ВХУТЕМАС.pptx
- Количество слайдов: 111
История дизайна Лекция № ВХУТЕМАС
"Темп современности быстрый, динамический и ритм ясный, точный, прямолинейный и математический, материал и целесообразность определяют строй создаваемой современным художником вещи" А. Веснин 1922 год
А. Веснин. Здание ВХУТЕМАС. Праздничное оформление к 10 -летию Октября. 1927.
А. Веснин. Эмблема ВХУТЕМАС 1920 -е г.
ВХУТЕМАС (Высшие художественно- технические мастерские) - учебное заведение, основанное в 1920 г. путём слияния Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, ранее представлявших собой Строгановское художественно-промышленное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Переименован во ВХУТЕИН (1927 -1930).
Студенты ВХУТЕМАСа
Студенты ВХУТЕМАСа
В концепции новой системы образования нашли воплощение идеи «производственного искусства» . Вхутемас стал художественной школой, в которой происходило формирование и развитие принципов современного изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.
Изделия студентов и мастеров ВХУТЕМАСа и его круга.
Студенты двух начальных курсов (с 1926 г. – только первого курса) обучались на Основном отделении, где изучали «первоосновы» пространственных искусств, особенности зрительного восприятия предметной среды. Важнейшее место занимали дисциплины: - «Пространство» (преподаватели Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский); - «Графика» (А. М. Родченко), - «Объём» (Б. Д. Королёв, А. М. Лавинский), «Цвет» (Л. С. Попова, А. А. Веснин.
Преподаватели ВХУТЕМАСа : И. Жолтовский, И. Рыльский, А. Щусев, Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский, Н. Докучаев, И. Голосов, К. С. Мельников, А. Е. Архипов, В. В. Кандинский, Д. Н. Кардовский, Л. М. Лисицкий, П. В. Митурич, А. М. Нюренберг, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, А. Сидоров, В. Е. Татлин, В. А. Фаворский, П. А. Флоренский, Ф. О. Шехтель, В. Фалилеев, , А. Эфрос.
Проект по предмету "Архитектурное проектирование". 1923 г "3 -х этажный квартирный дом с одной лестницей" Автор Соболев И. Фасад, планы, разрез, аксонометрия. Б. , тушь, акв. , уголь 68 х51
Проект по предмету "Архитектурное проектирование". 1927 u/ "Магазины-банкгостиници" Автор Жиров М. Перспектива фасда. Б. , тушь 39 х68, 5
Работа по дисциплине "Пространство". 1922 г. Отвлеченное задание на выявление и выражение массы и веса Двойной объем. Автор: Ламцов И. Эскиз перспективы фасада. Б. , кар.
Работа по дисциплине "Пространство". 1922 г. Производственное задание на выявление выражение формы. Элеватор. Автор: Владимиров В. Перспектива. Бумага, карарон, тушь, акварель, белила.
Работа по дисциплине "Цвет". 1928 г. Задание на разнообразие фактур и текстуры материала. Геометрическая композиция. Автор: Колпакова В. Б. , аппликация: деревянный шпон, пластик, стекло, латунь, наждачная бумага, фольга 23 х29
На старших курсах шло распределение на факультеты: архитектурный, металлообрабатывающий, деревообрабатывающий (с 1926 г. два последних объединены в деревометаллообрабатывающий факультет), скульптурный, керамический, полиграфический (графический), живописный, текстильный, педагогический (с 1925 г. ).
Методика преподавания ВХУТЕМАСа была построена на трех столпах - пространство, цвет, объем, которые и по сей день с успехом используются во всех архитектурных школа не только в России, но и за её пределами. С известностью ВХУТЕМАСа, сравниться может разве что известность Баухауза - высшей школы строительства и художественного конструирования, которая была основана в 1919 году в Веймаре (Германия).
ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ
Дипломный проект «Стандарт оборудования кинопередвижки-читальни» Д. Заонегин. 1929 г. Руководитель А. Родченко
ВХУТЕМАС, учебная работа, 1920 -е
Модель абажура для лампы. 1922 г.
Обложка журнала ОСА, 1927
Владимир Татлин. «Матрос (Автопортрет)» . 1911. Темпера ТА ТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же], российский художник, дизайнер, сценограф, театральный художник, заслуженный деятель искусств СССР (1931). Один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в. , родоначальник художественного конструктивизма. Как живописец был близок к кубизму и футуризму.
Продавец рыб. 1911
. Контр-рельеф (Материальный подбор). 1916 Дерево, палисандр, ель, металл
Антонида. Эскиз костюма к опере «Жизнь за царя» . 1891– 1910 Картон, графитный карандаш, клеевая краска, кисть. Богдан Сабинин. Эскиз костюма к 1 акту оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» . 1913 Картон, гуашь, темпера, графитный карандаш.
Владимир Татлин. Модель памятника Третьему Интернационалу, 1920
Модель памятника III Интернационала. 1919 -20. Реконструкция 1979. Дерево, железо, стекло
Родченко Александр Михайлович (1891 -1956) российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя.
Портрет матери. 1924. Поэт Владимир Маяковский. 1924. Пожарная лестница. Из серии "Дом на Мясницкой". 1925. Фотографии, сделанные Родченко в 192030 -е годы.
Владимир Маяковский Лестница. 1930. Лиля Брик. 1924 Фотографии, сделанные Родченко в 192030 -е годы.
Александр Родченко и Владимир Маяковский. Папиросы Люкс
Лазарь Маркович Лисицкий - художник-иллюстратор первой половины 20 века. Один из активнейших строителей советской художественной культуры, Лисицкий был художником нового типа, художником-изобретателем, пропогантирующим необходимость самой интенсивной совместной работы искусства и техники. Он разработал более простой и выразительный пластический язык в полиграфии.
Экспериментальные «проекты» (проуны ) представляют особый интерес как переходный этап в развитии художественного метода Лисицкого. Эти «проекты» сам художник считал «пересадочной станцией» из живописи в архитектуру. Утопический характер этих работ объясняется революционным энтузиазмом молодого профессора и дружного коллектива совсем юных учеников.
В начале 1920 года Лисицкий писал: «…Мы сейчас переживаем исключительную эпоху вхождения в наше сознание нового рождения в космосе» . Новые пространственные представления обусловили поиски новых пластических форм. Своими «проунами» Лисицкий как бы предвосхищает наступление космической эры. От «проунов» он перешел к конкретным модельным сооружениям, к новой архитектуре.
Автолитография «Клином красным бей белых» .
В начале 1921 года Лисицкий был приглашен ВХУТЕМАСом для чтения курса «Архитектура и монументальная живопись» . Свою преподавательскую деятельность Лисицкий совмещал с участием в разработке проблем производственного мастерства (в Институте художественной культуры) и с сотрудничеством в Международном отделе ИЗО НКП. По инициативе Лисицкого был издан первый номер газеты «ИЗО» .
Работы Лисицкого
Основная мысль его творческих разработок — необходимость слияния искусства с жизнью. В отличие от тех художниковпроизводственников, которые видели свою задачу в эстетизации индустриальных форм, Лисицкий считал своей главной целью — разработать такие методы оформления, которые повышали бы полезное действие предмета.
Работы Лисицкого
Работы Лисицкого
Блэк Борис Александрович (1898 – 1930). "Конструктивистский портрет мужчины в профиль". Начало 1920 -х гг. (мастерская А. Лавинского, ВХУТЕМАС). Бумага, уголь. 29 х 29.
Айзенштадт М. Б. , скульптор, график. Посвящение Лукасу Кранаху (эскиз). 1930. Бум. Кар. 45 х57.
Л. С. Попова. Эскиз росписи чашки и блюдца. 1921 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Л. С. Попова. «Прозодежда актёра № 5» . Эскиз. 1921 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Л. Попова. Живописная композиция. 1921
Иван Николаев. Общежитие студентов Текстильного института в Москве. Эскизы к проекту. 1929.
Иван Николаев. Текстильный комбинат. Эскизы к проекту. Вторая половина 1930 -х годов.
И. И. Леонидов «Институт библиотековедения имени В. И. Ленина в Москве на Ленинских горах» .
Русский архитектор Иван Ильич Леонидов (1902 -1957) вошел в историю архитектуры ХХ века как творец уникальных новаторских идей и проектов, которые, в большинстве своем оставшись на бумаге, оказывали и оказывают самое плодотворное воздействие на развитие мирового зодчества. Многие замыслы Леонидова сегодня стали реальностью, предопределив будущий облик городов нашей планеты.
И. В. Леонидов. проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади
Графические листы к Городу Солнца трудно назвать проектами или чертежами — это картины-мечты, романтические и поэтические пейзажи города, изображения его ансамблей, улиц, зданий. И. И. Леонидов — Город Солнца. 1943— 1959. «Пагода» . Москва.
Иван Леонидов. Проект Института Ленина, 1927
Н. А. Ладовский является одной из главных фигур; ничего по большому счёту не строящий, «простой преподаватель» ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, по сути, оказывается теневым лидером эпохи. – Теневым в том смысле, что на «поверхности истории» оказываются конкретные, осуществлённые проекты, а идеи, вызывающие эти проекты к жизни, «уходят в тень» , - часто теряются в общем контексте внешних событий. Главные архитектурные объекты, созданные Николаем Ладовским, относятся к московскому метро и были построены в 1935 году. Это станция «Площадь Дзержинского» и вестибюль станции «Красные Ворота» .
Н. А. Ладовский (1881 -1941). Наземный павильон станции метро «Красные ворота» , 1935.
Н. Ладовский. Архитектурное явление коммунального дома. 1920.
Н. Ладовский
Н. Ладовский. Конкурсный проект советского Павильона на Международной выставке 1925 г. в Париже (1924).
Проект дома совместного проживания (дом коммуны), Николай Ладовский, 1920.
Александр, Виктор и Леонид Веснины. Дворец Культуры Пролетарского района (ДК ЗИЛ), 1931 -1937
ВЕСНИНЫ, братья Леонид Александрович (1880– 1933), Виктор Александрович (1882– 1950), Александрович (1883– 1952), русские архитекторы, представители неоклассического и авангардного направлений; Александр Веснин был также замечательным мастером авангардной сценографии. Образ «мира-фабрики» порою соседствовал в их творчестве с мотивами «мира-театра» , а пафос социальных преобразований – с тонкой иронией. Все братья были замечательными педагогами (преподавали в Высшем техническом училище, известном как «Бауманское» , Вхутемасе-Вхутеине и Московском архитектурном институте).
А. А. Веснин. Абстрактные композиции, 1922. Картон, масло.
Наркомтяжпром, архитекторы - братья Веснины, 1934
Веснин. Декорация к пьесе «Человек, который был четвергом» Честертона в московском Камерном театре. 1923. "
Александр, Виктор и Леонид Веснины. Конкурсный проект Дворца Труда, 19221923
Веснины. Московское отделение газеты «Ленинградская правда» . Конкурсный проект. 1924. "
Конкурсный проект здания Московского отделения «Ленинградской правды» , 1924 г. А. и В. Веснины.
Фантазия на тему серпа и молота. Яков Чернихов, 1933.
Яков Чернихов (1889– 1951) – одна из самых поразительных и ярких творческих фигур советской архитектуры первой половины ХХ века. Включившийся в движение конструктивизма во второй половине 1920 -х годов, Чернихов прежде всего стал знаменит своими книгами архитектурных фантазий.
Сооружение в 1919— 1922 гг. башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой В. Г. Шухова. Башня представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. После аварии на строительстве радиобашни В. Г. Шухов был приговорён к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач и В. Г. Шухов был помилован. Шуховская башня, Москва, 1922. Разрушается.
Казимир Малевич. Архитектоны, 1923 -1927
Михаил Барщ, Михаил Синявский. Планетарий, 1927 -1929
Илья Голосов. Клуб им. Зуева, 1927 -1929
Константин Мельников. Клуб им. Русакова, 1927 -1929
Константин Мельников (1890 -1974) — известный архитектор, художник и педагог, один из лидеров авангардного направления в московской архитектуре. В 1920— 30 -х гг. разрабатывал новые типы и архитектурные формы общественных зданий, для которых характерны выразительная динамика наружных объёмов, яркая оригинальность композиционного решения, функциональная целесообразность планировки, использование новых конструкций (Клуб им. И. В. Русакова, собственный дом, оба в Москве, 1927— 29). Одним из первых выдвинул идею трансформации внутреннего пространства зданий.
К. Мельников. Дом-мастерская архитектора. 1927 -1929.
Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставке.
Павильон СССР на Международной выставке в Париже.
КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. - построение) - направление в искусстве XX в. , преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской АРХИТЕКТУРЕ , живописи, прикладном искусстве и поэзии. Основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве и пр.
Конструктивизм - это стиль архитектуры Советского Союза периода 1920 х и начала 1930 х годов. Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность. Хотя этот стиль был разделен на несколько соперничающих между собой направлений, было создано много интересных проектов, часть из которых была реализована. В начале 1930 х этот стиль вышел из моды у властьпридержащих. Конструктивизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры
Конструктивисты и рационалисты. Рационалисты, развивая идеи художников Казимира Малевича и Владимира Татлина, считали главным в новой архитектуре пластическую выразительность внутреннего пространства и наружной формы. Планировочная структура и конструктивное решение подчинены в их проектах пластическому замыслу. Рационалисты обвиняли конструктивистов в пренебрежении художественной стороной архитектуры в погоне за функциональностью.
Конструктивисты, напротив, считали, что архитектор должен конструировать объемно-пространственное решение здания, исходя из функций отдельных частей, уподобляясь инженеру, создающему новый механизм. Образ архитектурного сооружения должен стать результатом оптимального решения функциональных задач. Эту идею архитекторам подсказали художникиконструктивисты, в том числе Александр Родченко и Любовь Попова.
На самом деле у рационалистов и конструктивистов было много общего. И те, и другие страстно боролись с эклектикой и отвергали стилизаторское, поверхностное использование нового архитектурного языка. И те, и другие глубоко изучали психологию восприятия и применяли свои открытия в проектной практике. Представители обоих течений создавали не только абсолютно новые типы зданий, но и разрабатывали интереснейшие урбанистические предложения.
Вместе с «неприсоединившимися» архитекторами, среди которых были такие выдающиеся мастера как Константин Мельников и Яков Чернихов, конструктивисты и рационалисты создали поразительное явление – русский архитектурный авангард.