

История философии права: Древний Рим Татаринцева Анастасия Кучина Анастасия 2 академ. группа 1 Маг. История философии права: Древний Рим Татаринцева Анастасия Кучина Анастасия 2 академ. группа 1 Маг. МЧГП

Стоицизм – философское направление, оказавшее серьезное влияние на римлян и римских юристов и одновременно Стоицизм – философское направление, оказавшее серьезное влияние на римлян и римских юристов и одновременно ставшее первым философскоправовым учением, утвердившимся в Риме. Стоический платонизм Первыми стоиками в Риме в половине второго столетия до н. э. становятся Панетий Родосский (180 -110) и Посидоний (ок. 135 -51 гг. до н. э. ) Панетий: трактаты «О надлежащем» , «О промысле» , «О школах» , «О Сократе» , «О благодушии» , «Послание к Туберону»

Поздний (римский) стоицизм: I—II века н. э. Сенека (4 — 65 гг. н. э. Поздний (римский) стоицизм: I—II века н. э. Сенека (4 — 65 гг. н. э. ), Эпиктет (50— 138 гг. н. э. ) и Марк Аврелий (121— 180 гг. н. э. ) Развивали тезисы греческих стоиков: 1. Основное естественно-правовое требование стоицизма — жить в согласии с природой, что означает: жить честно и добродетельно согласно разуму, естественному (или общему) закону мироздания. 2. Естественный закон предстает как воплощение всеобщей и универсальной справедливости. 3. Космополитизм: все люди (по своей природе и по закону мироздания в целом) — граждане единого мирового государства.

Лу ций А нней Сене ка Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или (лат. Лу ций А нней Сене ка Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или (лат. просто Сенека Философские диалоги «О счастливой жизни» , «О стойкости мудреца» , «О душевном покое» и др. В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру "закон судьбы" (т. е. естественное право=фатальность) играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе — государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума. Вселенная, согласно Сенеке, — естественное государство со своим естественным правом, признание которых — дело необходимое и разумное. Считал, что существуют два государства – малое или конкретное (например, афинское), к которому каждого приписывает случайность, и большое (общемировое). Исходя из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для всех мировом законе, Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей, включая сюда и рабов.

Сходные естественно-правовые представления развивал Эпиктет: «чего не желаешь себе, не желай и другим» Этот Сходные естественно-правовые представления развивал Эпиктет: «чего не желаешь себе, не желай и другим» Этот принцип он использует для критики рабства как безнравственного и порочного явления, противоречащего естественному праву. Стоик Марк Авре лий Антони н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 121 -180) — римский император (161— 180) развивал представление о «государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных» Философский дневник в 12 «книгах» «К самому себе»

Марк Ту ллий Цицеро н Marcus Tullius Cicerō; 106 -43 гг. до н. э. Марк Ту ллий Цицеро н Marcus Tullius Cicerō; 106 -43 гг. до н. э. ) (лат. o В основе права лежит присущая природе справедливость. Духовное свойство природы является источником естественного права. o "Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга…» (О государстве) o Справедливость "воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними" (речь идет о правовом, формальном равенстве). o Государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и законами (т. е. положительным правом) должно по своей сущности быть воплощением того, что по природе есть справедливость и право. o Человеком движут четыре стремления (они же и способности его) — стремление к истине, порядку, величию, благопристойности. o Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах (О законах). o Формулирует важный правовой принцип: "под действие закона должны подпадать все" (О законах). o «Право народов» трактуется им как частью как положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. , по существу, как международное естественное право). o Формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. o Естественно-правовые идеи используются им и для проведения различия между справедливыми и несправедливыми войнами. 19 философских трактатов: из них самые важные для нас De re publica (О государстве). De legibus (О законах)

ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД (с 27 г. до н. э. ) 1. Своего расцвета римская юриспруденция ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД (с 27 г. до н. э. ) 1. Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры (принцепсы) стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора (ius respondendi). 2. Наиболее выдающиеся юристы классического периода: были Гай лат. 3. Специальным законом Валентиниана III (426 г. ) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между ними спор решался мнением большинства, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Gaius (II в. ), Папиниан (II—III вв. ), Юлий Павел (II—III вв. ), Ульпиан (II—III вв. ) и Геренний Модестин (лат. Herennius Modestinus) (II—III вв. ).

 Естественное право, право народов и цивильное право Естественное право (ius naturale) О п Естественное право, право народов и цивильное право Естественное право (ius naturale) О п р е д е л е н и е 1) 2) 3) Справедливое и доброе, что и означает слово «право» . (Юлий Павел) То право, к которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам. (Домиций Ульпиан) Право есть то, которое природа внушила всем живым существам (Юстиниан) Распространяется на всех живых существ. Пример в области естественного права – право на жизнь. Цивильное право (ius civile) 1) 2) 3) То право, которое каждый народ установил для себя. (Гай) Прибавление к общему праву или исключение чего-либо из него - создание собственного, то есть цивильного право. Не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его. (Домиций Право народов (ius gentium) 1) Право, которым «пользуются народы человечества, является общим лишь для людей (и в их отношениях) между собой» . (Домиций Ульпиан) В современном понятии право народов – международное право. Ульпиан) Право, которое установил у себя каждый народ сам. Распространяется на римлян (на римский народ). Распространяется на весь человеческий род. Пример источника цивильного права: Закон Петелия (326 г. до н. э. ) Пример права народов – нормы, регулирующие договоры купли-продажи, договоры найма.

Право как справедливость и добро Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus, 170— 228): «Занимающемуся правом Право как справедливость и добро Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus, 170— 228): «Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло наименование права (ius). Оно восходит к справедливости (iustitia): ведь, как элегантно определяет Цельс, ius est ars boni et aequi» ( «право есть искусство добра и эквивалента» ). «Справедливость – есть неизменная и постоянна воля предоставлять каждому его право. Предписания права есть следующие: жить честно, ни чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. Справедливость есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом» . «По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о справедливости, возвещаем понятия добра и эквивалента, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой» .

o Публий Ювентий Цельс (лат. Publius Iuventius Celsus; полное имя Публий Ювентий Цельс Тит o Публий Ювентий Цельс (лат. Publius Iuventius Celsus; полное имя Публий Ювентий Цельс Тит Ауфидий Гоэний Севериан (лат. Publius Iuventius Celsus Titus Aufidius Hoenius Severianus) использует для выражения справедливости не понятие iustitia, а понятия boni (добра) и aequi (эквивалента). o Aequi – эквивалент, т. е. то специфическое свойство правового равенства, которое выражает смысл справедливости права. o Противоположность между справедливым и несправедливым выражалась путем противопоставления aequum ius и ius inquum. o Aequitas – нравственное понятие, означающее справедливость, правилость. (Теодор Кипп) Aequitas представляет с субъективной стороны лишь известную добродетель, аequitas в то же время определяло содержание норм. Право не совпадает с аequitas, но является его отражением. o Ius strictum – право, не вполне несправедливое, но все же недостаточно удовлетворяющее требования аequitas. o Принцип bonum et aequum (блага и справедливости).

Что такое закон? o Эмилий Папиниан (лат. Aemilius Papinianus; ок. 150 — 212): «Закон Что такое закон? o Эмилий Папиниан (лат. Aemilius Papinianus; ок. 150 — 212): «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или не по неведению, общий обет государства» . (Описываются такие черты, как общеимперативность, разумность, социальность, общегосударственный характер). o Марциан: «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней» .

Список источников: 1. Бертран Расселл. Стоицизм. История западной философии. 2. Батиев Л. В. Эволюция Список источников: 1. Бертран Расселл. Стоицизм. История западной философии. 2. Батиев Л. В. Эволюция правопонимания от античности до нового времени (тезисы к истории философии права). Право и современные государства 2014 г. / № 2. Режим доступа: https: //cyberleninka. ru 3. Брагова А. М. Цицерон о законах идеального государства. https: //cyberleninka. ru 4. Данильян О. Г. Философия права. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. Синха С. П. Юриспруденция. Философия права. – М. , 1995. 6. Шершеневич Г. Ф. История философии права. – М. , 1911.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!