История дизайна.ppt
- Количество слайдов: 94
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
Дизайн (от англ. проектировать, конструировать) – проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социальнокультурной сфер
Существует несколько точек зрения на сущность дизайна: Собственно деятельность художников в промышленности; Продукт этой деятельности; Область организации этой деятельности, взятая как целое
Пионером дизайна считают английского художника Генри Кола (1808 -1882), который в 1845 году изобрёл термин «художественная промышленность» . С 1849 по 1852 год Кол издавал «Журнал дизайна» , обращая внимание на прибыльность и коммерческую ценность проекта.
Начало истории дизайна связывают с началом работы художника и архитектора Петера Беренса в электротехнической компании АЭГ в 1907 году.
Если рассматривать дизайн как способ воссоздания целостности предметного мира и очеловечивания технической цивилизации, то началом истории дизайна можно считать 1919 год, когда Вальтер Гропиус основал Баухауз.
Существует и иное понимание природы дизайна. Согласно этому дизайн – не искусство, а проектирование предметных условий общественной жизни (предметной среды). Впервые такой взгляд был чётко сформулирован в 1920 -е годы теоретиком производственного искусства Б. Арватовым.
Взгляд на дизайн как на нехудожественное проектирование был выработан и в высшей школе формообразования в Ульме, которой руководил Томас Мальдонадо.
Согласно ульмской концепции дизайн не что иное как проектирование промышленных продуктов. Соответственно и история дизайна – это не история эстетического освоения искусством ХХ века техники, а история промышленного проектирования.
Типы объектов дизайна 1. Объекты, которые существовали испокон веков как изделия ремесленного производства и прикладного искусства, а затем перекочевали в область дизайна; 2. Объекты, которые возникли в результате изобретения новейших технических устройств.
Разновидности дизайна: Индустриальный дизайн; Графический дизайн; Компьютерный дизайн; Дизайн архитектурной среды; Дизайн выставочных экспозиций; Дизайн одежды и аксессуаров; Арт-дизайн; Арт-кар
Теоретические взгляды Рёскина, Морриса, Земпера и их вклад в развитии теории дизайна
Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства.
Круг вопросов, которые волновали умы Может ли машина создавать произведения искусства; Может ли машина быть произведением искусства; Место художника в современном производственном процессе
Первые теоретики дизайна: Джон Рёскин (1819 -1900), первым обратился к вопросам промышленного искусства; Готфрид Земпер (1803 -1879), сыграл большую роль в понимании общих принципов производства красивых и технологичных вещей; Франц Рёло (1829 -1905), первым поставил вопрос о форме машин, впервые связал технику с культурой; Уильям Моррис (1834 -1896), зарождение основ художественного конструирования
Протест против безвкусицы дешёвой промышленной продукции выразился в работах английского философа и теоретика искусства Джона Рёскина (18191900). У него противоречие между техникой и искусством решалось путём полного отрицания машинного производства.
Рёскин считал искусство бытовой вещи основополагающим в иерархии искусств. В своих выступлениях он остро ставил вопрос о художественном качестве современных ему произведений промышленного и бытового искусства.
В своих лекциях он предупреждал: «Если в ревнивом соперничестве с соседними странами или другими производителями вы будете стремиться привлечь внимание необычностью, новшествами и мишурой украшательства, стремясь превратить каждое изделие в рекламу, и не гнушаясь стянуть идею у своего более удачливого соседа, хитроумно подражая ему, а иногда и в чём-то превосходя его, - вы никогда не узнаете, что такое хороший дизайн» .
Последователем Рёскина стал Уильям Моррис (1834 -1896). Он на практике осуществил идеи учителя, проложив путь к возрождению ремёсел во всех европейских странах.
Филипп Уэбб, Уильям Моррис. Красный дом.
У. Моррис. Интерьер
У. Моррис. Обои
У. Моррис. Гобелены
У. Моррис. Стул
В 1861 году У. Моррис основал фирму «Моррис, Маршал энд Фолкнер» . Эта художественнопромышленная компания производила кустарные изделия, в которых были заложены черты стиля модерн и основы художественного конструирования.
Гобелен «Выступление рыцарей круглого стола» по эскизу Бёрн-Джонса
Следующий шаг в теории дизайна – постепенное осознание и признание роли техники – сделал немецкий архитектор Готфрид Земпер (1803 -1879).
Всемирную известность в теории дизайна Земпер завоевал своим фундаментальным трудом «Стиль в технических и тектонических искусствах или Практическая эстетика» (1860, 1863).
Основное, о чём писал Земпер, это учение о причинах, определяющих характер форм вещей.
Форма вещи определяется: Целью, которой эта вещь служит (функцией); Материалом; Характером технологии производства
Земпер старался понять закономерности нового способа производства изделий, его специфику и особую эстетику.
Промышленные выставки XIX века и их вклад в развитие дизайна
Промышленные выставки 1. Первая Всемирная выставка – 1851 г. , Лондон, появление омнибусов; 2. Вторая Всемирная выставка – 1855 г. , Париж; 3. Третья Всемирная выставка – 1862 г. , Лондон; 4. Четвёртая Всемирная выставка – 1867 г. , Париж,
5. Пятая Всемирная выставка – 1873 г. , Вена, царь-молот из Перми; 6. Шестая Всемирная выставка – 1876 г. , Филадельфия; 7. Седьмая Всемирная выставка – 1878 г. , Париж, свеча Яблочкова; 8. Восьмая Всемирная выставка – 1889 г. , Париж; 9. Девятая Всемирная выставка – 1893 г. , Чикаго, транспортёр, электросварка Славянова,
Джозеф Пэкстон. Хрустальный дворец. 1851
Российские промышленные выставки Петербург, 1829 г. – Всероссийская мануфактурная выставка; Петербург, 1870 г. – Всероссийская художественно-промышленная выставка; Москва, 1882 г. – Всероссийская художественно-промышленная выставка; Нижний Новгород, 1896 г. – Всероссийская художественнопромышленная выставка
Строгановское училище Открыто в 1825 году в Москве на средства С. Г. Строганова как Школа рисования в отношении к ремёслам и к искусству; Учебное заведение первоначально готовило специалистов-художников для промышленности; В 1860 году соединено с Первой рисовальной школой и образовано Строгановское училище технического рисования
Училище барона Штиглица Основано в Петербурге в 1876 году, открыто в 1879 году на средства барона А. Л. Штиглица; Готовило мастеров-исполнителей, в том числе и модельщиков; Выпускало книги по вопросам технологии обработки различных материалов; С 1922 г. – в составе Петроградского ВХУТЕИНа; С 1945 г. – Ленинградское высшее худ. -пром. училище им. В. И. Мухиной
Конструктивизм и функционализм
Кризис художественной промышленности периода модерна наступил в начале ХХ века в результате пересмотра эстетического отношения к технике.
Появлению новых стилей способствовала индустриализация быта. Новым критерием для измерения эстетической ценности вещи стала целесообразность.
Функционализм – направление в архитектуре ХХ века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).
Конструктивизм – направление в искусстве 1920 -1930 -х годов, сблизившее искусство с практическими потребностями индустриализованного быта. Главное в декоре конструктивизма – ритм, чередование повторяющихся частей.
Конструктивизм Появлению нового стиля способствовала индустриализация быта; Новым критерием, которым стали измерять эстетическую ценность вещи, являлась целесообразность; Для конструктивизма были характерны прямые линии и ясное построение; Курс на целесообразную форму, рождённую машинным производством, означал очищение формы от декора
Ритвелд. Стул. 1918
Пионеры конструктивизма: Луис Генри Салливен, американец; Анри Ван де Вельде, австриец; Адольф Лоос, австриец; Петер Беренс; Герман Мутезиус; Вальтер Гропиус
Немецкий Веркбунд – первый союз промышленников и художников Образован 7 октября 1907 года в результате объединения Дрезденских мастерских и Соединённых мастерских в Мюнхене; Цель – реорганизация строительства и ремёсел на современной промышленной основе – «одухотворение немецкой работы подъёмом её качества»
Создатели и руководители Веркбунда Герман Мутезиус; Карл Шмидт; Фридрих Науман; Людвиг Мис ван дер Роэ (с конца 1920 -х гг. )
Основные выставки Веркбунда: Жилище (1927); «Жилище и производственное пространство» (1929); «Образцовый серийный продукт» (1930); Дешёвый предмет потребления (1931)
Деятельность Веркбунда способствовала становлению функционализма, широкому и быстрому признанию продукции массового промышленного производства, прогрессу художественных ремёсел. Веркбунд был закрыт в 1933 году.
Петер Беренс – первый промышленный дизайнер. С его именем связывают понятие промышленной культуры и создание фирменного стиля.
С 1907 года Беренс занял пост главного художественного консультанта Всеобщей компании электричества (АЭГ). В круг его задач входило наблюдение за всей эстетической стороной производства, а также строительство новых контор и заводов.
БАУХАУЗ
Баухауз – школа дизайна Основан в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом, учеником Беренса; Главная задача – разработка для индустрии типов и моделей утилитарных вещей повседневного обихода с учётом новейших достижений техники и современного искусства; Конечная цель – гуманизация и демократизация общества, воспитание всесторонне развитой личности
Профессора Баухауза Мис ван дер Роэ; Ханнес Мейер; Марсель Брейер; Василий Кандинский; Пауль Клее; Лионель Фенингер; Пит Мондриан
Основой творческого метода Баухауза было слияние формы и функции. В 1924 году Баухауз был переведён в Дессау, а в 1933 году – в Берлин, где и был закрыт.
Баухауз был не только примером организации обучения дизайнеров, но и подлинной научной лабораторией архитектуры и художественного конструирования. Его методические разработки в области художественного восприятия, формообразования и цветоведения легли в основу многих теоретических трудов.
ВХУТЕМАС
ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН Московские государственные высшие художественно-технические мастерские были созданы 25 декабря 1920 года на основе Строгановского художественного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества; В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в ВХУТЕИН, на базе которого в 1930 году были созданы архитектурный, полиграфический институты и худ. факультет текстильного института
В учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую создание и произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники
Дисциплины основного отделения (2 года обучения) «Пространство» – преподавал архитектор Н. Ладовский; «Объём» - Б. Королёв, А. Лавинский, А. Бабичев; «Цвет» - А. Веснин, Л. Попова, Г. Клуцис
Факультеты ВХУТЕМАСа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Архитектурный; Живописный; Скульптурный; Металлообрабатывающий; Деревообделочный; Керамический; Текстильный; Полиграфический
Земляницын. Складной стул. ВХУТЕИН
Трансформирующи еся конструкции. 1922
В конце 1920 -х годов советская школа по подготовке дизайнеров сложилась и теоретически, и методически, и организационно
Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США
Становление промышленного дизайна в США В 1919 году Джозеф Синелл предложил термин «индустриальный дизайн» ; Америка «вывезла» дизайн из Европы в 1925 году с Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже
Норман Белл Гаддес – пионер американского дизайна Был театральным художником, создавал «спектакль вещей» ; Занимался оформлением витрин; Решение проблемы эстетического освоения новых индустриальных форм, в том числе и обтекаемых (корабли, самолёты)
Рождение американского дизайна было связано с Великим кризисом 1929 года. Промышленники стали нанимать художников для придания своим товарам внешнего вида, который привлекал бы покупателей
Первые американские дизайнеры Уолтер Дорвин Тиг; Раймонд Лоуи; Генри Дрейфус
Коммерческий дизайн «Дизайн – это то, что заставляет чаще звонить магазинную кассу» - Раймонд Лоуи; В США дизайн стал развиваться как коммерческая служба
Раймонд Лоуи (1893 -1986)
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна Формула успеха по Лоуи: «Замечать плохое, улучшать и продавать» ; Дизайнерские проекты Лоуи: множительная машина Гестетнера, холодильник фирмы «Сирс энд Робак» , автобус «Сильверсайдс» (серебряные борта), жилые отсеки космических аппаратов «Аполлон» , «Скайлэб» , «Шаттл» , логотипы «Coca Cola» , супа «Кнорр» и др.
Дизайн в СССР В 1960 -е годы в советском дизайне сложилось два направления: художественное конструирование и художественное моделирование; Одно время считалось, что задача дизайнера состоит в том, чтобы в интересах промышленности унифицировать быт
Художественное конструирование опиралось на науку и инженерию, было связано с деятельностью художественноконструкторских бюро и Всесоюзного научноисследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ); Программа подготовки художников для промышленности велась на принципах прикладничества (традиция украшательства промышленных изделий – дизайнерский функциональный стиль)
Художественное проектирование Учебно-экспериментальным центром стала Сенежская центральная учебноэкспериментальная студия Союза художников СССР; Направление опиралось на изобразительное искусство и художественную культуру