Скачать презентацию ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Античная философия Особенности античной философии Скачать презентацию ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Античная философия Особенности античной философии

Античная философия с обновлением.ppt

  • Количество слайдов: 131

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Античная философия ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Античная философия

Особенности античной философии o – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с Особенности античной философии o – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 века до н. э. и в древнеримском обществе, начиная со 2 века до н. э. до начала 6 века н. э. o Характерная черта античной философии – многообразие типов философского объяснения мира

Особенности античной философии o Первый вопрос древнегреческих философов o – проблема многого и единого. Особенности античной философии o Первый вопрос древнегреческих философов o – проблема многого и единого. o Чтобы совладать самыми различными явлениями, надо многое увидеть как одно

Особенности античной философии o Многие античные философы были диалектиками, рассматривали природу как целое, следовательно, Особенности античной философии o Многие античные философы были диалектиками, рассматривали природу как целое, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений o Логос Гераклита, o Бытие Парменида, o Нус Анаксагора, o Человек Сократа, o мир идей Платона, o категории и логика Аристотеля, o мудрец Эпикура и Сенеки

Особенности античной философии o Материализм - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит o Философский идеализм Особенности античной философии o Материализм - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит o Философский идеализм – Сократ и Платон o В эпоху эллинизма на первое место выдвигаются вопросы этики o В эпоху Римской империи усиливается стремление к религиозному самозабвению и утешению. Философия становится все более религиозной, а в некоторых учениях мистической

Периодизация античной философии I период VII – V вв. до н. э. II период Периодизация античной философии I период VII – V вв. до н. э. II период вт. пол. V в. до н. э. III период IV в. до н. э. IV период IV в. до н. э. - II в. н. э. V период III –IV вв. н. э. античная натурфилософия или школа физиса Основные школы: Ионийская (милетцы и Гераклит), пифагорейская школа, элейская, атомистическая, Эмпедокл и Анаксагор Гуманитическая философия. Поворот от натурфилософии к антропологии. Софисты, Сократ, малые сократические школы – киники (Антисфен, Диоген), киренаики (Аристипп, Гегесий, Феодор), мегарики (Евбулид, Стильпон, Евклид) Период высокой классики или большого синтеза. Платон и Аристотель Период эллинизма Эпикуреизм (Эпикур, Метродор, Гермарх, Лукреций Кар) стоицизм (Зенон Китийский, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий скептицизм (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик) эклектицизм (Цицерон) Дух религии и мистицизма Неоплатони зм (Плотин, Саккас, Порфирий, Ямвлих, Прокл)

Милетская школа Проблема первоначала Фалес (ок. 640 -562) Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540) Милетская школа Проблема первоначала Фалес (ок. 640 -562) Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540) Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)

Милетская школа Проблема единства сущего Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира Милетская школа Проблема единства сущего Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало - архэ

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Апейрон Анаксимандр (беспредельное, неопределённое) Анаксимен Милетская школа Проблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Апейрон Анаксимандр (беспредельное, неопределённое) Анаксимен Воздух

Фалес o Фалес – (640 – 562 гг. до н. э. ) Заслуги: o Фалес o Фалес – (640 – 562 гг. до н. э. ) Заслуги: o Первым противопоставил мифологии рациональнофилософское объяснение мира

Учение Фалеса o Основа всего сущего – вода как аморфное текучее сосредоточение материи, а Учение Фалеса o Основа всего сущего – вода как аморфное текучее сосредоточение материи, а не как конкретная форма или персонификация мифологической силы o Все существующее разнообразие вещей – проявление этого единого, вечного начала. o Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н. э. ) o «Апейрон» (бесконечное) - начало Анаксимандр (610 – 540 гг. до н. э. ) o «Апейрон» (бесконечное) - начало всего существующего. o Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующей основы; o все вещи производятся им, существуя с ним и в нем.

o Природа проходит три фазы: o 1 – «выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» o o Природа проходит три фазы: o 1 – «выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» o 2 «разделение и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная кора) o 3 – взаимодействие и борьба «горячего и холодного» , порождающая оформленный космос

Закон сохранения материи o «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они Закон сохранения материи o «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению – они выплачивают элементам законную компенсацию ущерба в установленный срок времени»

o Создал первую геометрическую модель Вселенной, от которой берет начало геоцентрическая гипотеза o Предположение: o Создал первую геометрическую модель Вселенной, от которой берет начало геоцентрическая гипотеза o Предположение: люди в далекой древности были другими. Следовательно, все человечество от поколения к поколению претерпевает изменения с точки зрения телесной и умственной организации каждого его индивида

Анаксимен (585 -524 гг. до н. э. ) o Первооснова мира – имеющий неограниченный, Анаксимен (585 -524 гг. до н. э. ) o Первооснова мира – имеющий неограниченный, неопределенную бесконечный, форму воздух o Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры, тучи, воду, землю, камни. o Сгущение и разряжение - основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи

Пифагор (570 -497 гг. до н. э. ) o Учение о бессмертии души o Пифагор (570 -497 гг. до н. э. ) o Учение о бессмертии души o О метемпсихозе в сочетании с «памятью предков» (зачаток платонической теории анамнесиса) и родстве всех живых существ o Требование очищения (катарсис) как высшей этической цели, достигаемой для тела – через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса

o Число – начало всех вещей. Число есть нечто реальное. Числа как точки, точки o Число – начало всех вещей. Число есть нечто реальное. Числа как точки, точки как массы, имеющие плотность, образуют физические вещи. Число есть порядок, следовательно, все образованное из чисел есть порядок, т. е. космос. Числовая гармония господствует повсюду, ее надо только познать

Гераклит Проблема изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Гераклит Мир Гераклит Проблема изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Гераклит Мир как вечное становление

Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Этот космос, тот же самый для всех, не Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.

Логос Гераклита o Два уровня космоса o 1) чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю o Логос Гераклита o Два уровня космоса o 1) чувственно-конкретный, постижение которого доступно обывателю o 2) умопостигаемый, доступный только мудрецу o От «мудрого» к мудрецу знание передается через «глагол» (логос) o Логос вечен и отражает действительное положение вещей

Логос Гераклита o «Чтобы говорить с умом, нужно опираться на всеобщее» , т. е. Логос Гераклита o «Чтобы говорить с умом, нужно опираться на всеобщее» , т. е. понимать, что «единое, расходясь само с собою, сходится…» o Единое, из всех противоположностей состоящее, есть «мудрое» , или Бог o Но и отдельные, попарно сопряженные противоположности образуют некие единства. o Их главное содержание – тождество самих этих противоположностей: живое и мертвое, бдящее и спящее, юное и старое и т. д.

Гераклит Мир как вечное становление (генезис) o Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира Гераклит Мир как вечное становление (генезис) o Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. o Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. o Всё возникает через борьбу противоположностей. o Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

Логос Гераклита o Логос Гераклита – это отношения, связь, порядок, судьба, огненное дыхание, пневма, Логос Гераклита o Логос Гераклита – это отношения, связь, порядок, судьба, огненное дыхание, пневма, управитель o В то же время Логос мыслится как круговорот или поток душ – воспарений, в котором мы как бы купаемся. o Логос – мировой разум, идентичный с безличной закономерностью Вселенной

Элейская школа o Трансформировали космологию в теорию бытия o Разработали философские категории бытие, небытие, Элейская школа o Трансформировали космологию в теорию бытия o Разработали философские категории бытие, небытие, мышление o Ввели первые методы доказательства в философии (принцип приведения к абсурду), т. е. впервые вводят и используют диалектический метод

Парменид (род. в 514 г. до н. э. ) o Философская поэма «О природе» Парменид (род. в 514 г. до н. э. ) o Философская поэма «О природе» o Критика гераклитовского тезиса «Все течет, все изменяется» . Почему? o Несущее (небытие) не существует. Все, что существует, есть сущее (Бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Сущее является наполненным и неподвижным

Гносеология Парменида o Проводит резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения Гносеология Парменида o Проводит резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения действительности, o и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание. o Чувственное познание дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом

Зенон Элейский (490 – 430) o Отстаивает позицию единства, целостности и неизменности сущего o Зенон Элейский (490 – 430) o Отстаивает позицию единства, целостности и неизменности сущего o Апории Зенона «Дихотомия» , «Ахилл и черепаха» , «Стрела» , «Стадий» доказывают, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия (апории)

n Демокрит: n n n не только бытие, но и небытие существует. бытие как n Демокрит: n n n не только бытие, но и небытие существует. бытие как атомы, а небытие как пустота n n Решение парадоксов бесконечности Зенона: в любом теле существует как угодно большое, но конечное число атомов, а потому должен существовать и объективный предел деления, так что апории "Ахиллес" и "Дихотомия" должны утратить свою силу

n Если элеаты рассматривали проблемы множественности и движения отвлеченнотеоретически, n то теория Демокрита с n Если элеаты рассматривали проблемы множественности и движения отвлеченнотеоретически, n то теория Демокрита с самого начала была ориентирована на объяснение явлений эмпирического мира.

Понятие атома Атомы и составные тела Понятие атома Атомы и составные тела

Понятие атома Атомы и составные тела Понятие атома Атомы и составные тела

Гносеология атомизма Восприятие и мышление Гносеология атомизма Восприятие и мышление

Необходимость и случайность Принцип детерминизма Необходимость и случайность Принцип детерминизма

Философские трудности атомизма Единичное и общее Философские трудности атомизма Единичное и общее

Софисты n Лосев А. Ф. : Софисты n Лосев А. Ф. : "греческая софистика, несомненно, есть греческое Просвещение" Особенности античного Просвещения: стремление сделать научные и философские достижения того времени всеобщим достоянием, т. е. расширить круг образования, 2. вскрыть субъективный источник всякого знания, перевести философскую мысль от рассмотрения природы к рассмотрению самого сознания. n 1.

n n Впервые сделали предметом рассмотрения – человеческое сознание, язык как орудие воздействия на n n Впервые сделали предметом рассмотрения – человеческое сознание, язык как орудие воздействия на сознание. Критий, ставший тираном, издал закон, запрещавший "учить искусству говорить»

n n n Благодаря своему интересу к языку и слову софисты положили начало филологии. n n n Благодаря своему интересу к языку и слову софисты положили начало филологии. Исследования словесной семантики у софиста Продика, который занимался синонимами и омонимами. Софисты первыми стали исследовать способы доказательств и речевые средства, создав тем самым предпосылки для формальной логики и языкознания Показали, что ни одно утверждение, ни одно понятие, ни одна теория не может претендовать на абсолютную истинность По Протагору, все есть опосредование, нет ничего непосредственного, а потому нет больше ничего самого по себе, ничего прочного и абсолютного - все . релятивно, ибо все дано только в отношениях

Релятивизм софистов o Протагор: o «Человек есть мера всех вещей, существующих как они существуют, Релятивизм софистов o Протагор: o «Человек есть мера всех вещей, существующих как они существуют, и не существующих как они не существуют» , т. е вещи не обнаруживают себя перед людьми такими, какими они являются сами по себе. o Наше знание вещей определяется нашей деятельностью и ситуацией o Знание – ситуативно относительно (релятивно)

Сократ Сократ

Критика Сократом релятивизма софистов o Релятивизм и скептицизм софистов вытекают из их понимания сознания Критика Сократом релятивизма софистов o Релятивизм и скептицизм софистов вытекают из их понимания сознания как чего-то такого, что определяется чувственными склонностями стремлениями отдельного индивида. n В сознании - разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в сложных отношениях. n Субъектом одного из слоев оказывается чувственный индивид. Но кто является субъектом другого слоя того, над которым индивид не властен, а который, напротив, сам властен над индивидом?

Этот слой можно назвать надындивидуальным слоем в индивидуальном сознании. n Он выступает в качестве Этот слой можно назвать надындивидуальным слоем в индивидуальном сознании. n Он выступает в качестве судящей инстанции и не зависит от произвола индивидуального чувственного Я. n Анализ сознания как содержащего в себе оба эти слоя - это и есть, в сущности, диалектика Сократа. n Диалектика у Сократа – искусство корректного обсуждения какого-либо предмета, искусство исследовательского диалога n

Платон Обоснование идеализма • • Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей Платон Обоснование идеализма • • Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей

Онтология Платона Мир вещей и мир идей Онтология Платона Мир вещей и мир идей

o Вопрос «из чего состоят все вещи» формулируется по-иному: o «Какова причина всех не o Вопрос «из чего состоят все вещи» формулируется по-иному: o «Какова причина всех не только физических, но и нефизических понятий? » o Причиной всего – бестелесные образы вещей и понятий – идеи (находятся не в вещах, и не в уме человека, а в некоем третьем мире)

Психологические предпосылки идеализма o Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и Психологические предпосылки идеализма o Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли соответственно нашим целям.

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Идеи Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Идеи

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Философия Аристотеля Онтология Философия Аристотеля Онтология

Критика платоновской теории идей Критика платоновской теории идей

Онтология Аристотеля Сущее и его виды Предмет онтологии ( «первой философии» , «метафизики» ) Онтология Аристотеля Сущее и его виды Предмет онтологии ( «первой философии» , «метафизики» ) – сущее (ον). Разумеется, все науки изучают сущее – а что же ещё они могли бы изучать? Но частные науки изучают его в каких-то специальных аспектах (физика, например, как подверженное изменению), и только онтология изучает сущее как таковое – сущее как сущее.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды Сущее составляет предмет одной науки, потому что все Онтология Аристотеля Сущее и его виды Сущее составляет предмет одной науки, потому что все значения этого слова восходят к общему исходному. Подобно тому, как «здоровый» означает не совсем одно и то же, когда прилагается к человеку, цвету лица или образу жизни, и всё же все его значения так или иначе восходят к одному основному – обозначающему «здоровый организм» , так и о сущем говорится, хоть и в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу – сущности.

Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) • • • Сущность Количество Качество Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий) • • • Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание § § § § § (Отдельные) человек, лошадь Длиною в два локтя, в три локтя Белое, умеющее читать и писать Двойное, половинное, бóльшее В Ликее, на площади Вчера, в прошлом году Лежит, стоит Обут, вооружён Режет, жжёт Его режут, жгут

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия Бронза – материя, цилиндр – форма Серебро – материя, цилиндр – форма Бронза – материя, куб – форма Серебро – материя, куб – форма (термин используется с конца XIX века).

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Кирпич (параллелепипед) – форма для глины, Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Кирпич (параллелепипед) – форма для глины, но материя для дома. Глина – материя, параллелепипед – форма, кирпич – сущность. Кирпич – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность.

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Кирпич(и) – материя, дом (вид) – Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Кирпич(и) – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность. Дом(а) – материя, город (вид) – форма, (единичный) город – сущность.

Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Бог (форма всех форм) Формы Род Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм) Бог (форма всех форм) Формы Род Вид Вещь С Вещь У Вид Вещь Щ Род Вид Вещь Н Вещь О Вещь С Материя (возможность бытия) Земля Вода Воздух Огонь Первоматерия (чистая возможность) Вид Вещь Т Вещь И

Онтология Аристотеля Учение о причинности О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной Онтология Аристотеля Учение о причинности О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего» , или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения). Аристотель. «Метафизика» .

Онтология Аристотеля Четыре причины Формальная причина – вид (эйдос) Действующая причина – горшечник Целевая Онтология Аристотеля Четыре причины Формальная причина – вид (эйдос) Действующая причина – горшечник Целевая причина – назначение Материальная причина – глина

Онтология Аристотеля Возможность и действительность Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить Онтология Аристотеля Возможность и действительность Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую] форму). Действительность (греч. ενέργεια, лат. actus) – 1) движение (греч. κίνησις) как незавершённая деятельность, 2) энтелехия (греч. εντελέχεια) как завершённость. Действительное предшествует возможному 1) по определению (по смыслу, λόγος), 2) во времени (хотя и в специфическом смысле), 3) по существу (по субстанции).

Онтология Аристотеля Возможность и действительность Действительное предшествует возможному по определению (по смыслу), во времени, Онтология Аристотеля Возможность и действительность Действительное предшествует возможному по определению (по смыслу), во времени, по существу (по субстанции) так как мы не можем обозначить возможность без ссылки на соответствующее действительное состояние; так как всякому возможно сущему предшествует действительно сущее, тождественное ему по виду, но не по числу; во-первых, как целевая причина, во-вторых, поскольку всё возможное преходяще, а вечное первее преходящего.

Сократические школы • Киренаики: этика гедонизма § § • Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая Сократические школы • Киренаики: этика гедонизма § § • Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма § § § Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет: критика гедонизма

Киренаики Этика гедонизма Гедонизм Аристипп (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с Киренаики Этика гедонизма Гедонизм Аристипп (греч. ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием. ок. 435 - ок. 365 Арета Аристипп (Младший) Феодор Гегесий Анникерид IV-III в. Аморализм Пессимизм Гедонистический оптимизм

Аристипп Обоснование гедонизма q Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное Аристипп Обоснование гедонизма q Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. q Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). q Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. q Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий. Аристипп ок. 435 – ок. 365

Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, то всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным. Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену. Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т. е. страдать. Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления» , если бы это сулило ему наслаждение.

Гегесий Пессимистическая интерпретация Жить стоит только ради гедонизма удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо Гегесий Пессимистическая интерпретация Жить стоит только ради гедонизма удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий. 1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены. 2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен. 3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим. 4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.

Анникерид Гедонистический оптимизм Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным Анникерид Гедонистический оптимизм Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям. 1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий. 2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения. Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей. 3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.

Киники Этика аскетизма Антисфен ок. 435 - ок. 376 Диоген Синопский ок. 404 - Киники Этика аскетизма Антисфен ок. 435 - ок. 376 Диоген Синопский ок. 404 - 323 Кратет Фиванский IV в. Аскетизм Кинизм (греч. , κύων, пёс, род. κυνός) (греч. , άσκητής, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Антисфен Обоснование кинизма Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем Антисфен Обоснование кинизма Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей. 1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей. (В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны). 2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

Диоген Практика кинизма Джон Уотерхаус. «Диоген» . Диоген Практика кинизма Джон Уотерхаус. «Диоген» .

Диоген Практика кинизма «Диоген и Александр» . Диоген Практика кинизма «Диоген и Александр» .

Кратет Критика гедонизма Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н. Кратет Критика гедонизма Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н. э. ) Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостью мудрых речей, не в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались.

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эпикур Гермарх Метродор Тит Лукреций Кар 341 -271 IV-III в. 330 Эпикурейцы Этика эвдемонизма Эпикур Гермарх Метродор Тит Лукреций Кар 341 -271 IV-III в. 330 -277 (ок. 99 -55) Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье.

Эпикурейцы Этика эвдемонизма Основные сочинения • • Эпикур. О природе (не сохр. ) Эпикур. Эпикурейцы Этика эвдемонизма Основные сочинения • • Эпикур. О природе (не сохр. ) Эпикур. Письмо к Геродоту Эпикур. Письмо к Менекею Эпикур. Главные мысли Эпикур 341 -271 • Тит Лукреций Кар. О природе вещей Тит Лукреций Кар (ок. 99 -55)

Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Страх Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление Страхи – причины несчастий Страх перед богами Страх смерти Страх перед страданием Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют. Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.

Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Необходимые Не необходимые Избавляющие от страданий, например, Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания бывают Естественные Необходимые Не необходимые Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Вздорные Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи

Стоики Автаркия разума Стоя (греч. , Στοά) – Портик Ранняя Стоя IV-III вв. до Стоики Автаркия разума Стоя (греч. , Στοά) – Портик Ранняя Стоя IV-III вв. до н. э. Средняя Стоя II-I вв. до н. э. Зенон из Кития 336 -264 I-II вв. н. э. Панэтий ок. 180 – после 110 Клеанф ок. 331/30 – ок. 232 ок. 280/277 – ок. 208/204 Луций Анней Сенека 4 -65 н. э. Посидоний ок. 135 – ок. 50 Хрисипп Поздняя Стоя Эпиктет ок. 50 – 138 Марк Аврелий 121 -180

Стоики Автаркия разума Зенон из Кития (336 -264) Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204) Стоики Автаркия разума Зенон из Кития (336 -264) Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204) Автаркия (греч. , αύτάρκια) – самодовление, самодостаточность. Сенека (4 -65 н. э. ) Марк Аврелий (121 -180)

Стоики Автаркия разума Основные сочинения • Сенека. Нравственные письма к Луцилию • Сенека. О Стоики Автаркия разума Основные сочинения • Сенека. Нравственные письма к Луцилию • Сенека. О благодеяниях • Сенека. Рассуждения о природе • Сенека. О блаженной жизни • Сенека. О скоротечности жизни • Сенека. О провидении Луций Анней Сенека (4 -65 н. э. ) • Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) • Марк Аврелий. К самому себе Марк Аврелий (121 -180)

Стоики Онтология ( «физика» ) Ранней Стои q Космос представляет собой единый одушевлённый организм, Стоики Онтология ( «физика» ) Ранней Стои q Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). q Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. q Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). q Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм). Зенон из Кития (336 -264)

Стоики Фатализм Ранней Стои Фатализм (лат. , fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское Стоики Фатализм Ранней Стои Фатализм (лат. , fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.

Стоики Фатализм Ранней Стои Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не Стоики Фатализм Ранней Стои Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого. Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)

Стоики Этика Римской Стои Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких Стоики Этика Римской Стои Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т. п. ), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными. Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом. Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо. Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.