742349e3136c3c5fe5437b332e7cc82b.ppt
- Количество слайдов: 23
ИСТОРИЯ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА
Уильям Годвин У. Годвин - предшественник Э. По. В его романе Калеб Уильямс (1794) главные персонажи – сыщик-любитель, которым движет любопытство, и безжалостный полицейский агент.
Эжен-Франсуа Видок Возможно, самый существенный стимул развитию детектива дали Мемуары Э. Видока. Он был вором, несколько раз сидел в тюрьме, затем подался в агенты полиции и дослужился до начальника знаменитой французской сыскной полиции Сюрте. В Мемуарах он подробнейшим образом описал свои следственные методы и живо, хотя и с преувеличениями, поведал об увлекательных приключениях, связанных с ловлей преступников.
Эдгар Аллан По Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840 -х. Это Убийство на улице Морг (1841), положившее начало традиции повествования о «тайне запертой комнаты» ; Золотой жук (1842), прародитель сотен сюжетов, опирающихся на расшифровку криптограммы; Тайна Мари Роже (1842) – опыт чисто логического расследования; Похищенное письмо (1844), успешно подтверждающее теорию, согласно которой единственное объяснение, остающееся после того, как отброшены все остальные, должно быть правильным, сколь бы невероятным оно ни казалось; Ты еси муж, сотворивый сие (1844), где убийцей оказывается лицо вне подозрений. В трех из этих рассказов выведен кавалер С. Огюст Дюпен, первый великий сыщик в художественной литературе – безапелляционный в суждениях, презирающий полицию, скорее мыслящая машина, нежели живой человек. "Главная заслуга По как родоначальника детективной литературы - в том, что он увидел возможность использовать криминальное расследование в качестве предмета беллетристического повествования, в центре которого стоял бы герой-детектив, и первым эту возможность реализовал", считает профессор Ю. Ковалёв
Чарльз Диккенс в своем журнале «Домашнее слово» опубликовал серию статей, посвященных работе сыщиков, а в романе «Холодный дом» (1853) вывел привлекательный образ офицера-детектива – инспектора Бакет
Уилки Коллинз В 1851 году Коллинз познакомился с Диккенсом и на долгие годы стал его другом. В 1850 -е годы он сблизился с Кэролайн Элизабет Грейвз, оказавшей на него сильное влияние. По свидетельству художника Дж. Э. Миллеса, первая встреча Коллинза с миссис Грейвз, скорее всего, подсказала ему сцену для "Женщины в белом" ("The Woman in White", 1860), лучшей его книги Уилки Коллинз, благодаря Диккенсу, знакомится с работой полиции. Детективная сторона в знаменитой книге Коллинза «Лунный камень» (1868) построена на основе методов, использовавшихся штатным работником сыскной службы.
Джозеф Шеридан Ле Фаню Впервые "тайну запертой комнаты" использовал известный ирландский писатель Joseph Sheridan le Fanu (Джозеф Шеридан Ле Фаню). В ноябре 1838 года в «Dublin University Magazine» вышел рассказ «A Passage in the Secret History of an Irish Countess» ( «Эпизод из тайной истории ирландской графини» ). Этот жуткий рассказ, который, судя по всему, был переиздан в сборнике под названием «Записки Перселла» ( «The Purcell Papers» ) начинается описанием нераскрытого ранее убийства в запертой комнате. В следующих строках содержится сообщение, что и героиню рассказа почти постигла та же участь. Но героиня выжила и сумела объяснить секрет. Разгадка совершенно отлична от идеи Э. А. По. Самыми известными произведениями Ле Фаню является: Дядя Сайлас: повесть о Бертраме Хо (Uncle Silas: A Tale of Bartram Haugh, 1864) и Дом на кладбище (The House by the Churchyard, 1863) в обоих автор создает чудовищных для своего времени персонажей, великих злодеев, похожих скорее на монстров, чем на реальных людей. Джулиан Симонс отмечает, что несмотря на свое увлечение ужасным и сверхъестественным, автору удалось создать почти настоящий детектив. Он также характеризует романы Ле Фаню как междуцарствие от Эдгара По и Уилки Коллинза к ранним романам Артура Конан Дойла. Симонс признает, что автор использует элементы детективного жанра, но делает вывод, что не следует приписывать романам Ле Фаню статус полноценного детектива.
Эмиль Габорио Основоположником французского детектива является Эмиль Габорио (книги 1866 -76) — автор серии романов о сыщике Лекоке
Артур Конан Дойл публикует в 1887 г. «Этюд в багровых тонах» . Детектив производит на читателей и писателей эффект разорвавшейся бомбы. За этой повестью следует цикл новелл о Шерлоке Холмсе.
Гилберт Кийт Честертон 1911 -1935 Г. К. Честертон — продолжатель традиций Э. По и К. Дойла также внес немалый вклад в развитие детективного жанра. Детектив в его творчестве лишь один из многих жанров, представленный новеллами. Их отличает интеллектуальность, духовность, совершенство формы. Это связано с фигурой патера Брауна — главного героя детективных новелл Честертона. Впервые в истории детектива священник выступил в роли сыщика, но сам по себе образ имеет глубокие корни. Среди литературных предков патера Брауна Дон Кихот, епископ Бьенвеню из «Отверженных» и Шерлок Холмс. Отсюда гуманистический пафос новелл. Расследуемое преступление далеко не всегда убийство, и не всегда преступник препровождается в тюрьму. Одна из самых сильных черт новелл Честертона — нравственные суждения, вложенные в уста патера Брауна. Таким образом, наряду с традиционными им оказываются присущи некоторые новаторские черты. Честертон оказал немалое влияние на последующее развитие детектива. Например, Ж. Сименон, создавая образ комиссара Мегрэ, вложил в него спокойствие, мягкость и житейскую умудренность патера Брауна. Мисс Марпл Агаты Кристи при раскрытии преступлений будет использовать интуитивное озарение, которое является одним из методов патера Брауна.
Морис Леблан В своих детективных повестях, романах и пьесах об Арсене Люпене, которых он между 1907 и 1937 опубликовал свыше двадцати, создал образ джентльмена-грабителя (мнение некоторых критиков, будто образцом ему служил Раффлз Э. У. Хорнунга, лишено оснований). Среди прочего, Люпен выступал соперником Шерлока Холмса, что вызвало неудовольствие А. Конан Дойля.
Разновидности детектива Детекти в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.
Политический детектив Агата Кристи, «Большая четвёрка» Борис Акунин, «Статский советник»
Шпионский детектив Ян Флеминг, серия романов про Джеймса Бонда
Полицейский детектив Юлиан Семёнов, «Петровка, 38» , «Огарёва, 6» Жорж Сименон – серия о комиссаре Мегре
«Крутой» детектив Раймонд Чандлер, «Прощай, любимая» , «Высокое окно» , «Женщина в озере» .
Криминальный детектив Джеймс Хедли Чейз — «Весь мир в кармане» Стенли Гарднер о детективе Перри Мейсоне Рекс Стаут – серия детективов о Ниро Вульфе
Фантастический детектив Айзек Азимов, циклы Лакки Старр — космический рейнджер. Братья Стругацкие, Отель «У Погибшего Альпиниста»
Исторический детектив Борис Акунин, Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»
Иронический детектив Дарья Донцова (все произведения)
Психологический детектив Ф. Достоевский «Преступление и наказание» .
Детектив закрытого типа Агата Кристи, «Десять негритят» , «Убийство в «Восточном экспрессе» пьеса «Мышеловка»
Афоризмы о детективе Благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром. Если не знаешь, что писать, напиши: «Вошел мужчина с револьвером в руке» . (Реймонд Чандлер) Чем недогадливее следователь, тем длиннее детектив. (Виктор Романов) Мотивов столько преступлений, что репу чешет детектив. (Георгий Александров) В детективах так: одни копят добро, другие только этого и ждут. От совершения преступления до его раскрытия — все лишь один детективный роман. (Борис Шапиро)