Веркбунд и Баухауз.pptx
- Количество слайдов: 139
История дизайна Лекция № 10. Веркбунд. Баухауз.
В 1906 году в Дрездене прошла III Немецкая выставка прикладного искусства, которая выявила, что на смену экспрессивному югендстилю стал приходить более строгий язык дизайна, в котором особое значение придавалось прежде всего функциональным качествам изделий. На выставке были представлены образцы, созданные в тесном сотрудничестве между дизайнерами и известными мастерскими (к примеру, "Дрезденская мастерская ремесленного искусства"). Эти работы были более утилитарными, чем все, что когда-либо экспонировалось в Дрездене. Этот факт прекрасно иллюстрировал убеждения дизайнеров в том, что единственным способом изготовления большого количества хорошо продуманных и сделанных вещей, которые при этом были бы доступными по цене, являлось промышленное производство.
Пропагандируя это направление, выставка отводила главное место новому эстетическому и социальному аспекту дизайна и послужила катализатором для создания Немецкого производственного союза (Немецкого Веркбунда). Учредители Веркбунда: Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Карл Остхаус, Карл Шмидт.
ВЕ РКБУНД (нем. Werkbund от Werk — "работа, производство" и Bund — "союз, объединение") — художественно-промышленный союз, объединение художников, архитекторов, ремесленников, предпринимателей и торговцев. Основан в Германии в 1907 г. с целью поддержки и развития прикладного искусства, художественных ремесел и нового "промышленного искусства", или дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции. Фактически, реорганизацию архитектуры и художественных ремесел в связи с приходом эпохи индустриализации.
Эти задачи были особенно актуальны в период Модерна, на рубеже XIX—XX вв. Германский Веркбунд возник на базе слияния "Мюнхенских соединенных мастерских", возглавляемых Р. Римершмидом, и "Дрезденских мастерских". Новый союз возглавил Херманн Мутезиус (1861— 1927), немецкий архитектор и теоретик архитектуры рационалистического течения. В 1896— 1903 гг. Мутезиус работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома, был близок к идеям движения "Искусства и ремёсла", основанного У. Моррисом.
До 1918 г. немецким Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман и их ближайшие друзья Рихард Римершмид и Фриц Шумахер. Руководство Веркбунда стремилось к оказанию максимального влияния на все отрасли как художественного творчества, так и производства; для этого оно прибегало к самым разнообразным формам теоретического и практического воздействия
Римершмидт, Рихард Подсвечник, 1898, медь
Подсвечник, 1897. Латунь, чеканка, позолота
Фирталер Людвиг. Жардиньерка, около 1906, покрытая патиной медь, эмаль
Ригель, Эрнест. Кубок, 1903, серебро, посеребрение, необработанные опалы
Члены Веркбунда создавали образцы для промышленного производства - утварь, мебель, ткани и т. п. , стараясь придавать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Они выступали против традиционных эстетических воззрений и кустарной изобразительности в прикладном искусстве.
Характерными для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического.
Очень интересной была графика объединения; плакаты выставок Веркбунда стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны.
Графический дизайн
Графический дизайн
В 1914 году была организована выставка Веркбунда в Кельне, на которой в частности были представлены модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса, Стеклянный павильон Бруно Таута и прочее. Мероприятие спровоцировало многочисленные дискуссии о том, нужна ли типизация изделий.
Стеклянный павильон Таута на выставке Немецкого Веркбунда 1914 г. в Кёльне
Анри Ван де Вельде. Театр. Выставка Веркбунда. Кельн. 1914 г. Не сохранился
Выставка Веркбунда, Кельн, 1914 Не сохранился.
Одним из важных мероприятий была организация Веркбундом совместно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначенных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, для осуществления их всеобщего и специального образования и воспитания вкуса. С этой целью в различных городах Германии организовывались циклы лекций. Особое внимание уделялось в них образованию продавцов. Кроме того, Веркбунд развернул бурную деятельность по пропаганде своих идей в самых широких слоях общества. .
Им выпускалась масса общеобразовательной литературы, публиковались выступления по актуальным художественным проблемам, читались программные доклады. Объединение было активным участником всех дискуссий и выставок, посвященных темам «ремесло прикладное искусство - промышленность» , а со временем стало организатором регулярных собственных выставок
В 1933 году Немецкий Веркбунд был упразднен фашистами. После окончания второй мировой войны началось возрождение Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. Немецкий Веркбунд оказал значительное влияние на развитие немецкого промышленного дизайна. Будучи инициатором функционального искусства, Веркбунд подготовил деятельность Баухауза и его передовых участников.
БАУХАУС (нем. Bauhaus – «дом строительства» ), Высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919– 1933), давшее искусству 20 в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей.
Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии» .
Кредо Баухауса – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Баухаус был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами.
Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.
По инициативе правительства преподаватели Баухауса организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года.
В 1925 Баухаус переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль Баухауса.
В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933 Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ.
Манифест БАУХАУЗА. Гравюра на дереве Лайонела Фейнингера с изображением готического собора с сияющими звездами украсила фронтиспис «Манифеста Баухауза» . Собор с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Гропиус писал: «Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где все будет слито в единой форме. Архитектура, скульптура, и живопись» .
Принципиальная схема обучения
Гончарная мастерская
Мастерская металла
Йоханнес Иттен - один из самых влиятельных, среди первых приглашенных Гропиусом преподавателей. Его вводный курс знакомил студентов с фундаментальными свойствами форм, их пластикой и средствами выразительности заложил основу системы художественного образования.
Разработки Иттена
Коллаж
Разработки Иттена
Двенадцатичастный спектральный круг
Семь типов цветовых контрастов
Ласло Мохой-Надя Под руководством Ласло, все упражнения переходят в русло проектирования. Сначала выполнялись графические проекты абстрактных композиций, в виде строгих геометризованных рисунков-чертежей, нередко в технике линогравюры, где на черном фоне преобладали проведенные по линейке белые тонкие линии. На втором этапе на основе своих графических проектов студенты строили объемные композиции из материалов, обработанных промышленным способом: кусочков дерева, металла, проволоки, стекла.
В 1922 году появляется знаменитая печать Баухауза, созданная Оскаром Шлеммером, представляющая собой стилизованный профиль человека, в котором квадрат изображал глаз, а три вертикальных прямоугольника, расположенных друг под другом со смещением, нос, губы и подбородок
Обложка журнала «Де Стиль»
Геррит Ритвельд. Красно-синий стул. 1918.
Журнальный столик. 1920 -ые гг.
Стул «Зиг-заг» .
Тачка
Дом Трусс Шрёдер. 1924.
Интерьеры Дома Шрёдер Принципы неопластицизма, геометрическая абстракция, ограниченный набор цветов, прямоугольные бруски, ровные поверхности, локальный цвет, нарочитая угловатость и колючесть - все это стало доминировать в работах студентов. Мастера Баухауза оказались захваченными новыми теориями.
В 1922 году Гропиус впервые выдвинул требования, которым должны были соответствовать все объекты, производимые в мастерских: отныне все предметы конструируются из минимума элементов, каждая деталь должна выполняться в различных вариациях. Подобный подход был призван облегчить промышленное производство вещей. В 1924 году термин «функционализм» вошел в Баухауз, чтобы навсегда остаться в школе. Это слово никогда не получало в Баухаузе точного определения, но было призвано отразить хрупкое равновесие между целесообразностью, материалом и формой, применительно к реальному объекту.
Марсель Бройер. Стул. 1922.
Вальтер Гроппиус.
Летом 1923 года под новым девизом состоялась выставка «Баухауза» . Устройство выставки работ студентов было объявлено условием финансирования школы. На Совете мастеров школы было решено представить образцовый жилой дом со всем необходимым предметным наполнением. Это был первый пример комплексного проектирования жилища функционального типа.
«Образцовый дом.
Возведенный в 1923 году, этот дом строился Адольфом Мейером по эскизам Георга Мухе. Квадратное в плане здание представляло собой идеальную модель жилья и вмещало спальни, столовую, комнату для занятий, детскую, кухню, туалет и ванную комнату. Однако стоит отметить, что решение вписать квадрат в квадрат породило множество трудностей при подводке коммуникаций, а большая центральная гостиная требовала уменьшения площади коридоров, да и все остальные помещения получились минимальных размеров. Зато для детской комнаты были спроектированы не только мебель, но и игрушки. Особенно тщательно была разработана кухня по проекту Бениты Отте и Эрнста Гибхардта.
Интерьеры Образцового дома.
Юккер Вагенфельд. Лампа. 1923 -24. Один из самых известных проектов веймарского периода - настольная лампа со стеклянным полусферическим абажуром и металлической ножкой Карла Юкера и Вильгельма Вагенфельда. Когда этот светильник демонстрировался на Лейпцигской промышленной ярмарке 1924 года, представители торговли и промышленности высмеивали примитивность его форм. И хотя лампа выглядела как дешевая фабричная вещь, на деле она была дорогим продуктом, так как студентам приходилось выполнять вещи, ориентированные на массовое производство, ремесленным способом. В этом противоречии и была суть взлетов и неудач школы до середины 1920 -х годов.
Смена ориентиров произошла в середине 1920 -х годов. От уклона в сторону ремесла школа поворачивается к индустриальному производству. Все формы приобретают подчеркнутую технологичность, делается акцент на геометрии в формообразовании, все вещи проектируются максимально рационально. По курсу Кандинского студенты занимаются аналитическим рисованием. Учатся абстрагировать натюрморт, выявляя в его формах геометрическую основу построения. Для Кандинского, так же как и для других преподавателей, важен был систематический, аналитический подход к творчеству. В 1926 году среди изданий Баухауза выходит книга, посвященная анализу элементов живописи «Точка и линия на плоскости» .
Сидкоф-Бушер. Деревянный конструктор. 1924.
Йозеф Альбрес. Ваза для фруктов.
Во славу квадрату. 1949.
Марианна Брант. Автопортрет. 1927.
Марианна Брант. Чайник. 1924.
Марианна Брандт. Чайники. 1924.
Макс Краевский. Подстаканники. 1924.
Марсель Бройе. Витрина.
Журнальный столик
Йозеф Хартвиг. Шахматы. 1924.
Эрих Брендель. Чайный столик.
Питер Келер. Колыбель. 1922.
В 1925 году Гропиус начал строительство трех различных комплексов в Дессау: здания школы, жилых домов мастеров и поселка Дессау-Тортен. Новое здание школы было выстроено в том же 1925 году.
Выполняя этот проект, Гропиус стремился осуществить давнюю мечту о примирении человека и техники. Он органично соединил внутреннее и окружающее пространство. Здание Баухауза в Дессау расценивается как наиболее типичное и образцовое творение Гропиуса
В 1926 году была завершена постройка домов мастеров: индивидуальный дом для Гропиуса и три домаблизнеца для семей Клее и Кандинского, Мухе и Шлеммера, Мохой-Надя и Фейнингера. Эти постройки позволили Гропиусу проверить на практике его идеи о рациональном жилье.
Марсель Брайер. Кресло «василий» 1925.
Марсель Брайер. Под руководством Брейера создавались образцы типовой мебели, некоторые из них были куплены фабрикой Тонета. В мастерских экспериментировали с новой технологией – ламинированием дерева и клееной фанерой.
В 1927 году Баухауз издает первый каталог стандартизированной мебели, выпускаемой в его мастерских. Появляется мебель нового типа – трансформируемая, складная. Например: складные стулья с металлическим каркасом, столы убирающиеся один в другой, сборно-разборные табуретки и многие другие функциональные предметы быта.
Продопевтический курс
В 1932 под давлением властей Баухаус пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США и привезли туда свои идеи.
Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтинколледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус» ; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.
Гропиус. Модель памятника павшим, 1921.
Лампа
Дом Леви в Лондоне
Чайник
Собственный дом. 1938. в Линкольне, штат Массачусетс,
Дом Тортена. Десау. 1926 -28.
Вальтер Гропиус.
Веркбунд и Баухауз.pptx