Скачать презентацию История этикоэстетических учений лекция 2 Тема лекции Скачать презентацию История этикоэстетических учений лекция 2 Тема лекции

Л7 История этико-эстетических учений.ppt

  • Количество слайдов: 28

 История этикоэстетических учений (лекция 2) Тема лекции: Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. 2. История этикоэстетических учений (лекция 2) Тема лекции: Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Средневековое мировоззрение. Художественные концепции Средневековья. Стили искусства Средневековья. Этика и эстетика Возрождения. «Эпоха разума» . Этические учения XIX- ХХ веков.

Основы средневекового мировоззрения • Бог – мудрость, благо, красота. • Искусство – библия для Основы средневекового мировоззрения • Бог – мудрость, благо, красота. • Искусство – библия для бедных. • Теоцентризм. • Растворение индивидуальной личности в христианской идее. • Каноничность, полное подчинение произведений искусства христианской религии. Икона Христа Спасителя.

Теоцентризм– мировоззренческая установка эпохи Средневековья, в основе которой лежит вера, что центром мироздания (универсума) Теоцентризм– мировоззренческая установка эпохи Средневековья, в основе которой лежит вера, что центром мироздания (универсума) является Бог. Икона Пресвятой Троицы «Господь Савооф» (ВКЛ)

Художественные концепции эпохи Средневековья 1) сакральный аллегоризм; 2) рыцарский романтизм; 3) карнавальный натурализм. Художественные концепции эпохи Средневековья 1) сакральный аллегоризм; 2) рыцарский романтизм; 3) карнавальный натурализм.

Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. Важнейшая тема — рыцарский Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. Важнейшая тема — рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля. Средневековый роман (XII-XIV вв. ): «Песнь о Роланде» , «Тристан и Изольда» , «Песнь о моем Сиде» и др.

 Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. Религиозная художественная концепция охватывает Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. Религиозная художественная концепция охватывает историю мироздания. Основная тема — жизнь и мученическая смерть Христа, библейских <> пророков, святых. Сретение. Клеймо иконы Воскресение. Вт. пол. XVI в.

Карнавальный натурализм (искусство Города): веселый простолюдин, ряженый. Выражает народную смеховую культуру, содержащую идею несовершенства Карнавальный натурализм (искусство Города): веселый простолюдин, ряженый. Выражает народную смеховую культуру, содержащую идею несовершенства мира и вселенского обновления. Обосновал М. Бахтин.

Романский портал Домского собора. В зрелое средневековье расцвета достигла храмовая и замковая архитектура. Сложились Романский портал Домского собора. В зрелое средневековье расцвета достигла храмовая и замковая архитектура. Сложились два стиля: – романский; – готический. • Соборы строили по определенным канонам. Они имели в плане символическую форму креста. В христианской традиции крест символизирует мировое дерево, достигающее небес, а также это символ распятия, мученичества Христа. • Романскому стилю (X – XII вв. ) характерна суровость и тяжеловесность храмов и замков, «горизонтальность» , приземленность. Олицетворяет устойчивость мировоззрения человека.

Книжная репродукция строительства готического собора • Готический стиль (XIII – XV вв. ) – Книжная репродукция строительства готического собора • Готический стиль (XIII – XV вв. ) – более поздний вид архитектурного западноевропейского искусства. Он «вертикальный» , соборы стремятся к небу. • Стрельчатые арки и окна, ажурные башни – все это создает иллюзию приобщения к небесам, к богу. • Стиль называют симфонией в камне за легкость и ажурность. • Термин «готика» возник в Италии в эпоху Ренессанса, как антипод примитивному и грубому романскому искусству.

l В XV-XVI вв. этические Возрождение проблемы из сферы теологии l Анатомический чертеж Леонардо l В XV-XVI вв. этические Возрождение проблемы из сферы теологии l Анатомический чертеж Леонардо да Винчи перешли в светскую культуру, науку, политику. l Теоцентризм постепенно вытесняется антропоцентризмом (безмерная ценность человеческой личности). l Гуманистический принцип антропоцентризма – основополагающий в этике и эстетике Возрождения. Отражен в творчестве Данте, Петрарки, Боккачо, Леонардо да Винчи (Италия), Сервантеса (Испания), Томаса Мора, Шекспира (Англия), Эразма Роттердамского (Голландия) и др.

Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность l В противоположность средневековой схоластике, опиравшейся на учение Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность l В противоположность средневековой схоластике, опиравшейся на учение Аристотеля, гуманисты Возрождения развивают идеалистическое учение Платона. l Мишель Монтень «Опыты» : Этический идеал – жить в соответствии с законами природы и общества. Сочетание этики эпикуреизма и стоицизма, античного гуманизма и индивидуализма.

Возрождение два художественных направления: • ренессансный гуманизм • барокко Джорджоне. Мадонна с книгой. Возрождение два художественных направления: • ренессансный гуманизм • барокко Джорджоне. Мадонна с книгой.

Ренессансный гуманизм открыл индивидуального человека, утвердил его мощь и красоту, свободу личности от средневекового Ренессансный гуманизм открыл индивидуального человека, утвердил его мощь и красоту, свободу личности от средневекового аскетизма. Герой — титаническая личность, свободная в своих действиях. Изображение обнаженной натуры, прелести человеческого тела стали важным аргументом в борьбе с аскетизмом. Главный принцип выражен в формуле устава Телемской обители Рабле: «делай что хочешь» .

В европейском искусстве с XVII в. развитие получают стили классицизм, барокко, караваджизм, возникают национальные В европейском искусстве с XVII в. развитие получают стили классицизм, барокко, караваджизм, возникают национальные школы искусств (академизм). В живописи появились новые жанры: пейзаж, натюрморт, бытовые картины. Самые знаменитые имена европейских художников и архитекторов: Ван Дейк, П. П. Рубенс и ряд «малых фламандцев» ; голландские живописцы Франс Халс Старший, Якоб ван Рейсдал, Харменс Рембрандт ван Рейн, Питер де Хох, Габриель Метсю; испанские живописцы Диего Веласкес, Бартоломе Эстебан Мурильо. Признанными шедеврами архитектуры Франции стали Лувр, Версальский дворец, Собор инвалидов и др. Великие зодчие Франции: Лемерсье, Мансар, Лево, Перро и др. Расцвета достигла симфоническая и камерная музыка. С XVIII в. формируется новый вид светской музыки – опера. И. С. Бах – «титан барокко» ; Гайдн, Бетховен, Моцарт – представители венской классической музыки. Питер Пауль Рубенс. Воздвижение креста. 1611. Антверпенский собор.

Барокко (итал. barocca – вычурный, удивительный; португал. рerola barocca – жемчужина неправильной формы) – Барокко (итал. barocca – вычурный, удивительный; португал. рerola barocca – жемчужина неправильной формы) – ведущий стиль европейского искусства кон. XVI – XVIII в. Характеризуется контрастностью, напряжением, динамичными образами и ансамблевыми решениями, стремлением к величию и пышности. В пластическом искусстве барокко сливаются реальность и иллюзорность. Центр развития искусства барокко – Рим. В конце XVI – XVIII вв. получил распространение в белорусской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Питер Пауль Рубенс. Святой Джером. 1608 -09. Барокко противоречиво и эклектично, несет черты, которые Питер Пауль Рубенс. Святой Джером. 1608 -09. Барокко противоречиво и эклектично, несет черты, которые роднят его с предшествующими художественными культурами. С ренессансным гуманизмом барокко объединяют: чувственность, гедонизм, натуралистическая конкретность, наивная простота; с сакральным аллегоризмом: усложненность, спиритуализм, устремленность к высокому, экзальтированность, призывы к аскетизму, отвлеченная символика и аллегоричность.

Классицизм (лат. сlassicus – узорный) – стиль европейского искусства XVII – XIX вв. Основная Классицизм (лат. сlassicus – узорный) – стиль европейского искусства XVII – XIX вв. Основная черта: обращение к античному наследию, подражание классическим образцам в эстетике. Характеризуется стремлением к ясности, пропорциональности, уравновешенности и гармонии форм. Лувр. Клод Перро. В XVII-XVIII вв. распространен во Франции, Италии, Германии, Англии, России. Это творчество Вольтера, Корнеля, Расина, Мольера, Гете, Шиллера, Ломоносова, Державина; музыка Люлли, Перселла, Вивальди, Гайдна; живопись Пуссена, Угрюмова; скульптура Давида, Шадова и др. В искусстве Беларуси классицизм распространен в конце XVIII – XIX вв. Й. Гайдн. Серенада.

Академизм – стиль, связанный с появлением в Европе первых школ искусств (академий) в конце Академизм – стиль, связанный с появлением в Европе первых школ искусств (академий) в конце XVI – нач. XVII, близкий к классицизму. Сущность академизма: утверждение традиционных национальных канонов в сочетании с классическими узорами, которые считались идеальными, непревзойденными достижениями мастеров античности и Итальянского Возрождения. Национальные школы искусств в XVII сформировались в Италии, Испании, Франции, Голландии. С XVII века возрождается театральное искусство в Европе. Ардуэн-Мансар. Собор инвалидов (1680 -1708). Париж.

Караваджизм – европейская школа живописи XVII в. последователей итальянского художника Микеланджело Караваджо (1573 – Караваджизм – европейская школа живописи XVII в. последователей итальянского художника Микеланджело Караваджо (1573 – 1610). Микеланджело Караваджо. Положение во гроб. Основа художественной системы караваджизма – реалистическое видение в сочетании с монументализацией обыденного мира. Течение оппозиционное к господствующим направлениям итальянского искусства: маньеризму и академизму. Характеризуется реалистичностью, пластичностью, нетрадиционным соотношением форм и цветовых гамм, прозаичной трактовкой библейских сюжетов. Герои библейских сюжетов – реальные люди, далекие от идеальных образов. Караваджистами были О. Джентилески (Италия), Х. Тербрюгген (Нидерланды), Х. Риберой (Испания). Караваджизм повлиял на творчество П. П. Рубенса, Д. Веласкес, Рембрандта и др.

Этические учения Нового времени развиваются в направлениях: - рационалистическое (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Этические учения Нового времени развиваются в направлениях: - рационалистическое (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Гоббс, Локк); - просветительское (Д. Дидро, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах); - классическое (И. Кант, Гегель, Л. Фейербах).

Основные идеи «эпохи разума» : • Нравственность возникает естественным путем из «человеческой природы» . Основные идеи «эпохи разума» : • Нравственность возникает естественным путем из «человеческой природы» . • Человек изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. • «Война всех против всех» - это естественное состояние людей. • Мораль имеет договорное происхождение, вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. (Теория «естественного права» и «общественного договора» . )

Предмет и задача этики – свобода человека, понимаемая как освобождение из под власти аффектов, Предмет и задача этики – свобода человека, понимаемая как освобождение из под власти аффектов, пассивности, страданий, что возможно через познание законов природы, в рамках которых личность способна осуществлять свободный выбор (Спиноза). В рационалистической этике XVIII веков проблемы свободы и воли, свободного выбора рассматривали Декарт, Спиноза, Локк. • Теория разумного эгоизма: «Разумно понятый личный интерес есть залог общего блага всех» (Гельвеций, Гольбах).

Просвещение – культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли Европы XVIII века, связанное с идеями Просвещение – культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли Европы XVIII века, связанное с идеями приобщения к культуре и знаниям широких слоев общества. Основные принципы Просвещения: - Демократизм - Рационализм - Вера в прогресс науки и общества - Исторический оптимизм и убежденность в единых целях исторического развития. Три явления: Французское, Немецкое и Английское просвещение.

Этические учения XIX века • Г. Ф. Гегель (1770 -1831) Мораль и нравственность не Этические учения XIX века • Г. Ф. Гегель (1770 -1831) Мораль и нравственность не тождественны, мораль носит объективный характер, нравственность – субъективный. • Л. Фейербах (1804 -1872) Новая религия любви: «Верю не в Бога, а в Человека как Бога для человека» (Фейербах).

Этические учения Новейшего времени развиваются в направлениях: - марксистское (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Этические учения Новейшего времени развиваются в направлениях: - марксистское (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Л. Троцкий); - «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др. ); - «богочеловечество» (Н. Федоров, Вл. Соловьев); - научно-рационалистическое (прагматизм, позитивизм); - иррационалистическое (психоанализ, экзистенциализм, персонализм и др. ); - религиозно-этическое.

Этика «философии жизни» • Артур Шопенгауэр (1788 -1860) в работе «Мир как воля и Этика «философии жизни» • Артур Шопенгауэр (1788 -1860) в работе «Мир как воля и представление» обосновал понятие «воля к жизни» , проявляющаяся в человеке в трех качествах: зло, эгоизм и сострадание.

Переоценка моральных ценностей Мораль нового общества сформулирует сверхчеловек, который сможет превзойти самого себя. «Бог Переоценка моральных ценностей Мораль нового общества сформулирует сверхчеловек, который сможет превзойти самого себя. «Бог умер» . Осн. произв. : «К генеалогии морали» , «Так говорил Заратустра» и др. • Фридрих Ницше (1844 -1900)

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Контрольные вопросы: Что такое теоцентризм? Назовите три художественных направления Средневековья. Назовите стили искусства Средневековья. В чем сущность рыцарского романтизма? Что такое сакральный аллегоризм? В чем сущность карнавального натурализма? Что было идеалом гуманистов эпохи Возрождения? Какие художественные направления Возрождения Вы знаете? Какому художественному направлению соответствовал принцип «делай что хочешь» ? Какие стили искусства были распространены в Европе в XVII веке? Назовите три центра европейского Просвещения. Назовите основные принципы эпохи Просвещения. Что стало предметом и задачей этики Нового времени? В чем сущность разумного эгоизма? Назовите качества человека, в которых проявляется «воля к жизни» у А. Шопенгауэра. Как называется этическое учение Нового времени, представителями которого являются Гоббс, Локк, Спиноза? Как называется этическое учение Нового времени, представителями которого являются Дидро, Вольтер, Руссо? Как называется этическое учение Нового времени, представителями которого являются Кант, Гегель, Фейербах? Кто автор термина «Бог умер» ? Кто автор тезиса «верю не в Бога, а человека как Бога для человека» ?