Скачать презентацию История эвенков Этноним Эвенки Идущие поперек хребтов Скачать презентацию История эвенков Этноним Эвенки Идущие поперек хребтов

История эвенков.pptx

  • Количество слайдов: 21

История эвенков История эвенков

Этноним «Эвенки» «Идущие поперек хребтов» - Туголуков В. А. , связывал происхождение этнонима с Этноним «Эвенки» «Идущие поперек хребтов» - Туголуков В. А. , связывал происхождение этнонима с забайкальским оленным народом «Увань» (начало н. э. ) «Эвунки» – фольклорное самоназвание этнонима «Эвунки еhачи…» – «поперечноглазый»

Историческая прародина тунгусов Междуречье рек Янцзы и Хуанхэ, поздний неолит (2 -3 тыс. лет) Историческая прародина тунгусов Междуречье рек Янцзы и Хуанхэ, поздний неолит (2 -3 тыс. лет) - Широкогоров С. М. Прибайкалье поздний неолит, 4 -5 тыс. лет – Василевич Г. М. Забайкалье поздний неолит, 3 -4 тыс. лет – Окладников А. П. Прибайкалье поздний неолит, 6 -8 тыс. лет – Рычков Ю. Г.

Глазковская культура байкальского неолита Глазковская культура – 3 -3, 5 тыс. лет. Комплекс материальной Глазковская культура байкальского неолита Глазковская культура – 3 -3, 5 тыс. лет. Комплекс материальной культуры, соответствующий эвенкийскому: берестяная лодка, тунгусская колыбель, сложный лук, лыжи. Культурные и духовные традиции: культ охры, орнамент, близкий эвенкам, эвенам.

Глазковцы – предки эвенков и эвенов Глазковцы – предки эвенков и эвенов

Исторические миграции тунгусов Исторические миграции тунгусов

Этногенез тунгусо-маньчжурских народов Культура «Мохэ» , «Сушень» (аборигены Приамурья) Контакты с протомонголами (кидани) Этнические Этногенез тунгусо-маньчжурских народов Культура «Мохэ» , «Сушень» (аборигены Приамурья) Контакты с протомонголами (кидани) Этнические контакты Когурё (Протокорейцы) Поздние тунгусы: чжурчжени, маньчжуры

Документальные факты ранней истории «Южные тунгусы более нежели за 2200 лет до Р. Х. Документальные факты ранней истории «Южные тунгусы более нежели за 2200 лет до Р. Х. ходили водяным путем в столицу Китая для представления местных произведений главе Империи» . « «Немирные чжурчжени» – охотники, скотоводы, куда входили рода северных тунгусов, основали государство Цзинь на территории Китая в начале тысячелетия, где господствовали вплоть до возникновения империи Чингис-хана. На рубеже I и II тысячелетий этногенетические контакты тунгусов были обширны , особенно на Дальнем Востоке, где они взаимодействовали с аборигенами Приамурья, корейскими и монгольскими племенами.

Территория тунгусов в XVI в. Территория тунгусов в XVI в.

Агуда (Агудай) Вождь тунгусских племен Приамурья, создавший могущественное государство Айсин Гурун – Золотая Империя. Агуда (Агудай) Вождь тунгусских племен Приамурья, создавший могущественное государство Айсин Гурун – Золотая Империя. В начале II тыс-я тунгусы (кит. : Нюйчжи) - чжурчжени, прекратили господство киданей (монгольские племена). В 1115 году Агуда объявил себя императором, создав империю Айсин Гурун (кит. «Цзинь» ). В 1119 году Агуда решил начать войну с Китаем и в том же году чжурчжени взяли Кайфын - столицу Китая того времени 1. Цзинь просуществовала более 100 лет до начала расцвета империи Чингис. Хана

Гантимур (эвенк. Геен Тумур - железный лук) - «тунгусский князь» , родоначальник могущественного княжеского Гантимур (эвенк. Геен Тумур - железный лук) - «тунгусский князь» , родоначальник могущественного княжеского рода Гантимуровых. Гантимур - род Дуликагир, уроженец Забайкалья (Нерчинск). Родственник китайского императора, четвёртый чин «цзолина» . Впервые о Гантимуре упоминается в отписках служилых людей от 1649 г. В 1654 г. Гантимур разгромил Нерчинский острог П. Бекетова. В 1667 Гантимур с о всем родом перешел подданство России. По грамоте царей Ивана V и Петра I в 1686 пожалован княжеским достоинством и дворянским титулом. «Муж великой, храброй, будто исполин, 9 жон у него, а детей больше 30 -ти, все вооружены, опричь дщерей, а племя ево соберетца больши трехсот. . » , - Н. Г. Спафарий. Избранту Идесу довелось видеть в 1693 г. в Нерчинске сына Гантимура - Павла Петровича Гантимурова. По его словам, сын, будучи, как и отец, главой конных тунгусов, мог собрать в течение суток 3 тыс. воинов, причем всего какая-то полусотня тунгусов могла противостоять четырем сотням монголов.

Бомбогор – вождь союза эвенкийский родов Приамурья в борьбе с маньчжурскими завоевателями в XVII Бомбогор – вождь союза эвенкийский родов Приамурья в борьбе с маньчжурскими завоевателями в XVII в. Под предводительством Бомбогора эвенки, солоны и дауры противостояли маньчжурам династии Цин в середине 1630 -х гг. Под его знаменами собирались до 6 тыс. воинов, сражавшихся несколько лет с регулярной маньчжурской армией. Бомбогор был схвачен и казнен маньчжурами в 1640 г. С гибелью Бомбогора эвенки и все народы Приамурья оказались подчинены императору Китая и династии Цин.

Хайланьча Эвенкийский национальный герой, полководец китайской армии династии Цин (XVIII в. ). Генерал Хайланча, Хайланьча Эвенкийский национальный герой, полководец китайской армии династии Цин (XVIII в. ). Генерал Хайланча, возглавлял войска, основу которого составляли конные эвенки, защищавшие интересы империи. Более 40 лет воины Хайланчи сражались на границах Китая. В 1793 г. с тысячей эвенков Хайланча дошел до Катманду. Подвиги эвенков под его предводительством являются наследием истории Китая. Воинская слава и отвага Хайланчи была воспета в тибетском фольклоре.

Урэн (Урон, Юрэн, Уриан, Оран) Историческое лицо, известный эвенкийский предводитель, сонинг (воин), живший в Урэн (Урон, Юрэн, Уриан, Оран) Историческое лицо, известный эвенкийский предводитель, сонинг (воин), живший в приграничной территории современных границ Западной Якутии и Красноярского края (в бассейне р. Оленёк) в начале-середине XVII века. Герой преданий эвенков сопоставляется с историческим лицом, сведения о котором были записаны в документах служилых людей: «оленекский тунгус XVII в. – Урий Эдян, в детстве захваченный эвенками из рода Ванадыр» . Урэн – популярный герой исторических преданий оленёкских, красноярских и вилюйских эвенков. Распространенные сюжеты преданий повествуют о его битвах с воинами других родов и земель. В варианте предания оленёкцев об Урэне (в якутской огласовке Юрэн), герой противостоит Унгковулю (як. : Юнгкээбил).

Пачаки Историческое лицо, известный эвенкийский предводитель, сонинг (воин), живший в бассейне Подкаменной Тунгуски в Пачаки Историческое лицо, известный эвенкийский предводитель, сонинг (воин), живший в бассейне Подкаменной Тунгуски в середине-конце XVII века. Пачаки принадлежал к роду Куркогир, являвшимся ответвлением крупного эвенкийского рода Момочар. Пачаки – один из наиболее распространенных героев исторических преданий красноярских эвенков. Пачаки во всех текстах предстает неустрашимым воином, способным воевать в одиночку с противником, многократно превосходящим числом. Многие сюжеты преданий о Пачаки сопоставимы с историческими документами – отписками служилых людей. За свои лидерские качества и природный ум, Пачаки был пожалован княжеский титул.

Карамзин Павел Гаврилович Карамзин - предводитель тунгусского восстания на Дальнем Востоке 1924 -1925 гг. Карамзин Павел Гаврилович Карамзин - предводитель тунгусского восстания на Дальнем Востоке 1924 -1925 гг. , командующий штабом тунгусского повстанческого движения, возникшего в ответ на необоснованную политику «красного террора» . Биография Павла Гавриловича Карамзина до момента участия в повстанческом движении и после неизвестна (вероятно, засекречена органами ОГПУ без срока давности).

Трофимов Николай Гермогенович Эвенкийский сказитель, благодаря которому были сохранены и донесены до современных эвенков Трофимов Николай Гермогенович Эвенкийский сказитель, благодаря которому были сохранены и донесены до современных эвенков величайшие образцы эвенкийского эпоса нимнгакан. Репертуар сказителя был очень большой, он исполнял на эвенкийском и якутском языках крупнейшие эвенкийские нимнгаканы «Иркисмондя-сонинг» , «Торгандун Среднего мира» , «Храбрый Содани-богатырь» , «Дэвэлчэн – первочеловек Среднего мира» . Николай Гермогенович умер в 1971 г. В его рюкзаке врачи обнаружили тетради с записями эпоса и записку с просьбой передать их А. Н. Мыреевой. Николай Гермогенович был талантливым человеком и истинным патриотом своего народа.

Кульбертинов Иван Николаевич Уроженец Олекминского р-на Якутии. Один из самых результативных снайперов Второй мировой Кульбертинов Иван Николаевич Уроженец Олекминского р-на Якутии. Один из самых результативных снайперов Второй мировой войны - уничтожил 487 фашистских солдат и офицеров. За ним постоянно «охотились» лучшие егеря вермахта, но во всех поединках Иван Кульбертинов неизменно выходил победителем, удостоившихся персонального немецкого «Аchtung! Kulbert!» . Дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его. В жизни Иван Николаевич был скромным человеком и всю послевоенную жизнь занимался любимым делом – охотой

Номоконов Семен Данилович Уроженец Сретенского р-на Забайкальского края, снайпер второй Мировой войны, уничтоживший более Номоконов Семен Данилович Уроженец Сретенского р-на Забайкальского края, снайпер второй Мировой войны, уничтоживший более 360 немецких солдат и офицеров, участник японской войны. Жизни и подвигу Номоконова посвящена книга «Трубка снайпера» . Снайперская винтовка № 24638, вместе с книгой, ныне экспонируется в музее истории войск ордена Ленина Сибирского военного округа, где есть уголок, посвящённый С. Д. Номоконову.

Кульбартинова Матрена Петровна Шаманка из эвенкийского рода Нюрмаган. Матрена Петровна родилась в семье оленевода Кульбартинова Матрена Петровна Шаманка из эвенкийского рода Нюрмаган. Матрена Петровна родилась в семье оленевода в олекминской тайге. Жизнь Матрены Петровны прошла в тайге Южной Якутии. Матрёна Петровна вырастила 9 детей, 7 внуков, 25 правнуков и 14 праправнуков. Умела лечить, предсказывать погоду, удачную охоту, будущее людям и многое другое. Глядя на печальные последствия «глобализации» , варварское уничтожение природы, Матрена Петровна искренне переживала и простым языком таежницы выражала надежду, что люди когда-то образумятся и начнут ценить истинные богатства – чистый воздух и реки, а не тонны золота и баррели нефти.

Васильев Семен Степанович (Савей) Шаман из эвенкийского рода Иӈилас. Родился в 1936 г. в Васильев Семен Степанович (Савей) Шаман из эвенкийского рода Иӈилас. Родился в 1936 г. в семье эвенков-охотников на севере Амурской обл. В молодости трудился охотником, водителем. Шаманом стал 70 -х годах XX века. Савей считался самым сильным шаманом в Якутии. Небесный дар Савея известен далеко за ее пределами. В среде эвенков пользовался большим уважением, помог многим людям, излечивая от болезней и «поправляя судьбу» . Жил очень скромно, довольствуясь малым – по эвенкийской шаманской традиции никогда не брал оплаты за помощь. До последних дней своей жизни охотился и кочевал в иенгринской тайге.