ancient.pptx
- Количество слайдов: 39
*ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
*Цель изучения - дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствующих возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
Предмет и метод истории экономических учений Предмет- изучение экономических воззрений различных эпох Историзм предполагает: • Характеристику теории “во времени и пространстве” • Познание ее внутренней природы и логики Метод- историзм *
Познакомиться с выдающимися экономистами и их концепциями Цели изучения Повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор Углубить знания по экономической теории
* Основные этапы истории экономических учений I. Ранние экономические воззрения (III тыс. до н. э. - XVII вв. ) II. Классическая политическая экономия (XVII- XIX вв. ) III. Современные экономические теории (XIX- XXI вв. )
Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья 6
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ При изучении развития экономической науки следует выделить основные периоды (этапы): «ЭКОНОМИЯ» - ПЕРИОД С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО МОМЕНТА ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (16 – 17 ВЕК) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ – ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЙ – НАУКИ (с 1615 г. по начало ХХ века) «ЭКОНОМИКС» - СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ПРЕДСТАВЛЕННАЯ РАЗЛИЧНЫМИ ШКОЛАМИ И НАПРАВЛЕНИЯМИ 7
«ЭКОНОМИЯ» от древнегреческих слов «ойкос» (дом), «номос» (закон). Что следует понимать как «законы ведения домашнего хозяйства» . Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира прежде всего, колыбели европейской и мировой цивилизации – Древней Греции. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430 -335 г. г. до н. э. ), Платона (428 -348 г. г. до н. э. ) и в учении Аристотеля (384 -322 г. г. до н. э. ). 8 Греция. Полуостров Аттика. Афины. Рафаэль Санти «Афинская школа»
Антисфен (Ксенофонт) (ок. 435 – ок. 360 г. до н. э. ) Представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате «ЭКОНОМИЯ» ("Домострой «) восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости Основное произведение - «Домострой» . По мнению Ксенофонта, главной отраслью народного хозяйства является земледелие. Оно производит самые необходимые блага и поэтому является источником благосостояния народа. В связи с этим он в «Домострое» дает многочисленные советы по рациональному ведению земледелия, уделяет главное внимание вопросам качества почвы, методов ее обработки, говорит о правилах посева и уборки урожая и т. д. В то же время он отрицательно относился к ремеслу. Занятия им он считал постыдным, зазорным. 9
У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости – с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения. 10
Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело разделение профессий. 11
Экономические идеи древнегреческого философа Платона (427– 347 гг. до н. э. ) Платон родился в 428— 427 годах до н. э. Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399— 389 годов. В 389 году отправился в Южную. Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. 12
• Наиболее известна его работа «Политика или государство» . Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных. • уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. • Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. 13
В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1)философов, призванных управлять государством; 2) воинов, чья обязанность – защищать народ; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев, обязанностью которых является материальное производство необходимых всему обществу благ. Они не могут обходиться без личной заинтересованности в результатах своего труда, и им разрешено иметь частную собственность. 14
В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т. е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров. 15
Аристотель (ок. 384 – ок. 322 г. до н. э) Внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля - «Политика» . Аристотель (384– 322 гг. до н. э. ) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. стал учителем А. Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии. Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. 16
Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки. 17
Аристотель показал эволюцию обмена: 1) Простая форма обмена, когда один товар меняется на другой (Т-Т). 2) Денежная форма обмена, когда обмен осуществляется при помощи денег (Т-Д-Т). Считал, что деньгами стал товар, очень удобный в обиходе. Это явилось результатом соглашения между людьми. Выделил три функции денег, не называя их современными терминами: 1) Единица соизмерения ценности благ; 2) Средство обращения; 3) Запас ценности – залог возможности обмена в будущем 18
Аристотель осуждал ростовщичество. Оно вызывает ненависть и является противо-природным, оно делает денежные знаки предметом собственности, они утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы. 19
*Анализ капитала. Аристотелю принадлежит концепция «Об экономике и хрематистике» . *Естественная сфера - экономика представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных потребностей населения. *Хрематистика - крупные торговые посреднические и ростовщические операции, проводимые ради достижения корыстной цели, суть которых наживать состояние или же искусство накопления денег.
*Принципы распределения. Аристотель в противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства свободных, выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, т. е. по «достоинству» . Это означало, в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства. Идея равнозначности всех видов труда отвергается Аристотелем, физический труд рассматривается как рабское занятие. *Важной идеей древнегреческой философии, оказавшей большое влияние на развитие экономической мысли, является о приоритетной роли земледелия по сравнению с ремесленным трудом: «Земледелие - мать и кормилица всех ремесел» .
*Ценность. Аристотелю принадлежит первенство в анализе явления цена товара - понятие, вокруг которого строится вся теория современной микроэкономики. Полезность или потребительная ценность является главным основанием ценности предметов. Так как равны потребности, то соответственно, можно приравнять результаты труда. *Сущность и функции денег. Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги возникли в результате взаимного соглашения людей (номиналистическая теория денег), ради меновой торговли, они столь же необходимы, как и натуральные запасы, ибо способствуют добыванию средств жизни. Они бесплодны, это знаки богатства, но не само богатство.
Античный период развития экономических взглядов, не выходивших за рамки собственно философских воззрений, можно считать временем выработки общих подходов к пониманию экономических процессов в целом. Необходимо также отметить появление в античное время документов практического характера, рекомендаций по рациональному ведению хозяйства. Большое количество таких текстов появляется в Древнем Риме. Стоит отметить трактат Марка Порция Катона «О земледелии» (2 век до н. э. ), или труд Палладия «О сельском хозяйстве» (4 век н. э. ) 23
* ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В раннем средневековье не было попыток создавать абстрактные экономические учения. К VIII–IX вв. относятся первые попытки управления экономической жизнью феодального государства. Франкские короли в VIII–IX вв. издавали указы и распоряжения «Капитулярии» : «О чеканке монеты» , «О ссудном проценте и ростовщичестве» , «О регламентации торговли» , «О внутренних таможенных пошлинах» и др. Система организации натурального производства нашла отражение в «Капитулярии о поместьях» (IX в. ), служившей своеобразной инструкцией по ведению хозяйства в королевских имениях.
* СХОЛАСТИКА Схола стика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Слово «Scholasticus» , употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия; впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией. Лекция профессора С. А. Толкачева 25
*Экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. *Понимание справедливости как пропорциональности (эквивалентности) восходит как к Аристотелю, так и к первоначальному христианству 26
*Этические нормы поведения были перенесены канонистами в сферу экономики, что нашло отражение в учении о «справедливой» цене. *Понятие «справедливой» цены было выработано в противовес римскому праву. Согласно последнему цена определялась в результате свободного договора. *Каноническое право понимало под «справедливой» ценой типичную рыночную цену, складывающуюся нормальных условиях производства. 27 при
*Впервые идея «справедливой цены» встречается уже у святого Августина в трактате «О троице» * Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354— 430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. 28
* Фома Аквинский 1225 - 1274 • философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» ( «князь философов» ), основатель томизма, член ордена доминиканцев; • С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философо м, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
*Аквинский жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства и достигли значительного развития товарноденежные отношения. * 30 Богатый феодал эпохи позднего Средневековья.
* АКВИНСКИЙ ПРОТИВОРЕЧИВО ТОЛКОВАЛ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ СОБСТВЕННОСТЬ. С одной стороны, считал, что вещи общие и принадлежат богу. Иными словами дал обоснование общественной собственности. С другой стороны, считал, что частная собственность устанавливается разумом для общей пользы и личного интереса. 31
* Учение о «справедливой цене» *В «Сумме теологии» Фомы Аквинского «справедливая» цена рассматривается как частный случай проявления справедливости вообще. Исходя из того, что справедливость определяется как «постоянное твердое желание давать каждому то, на что он имеет право» , Фома Аквинский осуждает попытки продажи вещей дороже их стоимости. *Опираясь на Евангелие, он прямо полемизирует с римским правом 32
* ЦЕНА учение о «справедливой цене» *С одной стороны, цена должна учитывать затраты труда на производство товара. «вещь может быть продана дороже, чем за нее уплачено при покупке, если продавец «в чем-нибудь улучшит вещь, т. е. если на нее затрачено добавочное количество труда» . *С другой стороны, уровень цены должен быть достаточным, чтобы дать возможность продавцу жить в соответствии со своим положением, статусом. Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества. 33
* Ссудный процент Римское право одобряло и контролировало процент в Кодексе Юстиниана, который интенсивно начали изучать в XII в. в средневековой Европе, были установлены определенные нормы процента для различных ссуд: 12% – под корабельные грузы, 8% –для торговых операций и 4– 6% – для прочих 34
*Рассматривая ссуду как продажу в кредит, средневековые схоласты не принимали во внимание аргумент о том, что при этом необходима плата за потерю времени. *Время, рассуждали они, – божье достояние, которым нельзя торговать. 35
*С течением времени в рамках схоластического учения нашлось место для оправдания процента. С этой целью средневековые схоласты различали в сделках два вида ущерба от неисполнения в срок ссудных обязательств: понесение убытка (damnum emergens) и неполучение прибыли (lucrum cessans). Первый случай рассматривался как вполне законное основание для взимания процента. 36
* О проценте *С одной стороны, Фома Аквинский осуждал взимание процента. По его мнению, деньги изобретены для обмена, а не для того, чтобы брать плату за пользования ими. Он даже считал, что облагать налогами ростовщиков греховно, ибо в этом случае становишься соучастником в их доходах. *С другой стороны, взимание процента оправдано как плата за риск, как доход от финансирования торговых операций. 37
* Когда взимание процентов возможно: 1) когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли; 2) когда кредитор испытывает трудности, порождаемые задержкой денег у должника; 3) при неполучении кредитором возможного дохода от этих денег. 38
Основные черты экономической мысли Средневековья: идея принципиального равенства людей, что объяснялось наличием у каждого человека бессмертной души принятие в качестве высшей ценности служения Богу особое внимание к проблеме справедливости