Введение в церковную историю.pptx
- Количество слайдов: 42
История Церкви
Что такое история?
Кому и зачем она нужна? Каждому Правителю «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства» (А. С. Пушкин) Народу
Пирамида осведомленности Н. С. Борисова Посвящённые Увлечённые Приобщённые Несведущие
История как … • воспоминание: «историк пытается приблизиться к разгадке тайны спасения, принесенного Тем, Кто пребывает в средоточии времен» (Ги Бедуелл) • исполнение Писания: христоцентричность • таинство: как постичь историю святости? • дар
История Церкви • Наука, в систематическом порядке излагающая и объясняющая достопамятные события общества верных Богу людей • Это продолжение экклезиологии • Это Предание Церкви • Это богословие в истории • Это история святых
«…наша цивилизация всегда много ждала от своей памяти –– и наследие христианское, и наследие античное. Греки и латиняне, наши первые учителя, были народамиисториографами. Христианство –– религия историков… центральная ось всякого христианского размышления, великая драма греха и искупления, разворачивается во времени, т. е. в истории» Блок М. Апология истории или ремесло историка. М. : Наука, 1986². С. 6.
Христианство – историческая религия, основанная на вере в события, описанные в Евангелии
Понятие об источниках Источник – это любое свидетельство об эпохе, которое ей современно. Но они могут фальсифицироваться
Периодизация I. 34– 313 гг. – от времен апостолов до Миланского эдикта II. 313– 1054 гг. – внутреннее устроение Вселенской Церкви, ставшей государственной на Востоке и на Западе III. 1054– 1453 гг. – благоустройство Церкви на Востоке и соблюдение ею вселенского вероучения IV. XVI-XX вв. – самостоятельное существование поместных Церквей наряду с существованием разнородного христианского сообщества в мире. Возвращение государства к борьбе против веры и Церкви
Ветхий Завет – путеводитель ко Христу
Жизнь в раю и грех • История о сотворении человека – исходный пункт истории спасения • Смерь и горе – последствия греха • Жизнь в раю – образ близости к Богу • Надежда на спасение: эсхатологизм • Народ Израиля станет орудием спасения всех народов
«Эритрейская Сивилла написала кое-что, ясно касающееся и Христа» (Блж. Августин) Звуки судной трубы раздадутся, и лик земли потом покроется. Вот, грядет с неба Царь, и навеки Его будет царствие, В коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный. В этот час лицезреть будут Бога неправедный с праведным В окруженьи святых, ибо века конец у ж приблизился. И на суд Его души предстанут, вновь плотью своею облекшися. Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla teste David cum Sibylla
Эсхатологические пророчества • Пророки изображали продолжавшуюся картину истории спасения • История и эсхатология: Осия предсказывает, что заново воссоздаст Израиль в пустыне и вернет его в Землю Обетованную, Исаия предвидит Сион, который «спасётся правосудием» , где Бог «поставляет судей» и появляется новый Давид, «отрасль от корня Иессеева» , на Котором «почиет Дух Господень» , Иеремия предсказывает новый завет между Богом и Израилем, который будет отличаться от первого • Тема грядущего суда в «день Господень» , день наказания и благословения
«День Господень» Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой перед воинством Своим (Иоил. 2: 10 -11), И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля (3: 16), Близок великий день Господа… День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика (Соф. 1: 14 -16).
Иезекииль: «воскресение» Израиля Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» . Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище.
Царь как мессия • Поставление царя – помазание елеем: власть и особое покровительство • Помазанник (Машиах) исполнял религиозные дела и царствовал над народом • Так каждый царь (даже язычник Кир) был образом для иудея грядущего Мессии, Который спасёт Израиль: он будет идеальным царём, новым Давидом • На рубеже эр идеи мессианства распространялись и приобретали разнообразные трактовки
видения • Адам и Ева «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. 3: 8) • Моисей видит пламенный куст (Исх. 3: 2), и на Синае Бог является в виде огня • Илие Бог является по-другому: «глас хлада тонка» (3 Цар 19: 11 -12) • Исаия видит Господа на престоле (Ис. 6: 14), а Иезекииль видит его в окружении крылатых животных (Иез. 1: 3 -28) • Малахия, последний пророк, описывает пришествие Мессии и вестника (Мал. 3: 1 -5)
Даниил: «Сын Человеческий» «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 13 -14)
Даниил: седмины « 70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. • Священник Ездра, получив пожертвование от царя, отправляется восстанавливать Иерусалим «в седьмой год царя» (7: 8) • Артоксеркс I правил с 465 по 424 гг. , то есть повеление вышло в 458/7 • 70 седмин – 490 лет. 69 – 483 458 25
Даниил: седмины « 70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении 62 седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. • Лука пишет, что «в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря…» (3: 1) крестил Иоанн Предтеча. Это 29/27 г. • В 70 г. Тит Флавий осадил, а потом сжёг и разрушил Храм. 458 25 70
Даниил: седмины « 70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении 62 седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9: 24 -27) • Вспомним, что седмин 70, в последняя из которых – Страстная Неделя • Половина седмины – время общественного служения Христа 458 28, 5 25 32 70
Хронология • Древнеегипетская хронология: 365, 25 суток – время движения Сириуса. Год разделен на 12 месяцев • Библейская хронология: LXX, Vulgata, מסורה • 325 г. – новые хронологические принципы на основе 70: техническое сложение жизни патриархов • Крещение Руси – лето 6496 • де-Виньоль, живший в XVIII веке, насчитал 200 способов исчисления: от 3491 до 5872
Хронология • В 525 г. один из «скифских монахов» Дионисий Малый составил новое летоисчисление, установив, что Воскресение Христа приходится на 25 марта 31 года от Его рождества • Но: комета Галлея (12 г. до н. э. ) и перепись (7 г. н. э. ) • Во время европейских посольств Петр I решил в России сделать реформу календаря: от 31. 12. 7201 к 1. 01. 1700 • (+ 8 лет)
Межзаветный период • Эдикт Кира (538 г. до н. э. ), освобождающий евреев из вавилонского плена: Иудея – персидская провинция • Александр Македонский завоёвывает Персию (333 г. до н. э. ), после чего провинцией управляла египетская династия Лагидов (301– 197 гг. до н. э. , уважали веру евреев), а затем – сирийские цари Селевкиды (197– 167 гг. до н. э. ), • среди которых был гонитель евреев Антиох Епифан (175– 164 гг. до н. э. ), спровоцировавший восстание (167 г. до н. э. )
Эллинизация и сопротивление • Завоевания Александра дали почву для развития эллинистической культуры и философии, языческих культов, что стало угрозой для Израиля • Элита содействовала эллинизации, а низы ожесточённо сопротивлялись • При Ироде Великом в Иерусалиме построен ипподром и театр, а евреи состязались с греками на Олимпийских играх • Молодые жители Иерусалима, увлечённые греческой философией, ровнялись тем, кто прилежно изучал Тору • К моменту рождения Христа греческий язык, образ мыслей, искусство и обычаи пронизывали жизнь Палестины • В Самарии Ирод освятил храм в честь императора Августа • Всё это способствовало появлению различный партий и сект, противостоящих или поддерживающих обстоятельства
Религиозные секты и политические партии Книжники • Ещё со времён Ездры появляется особая группа знатоков Закона, которые хранили предание, заучивая Писание • Обучали Закону учеников (появлялись организованные школы при синагогах), были экспертами в Законе и практиками в исполнении • Входили в Синедрион и были, м. с. , теми, кто заменил место пророков • Они отвечали за окончательное составление еврейского богослужения
Религиозные секты и политические партии Саддукеи • Священническая аристократия • Противились любым социальным переменам и поддерживали власть римлян • Не принимали ни устную традицию, ни какие-либо новые идеи • Не заботились об участи язычников • Отвергали существование ангелов и воскресение
Религиозные секты и политические партии Фарисеи • «Отделившихся» отличало строгое благочестие и неуклонное соблюдение законов • Стремились сохранить Тору, но сами выходили за его пределы, принимая устную традицию как равноценную Закону ( «предания старцев» ) • Вера в воскресение мёртвых и сложнейшая ангелология • Первые иудейские миссионеры • Две школы: Шамая (крайняя строгость) и Гиллеля (свобода)
Религиозные секты и политические партии Зелоты • Сопротивление римлянам, опиравшееся на доктрину теократии • Основоположник – Иуда Галилеянин (+ 6 г. н. э. ) • Сыграли решающую роль в иудейской войне (66– 70 гг. ); те, кто остался жив, покончили с собой в Массаде в 73 г. , чтобы не попасть в руки римлян. Но кому-то удалось бежал в Египет, где они также подстрекали • Среди учеников Христа – Симон Зелот
Религиозные секты и политические партии Ессеи • Община монашеского типа, противостоящая Хасмонеям и иерусалимскому священству: отвергали их авторитет • Эзотерическое учение преподавалось только посвященным • Проповедовали «holy war» против «сынов тьмы» (язычники и признававшие их евреи) • Жили в иудейской пустыни близ Мёртвого моря, молились и изучали Закон, ожидая последних времён • Не упоминаются в Новом Завете (sic!)
Из находок Кумрана (100 г. до н. э. – 70 г. н. э. ) • Члены закрытой общины ( «яхад» , «новый завет» ) верили в спасение и загробную жизнь, которые осуществятся у них – «в пустыни уготовайте путь Господу» • Ритуальный омовения, отрицание богатства, крайний аскетизм, призывы к покаянию и противостояние светскости современным им иудеям и язычникам • Общие особенности иудаизма того времени
• Уцелело лишь колено Иуды (и небольшие остатки других колен): - «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » (Быт. 49) • На престоле Иудейского царства Ирод (37– 4 гг. ) из идумеев, которого поставил Рим, захвативший эти территории ⁻ «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49. ) ⁻ «Оскуде князь от Иуды, время наста прочее, в неже явится языков надежда, Христос; ты же, како Сего рожду, Дева сущи, скажи? » (Канон Благовещенью) • После смерти Ирода Иудея распадается и подчиняется Риму
Стихира Кассии Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; / и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, / многобожие идолов упразднися, / под eдинем царством мирским гради быша, / и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. / Написашася людие повелением кесаревым, / написахомся, вернии, Именем Божества, / Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. / Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе Когда Август стал единовластным на земле, / прекратилось многовластие среди людей; / и с Твоим вочеловечением от Девы чистой / идольское многобожие упразднилось. / Одному мирскому царству подчинились страны, / и в единое владычество Божества племена уверовали. / Переписаны были народы по указу Кесаря, / записались и мы, верные, во имя Божества / – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. / Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе
• «Мессианские притязания» : ⁻ «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5) ⁻ «Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников? » (Деян. 21) ⁻ «Бар-Кохба» (II в. ), «Моисей и мессия» на Крите (IV в. ), сирийские «мессии» (VII в. ) • Иудеи ждали битвы добра и зла, поэтому они уходят в пустыни, объединяются вокруг бродячих проповедников, учителей