Скачать презентацию История дизайна Лекция 7 Русский модерн Скачать презентацию История дизайна Лекция 7 Русский модерн

Русский модерн.pptx

  • Количество слайдов: 91

История дизайна Лекция № 7. Русский модерн. История дизайна Лекция № 7. Русский модерн.

В конце 19 -го - начале 20 -ых вв. Россия переживала небывалый расцвет в В конце 19 -го - начале 20 -ых вв. Россия переживала небывалый расцвет в искусстве, несмотря на переломный политический момент. В 1881 году в Москве была открыта первая частная картинная галерея известного купца и мецената Павла Михайловича Третьякова. В 1892 году она была передана в дар Москве. В 1898 году был открыт Русский музей императора Александра III в Санкт. Петербурге. В 1912 году по инициативе историка Ивана Владимировича Цветаева в Москве был открыт Музей изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

 «Серебряным веком» назвали этот период в истории русской культуры. Эклектизм в архитектуре, реалистические «Серебряным веком» назвали этот период в истории русской культуры. Эклектизм в архитектуре, реалистические традиции передвижников в живописи уходили в прошлое. Им на смену пришёл стиль модерн. На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства» , Союз русских художников и др. Появились так называемые артистические колонии – Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей художников, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохновлённых идеей возрождения народной культуры.

ШЕХТЕЛЬ ФЁДОР ОСИПОВИЧ (1859 -1926) С именем Шехтеля связан расцвет стиля модерн в России. ШЕХТЕЛЬ ФЁДОР ОСИПОВИЧ (1859 -1926) С именем Шехтеля связан расцвет стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил множество особняков, многоэтажных домов, торговых зданий, бань, зданий банков. Кроме того , он оформлял театральные спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель.

Особняк Морозовой. 1893 -1897. Особняк Морозовой. 1893 -1897.

Собственный дом Шехтеля Собственный дом Шехтеля

Особняк Шаронова. Таганрог Особняк Шаронова. Таганрог

Особняк Рябушинского. 1900 -1902. Особняк Рябушинского. 1900 -1902.

План особняка Рябушинского План особняка Рябушинского

Потолок Потолок

Потолок Потолок

Дом в Пречистенском переулке Дом в Пречистенском переулке

Преемственность архитектуры русского модерна Преемственность архитектуры русского модерна

Ярославский вокзал. Москва Ярославский вокзал. Москва

Вокзал. Владивосток Вокзал. Владивосток

Ярославский вокзал в Москве. 1902 - 1904. Ярославский вокзал в Москве. 1902 - 1904.

"В 1912 году в связи со строительством знаменитого Ярославского вокзала в Москве вокзал во Владивостоке расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах величайшей в мире железнодорожной магистрали архитектурно похожие станции. На сегодняшний день железнодорожный вокзал во Владивостоке существует уже 116 лет, а всем известное здание ярославского двойника— 96 лет.

Вокзал во Владивостоке. 1893 -1912 Вокзал во Владивостоке. 1893 -1912

Автор проекта архитектор Е. Базилевский принимал участие в закладке станционного здания, заложив первый камень Автор проекта архитектор Е. Базилевский принимал участие в закладке станционного здания, заложив первый камень строения. 2 ноября 1893 года состоялось торжественное освящение вокзала, и открылось железнодорожное сообщение по маршруту Владивосток— Уссурийск. Первоначально это было каменное здание, покрытое железной кровлей, в средней части одноэтажное, по краям — двухэтажное. Полы в здании были выложены глиняными японскими плитами — они неплохо сохранились и по сей день. В 1912 году в связи со строительством Ярославского вокзала в Москве вокзал во Владивостоке расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали архитектурно законченные станции. Первоначальное же здание стало одной из частей железнодорожного вокзала. На западном фасаде находился мозаичный герб Приморской области, на восточном — герб Москвы — Георгий Победоносец на коне.

Здание железнодорожного вокзала во Владивостоке было заложено вместе с закладкой самих путей в 1891 Здание железнодорожного вокзала во Владивостоке было заложено вместе с закладкой самих путей в 1891 году. Это было огромным событием и большим шагом в развитии железнодорожного транспорта России, поэтому в торжественной закладке первого камня принимал участие будущий царь - Николай II. В 1893 году здание жд вокзала Владивостока было построено и совсем скоро отсюда в Уссурийск отошел первый поезд. Первое время вокзал представлял собой каменное здание, одноэтажное в центре и двухэтажное - в боковых флигелях. особая гордость вокзала. которая сохранилась до наших дней - глиняная японская плитка на полу. В 1912 году здание жд вокзала во Владивостоке пережило первою реконструкцию, в результате которой здание стало выше и шире. Советская власть начала реконструкцию вокзала в 1924 году, в результате которойбыл уничтожен двуглавый орел, исчезли под штукатуркой мозаичные панно и рельефы на темы русских сказок. Однако, вконце 20 века художникам и архитекторам из России и Италии удалось восстановить дореволюционный облик жд вокзала Владивостока. Сегодня вокзал Владивостока - памятник архитектуры неорусского стиля.

Архитектура Москвы Архитектура Москвы

Вильям Валькотт. Особняк Якунчиковой. 1900. Вильям Валькотт. Особняк Якунчиковой. 1900.

Гостиница «Метрополь» . 1899 - 1905 Гостиница «Метрополь» . 1899 - 1905

Михаил Врубель. «Принцесса Грёза» . Гостиница «Метрополь» . Михаил Врубель. «Принцесса Грёза» . Гостиница «Метрополь» .

Лев Кекушев. Собственный дом на Остоженке. 1901 -1902. Лев Кекушев. Собственный дом на Остоженке. 1901 -1902.

Роман Клейн. Здание ЦУМа. Москва. 1908. Роман Клейн. Здание ЦУМа. Москва. 1908.

Доходный дом Гагариных Доходный дом Гагариных

Архитектурные детали Архитектурные детали

Скульптура Скульптура

 В скульптуре образы становятся более условными и отвлечёнными. Пристрастие модерна к живым органическим В скульптуре образы становятся более условными и отвлечёнными. Пристрастие модерна к живым органическим формам выразилось в стремлении создать ощущение текучей пластической массы, словно находящейся в процессе становления и обретающей законченную форму на глазах у зрителя (О. Роден, А. Майоль, А. Бурдель, А. С. Голубкина). Значительно чаще стали использовать дерево и керамику ( «Лесная серия» С. Т. Конёнкова, 1907). Мастера модерна часто прибегали к окраске скульптуры. Получила развитие пластика малых форм, предназначенная для украшения интерьера (статуэтки А. Майоля, О. Родена, майоликовые изделия Врубеля и фарфоровые статуэтки К. А. Сомова).

Николай Андреев. Памятник Гоголю. Николай Андреев. Памятник Гоголю.

Надгробие Тарасова Надгробие Тарасова

Сергей Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. 1909. Сергей Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. 1909.

Памятник Пушкину. 1909. Памятник Пушкину. 1909.

Павел Трубецкой. Дети Павел Трубецкой. Дети

Портрет Тенишевой Портрет Тенишевой

Памятник Александру III Памятник Александру III

Портрет Л. Н. Толстого Портрет Л. Н. Толстого

Анна Голубкина. Старость Анна Голубкина. Старость

Ваза «Туман» Ваза «Туман»

Сергей Конёнков. Бах Сергей Конёнков. Бах

Паганини (дерево) Паганини (дерево)

Паганини (гипс) Паганини (гипс)

Кресло. 1935 Кресло. 1935

Автопортрет Автопортрет