Дворцы и парки Сан-Суси.ppt
- Количество слайдов: 83
История архитектуры и градостроительства Архитектура Германии XVIII-XIX веков Дворцы и парки Сан-Суси
История создания Несколько миллионов туристов из многих стран мира ежегодно посещают город Потсдам. Красота цепи озер по реке Хафель, поросшие лесами холмы и архитектура города с обширными парками, скверами и многочисленными памятниками старины и произведениями искусства принесли Потсдаму мировую известность. Выдающиеся архитекторы, создатели парков и художники XVIII и XIX столетий, гармонично соединив природу и искусство, превратили эту часть бывшей бранденбургской "песчаной коробки" в удивительный по красоте уголок земли. 14 апреля 1945 года центр старого города был уничтожен английскими бомбардировщиками. Но несмотря на это, к 200 -летию со дня начала строительства дворца Сан-Суси старая часть Потсдама сохранила черты единого ансамбля в стиле барокко, и в 1945 году в Потсдаме проходила знаменитая Потсдамская конференция. Главной достопримечательностью Потсдама является парк Сан-Суси (Sans Souci – с франц. "без забот") с его знаменитыми дворцами и сооружениями. Выдающиеся архитекторы Кнобельсдорф, Шинкель и Перзиус, скульпторы Глуме, Эбенхех, Бенкерт и Хеймюллер, братья Хоппенхаупт, создатель парков Ленне и многие другие художники и мастера создали здесь единое произведение искусства, которое своим художественным совершенством являет образец высокой немецкой культуры. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрацию дворцов и парков. Опытные ученые, реставраторы и художники продолжают работать над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте.
История создания Парк Сан-Суси с общей площадью 290 га (около трех квадратных километров) создавался в два этапа. Во время правления прусского короля Фридриха II (1740 -1786), избравшего своей постоянной резиденцией не Берлин, а Потсдам, 9 августа 1744 года на южном склоне "пустынной горы" был разбит виноградник. Так началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. Ее геологическую структуру образует цепь холмов, имеющих моренное происхождение последнего ледникового периода и простирающихся южнее долины древней реки. После сооружения увеселительного дворца Сан. Суси выше виноградных террас в 1745 -1747 годы были воздвигнуты: - портал и обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, дворец, китайский чайный домик, а после семилетней войны – - Новый дворец - античный храм и храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг, домик с драконами. Переоборудованием здания оранжереи в Новые палаты и был завершен этот этап. Тем самым был создан ансамбль, который своей изысканной красотой и удачным сочетанием природы и архитектуры отражает дух фридерицианского рококо. За исключением Нового дворца здесь уже нет стремления подчеркнуть власть самодержавного монарха пышными дворцами и парками, как это демонстрировал в Версале король Франции Людовик XIV. Фридрих II слыл просвещенным монархом. Для работы в Сан-Суси он привлек гениальных архитекторов и художников. Идеи буржуазного просвещения в середине XVIII столетия повлияли на архитектуру парка. Здания в Сан-Суси. относительно небольшие, они вписываются в пейзаж и служат удовлетворению личных склонностей короля. Главная аллея, имеющая почти 2, 5 км в длину, не ведет прямо к главному дворцу, как требует этого барокко, а проходит параллельно зданиям.
История создания Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к Сан-Суси. Только Фридрих Вильгельм IV (1840 -1861) "романтик на троне", как наследный принц снова вспомнил о Сан-Суси. Расширение парка на юг и сооружение дворца Шарлотенхоф в 1826 году положили начало второму этапу строительства парка Сан-Суси. Шинкель и Ленне определили характер этого этапа. Строения в стиле буржуазного классицизма и открытые парковые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии. После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы здания и парки: римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, ансамбль Фриденскирхе с садом Марли, дворец Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, третий парк и дворец Бабельсберг. Политическая обстановка и финансовые затруднения помешали осуществлению планов строительства других пышных зданий.
Парк-дворец Сан-Суси в Потсдаме
Решетчатые беседки
Портал и обелиск • • • Большинство посетителей ныне входит в парк Сан-Суси через портал с обелиском. Обелиск построен в 1748 году и является подражанием египетским обелискам. Он ограничивает парк и его почти 2, 5 -километровую главную аллею с востока. Изображенные на нем иероглифы являются декоративным украшением и поэтому не имеют никакого смысла. Расшифровать подлинные египетские иероглифы удалось только в 1822 году французскому ученому И. Ф. Шамполиону. Портал был сооружен в 1747 году по проекту Кнобельсдорфа. Такие же ворота, только поменьше по размерам, уже имелись в Райнсберге. Две группы колонн, по четыре коринфских колонны в каждой, обрамляют низкую кованую ограду. По обе стороны большой дугой простирается в форме полукруга бастилия, которая снаружи была когда-то окружена рвом с водой. Расположение бастилии и направление взглядов скульптур Помоны (богини плодородия) и Флоры (богини цветов), стоящих у групп колонн, свидетельствуют о том, что эти ворота были предназначены для выхода из парка. Ф. X. Глуме (1714 -1752), ведущий потсдамский скульптор, был создателем обеих скульптур и нимф на концах полукруглой стены. Небольшой рондель с шестью бюстами, часть которых взята из коллекции французского кардинала Полиньяка, приобретенной в 1742 году, на главной аллее открывает вид на расположенное с северу небольшое сооружение.
Портал и обелиск
Грот Нептуна • • У подножья холма, на вершине которого расположен дворец, с восточной стороны стоит грот Нептуна. Это чудесное декоративное сооружение похоже на частицу самой природы. Этот грот Нептуна - последнее строение, спроектированное Кнобельсдорфом, которое он из-за преждевременной смерти (1753) не смог увидеть. Если он в других произведениях отдавал дань классической простоте, то здесь мы видим живописное творение в стиле барокко, удивительно похожее на грот. С 1751 по 1757 год продолжалось создание этого небольшого паркового строения, служащего только декоративным целям. Прелесть его особенно раскрывается тогда, когда из раковины в раковину спадают струи воды. Такие гроты, предназначенные для украшения и оживления парков, были в то время очень популярны. Долгое время строительства объясняется трудностями транспортировки из Италии в Потсдам тяжелого мраморного блока, предназначенного для сооружения статуи бога моря. Размахивающего трезубцем властелина моря создал скульптор Иоган Петер Бенкерт (1709 -1765), принимавший участие в оформлении грота. Обе нимфы с сосудами работы Георга Франца Эбенхеха (ум. в 1757 году).
Грот Нептуна
Картинная галерея • • Большой рондель с фонтаном расположен в части сада, оформленного в голландском стиле. Над мраморной балюстрадой видна расположенная несколько выше Картинная галерея. Она является первым в истории музеев зданием, предназначенным только для хранения картин. Галерея строилась по проекту Иоганна Готфрида Бюринга в период с 1755 по 1764 годы. Наподобие дворцу Сан-Суси приземистое, одноэтажное, продолговатое здание только в середине разделяется куполом. Внутреннее помещение простирается почти на всю длину здания; лишь в западной его части отделена лестничная постройка, обеспечивающая прямую связь с верхней дворцовой террасой. В галерее, относящейся к самым красивым немецким музейным помещениям, выставлены 124 ценные картины преимущественно итальянских мастеров эпохи Возрождения, а также итальянских, фламандских и голландских мастеров барокко. Здесь картины И. Бассано, Вазари, Гвидо Рени, Караваджо, Рубенса, Тербруггена, ван Дейка. Удачные пропорции помещения обеспечивают ему отличную акустику, поэтому особой популярностью пользуются концерты, проходящие в Картинной галерее в дни потсдамских парковых празднеств, а также в летние дни и вечера.
Картинная галерея
Новые палаты • • В противовес к Картинной галерее на той же высоте западнее дворцовых террас расположены Новые палаты. Это название они получили после того, как построенная в 1747 году фон Кнобельсдорфом оранжерея была переоборудована в 1771 до 1774 годах Георгом Христианом Унгером (1743 -1812) в здание для гостей. Внешнее оформление постройки Кнобельсдорфа было сохранено, был только добавлен купол. Средний зал и три помещения восточной части остались в основном нетронутыми и были переоборудованы в гостиные. Стоящие перед фасадом скульптуры из каррара соединяют строение с садом. Тем самым, подобно картинной галерее восточнее террас, было создано гармоническое обрамление стоящему на возвышении увеселительному дворцу. Западное крыло этого тоже одноэтажного здания имеет семь пышных комнат для гостей, две из которых отделаны деревом братьями Шпиндлер. В восточном крыле, которое служило вестибюлем, - небольшие парадные залы. Среди них особенно выделяются буфетный зал и галерея Овидия с ее позолоченными рельефами на темы элегий римского поэта Овидия (43 г. до и. э. - 17 г. н. э. ). Перед Новыми Палатами расположен розарий, а южнее от него большие боскеты - сооружения из живых изгородей.
Новые палаты
Дворец Сан-Суси • • В 1744 году была сооружена верхняя терраса виноградника, на ней 14 апреля 1745 года был заложен фундамент небольшого дворца Люстшлосс. Кнобельсдорф получил заказ на строительство летней резиденции, в которой Фридрих II вдали от официальной жизни намерен был проводить время в интимной обстановке, отдаваясь своим любимым наклонностям. Название "Сан -Суси", что означает "без забот", отражает суть желаний короля. 1 мая 1747 года состоялась церемония открытия дворца. К началу 1748 года строительство его было окончательно завершено. Кнобельсдорф и скульпторы Иоганн Аугуст Наль, Бенкерт и Эбенхех, мастера по дереву Иоганн Христиан и Иоганн Михаэль Хоппенхаупт, а также мастера лепки Сартори и Мерк создали творение искусства, которое по своему художественному совершенству и взлету фантазии является непревзойденным образцом потсдамского рококо. Большой фонтан окружен полукруглыми скамьями и скульптурами французских мастеров. Четыре стихии Огонь, Вода, Земля, Воздух и античные боги обрамляют большой рондель. Здесь особенно ценны скульптуры Венеры и Меркурия Жана Батисты Пигаль (1714 -1785).
Дворец Сан-Суси • Фасад дворца, обращенный к парку, украшен 36 фигурами скульптора Ф. X. Глуме (1714 -1752). • Вакхи и вакханки подчеркивают тему виноделия. Возвышающийся над дворцом купол разделяет длинное приземистое здание, к которому, кажется, совсем не подходит название "дворец". Архитектура со стороны парадного двора, напротив, сдержанна и выполнена в умеренном классическом стиле, так как официальные гости в XVIII столетии попадали во дворец через ворота посредине широкой полукруглой колоннады. Через ворота виден холм Руиненберг с большим бассейном для питания фонтанов. • Несколько сдвинутые назад прикрытые зелеными коридорами хозяйственные крылья только в XIX веке обрели нынешний вид. В оформлении внутренних помещений от зала к залу все больше и внушительнее проявляется характер потсдамского рококо, характеризующийся использованием сдержанного, тонкого и в то же время богатого художественным вымыслом натуралистического и стилизованного орнамента. Все виды искусства выступают в единой гармонии. Светлые тона стен, богатая фантазией отделка потолков, искрящаяся живость позолоченных орнаментов, красота картин и зеркальный блеск сливаются в симфонию веселья и жизнерадостности.
Дворец Сан-Суси
Дворец Сан-Суси
Дворец Сан-Суси
Дворец Сан-Суси. Парковая сторона
Дворец Сан-Суси. Концертный зал
Дворец Сан-Суси. Малая галерея
Китайский чайный домик • Южнее зеленых беседок, на границе с Козьим парком, среди зеленых деревьев виднеется Китайский чайный домик, созданный в 1754 -1757 годы Бюрингом, автором Картинной галереи. • Это строение является наглядным примером увлечения китайской модой, которая распространялась по всей Европе и достигла своей вершины в XVIII столетии. • Описания путешественников, а также изделия, попавшие по торговым путям из Восточной Азии в Европу, создавали впечатление о Китае как о стране земного рая. Под воздействием идей просвещения и в результате начавшегося освобождения от дворцовых оков эти экзотические формы нашли доступ в европейское искусство. • К круглому залу в центре сооружения примыкают три кабинета в форме листа клевера и расположенные между ними открытые веранды. Крыша выполнена в виде шатра. Над куполом фигура сидящего под зонтом мандарина. Авторами позолоченных скульптурных групп и отдельных фигур являются скульпторы Бенкерт и Хеймюллер. Внутри домика выставлена ценная коллекция китайского и японского фарфора.
Китайский чайный домик
Домик с драконами • Севернее Козьего парка, на противоположной стороне от тутовой аллеи, на середине склона горы Клаусберг или Драконовой, южная сторона которой превращена в виноградник, в виде трехъярусной китайской пагоды возвышается домик с драконами. • Он был построен в 1770 году Карлом фон Гонтардом (17311791) как жилое помещение для виноградарей в подражание большой пагоде В. Чамбера в королевском парке в Англии.
Домик с драконами
Оранжерея • • • Сицилианский и Северный парки, а также Оранжерея являются частью не завершенного проекта сооружения "верхнего яруса" севернее тутовой аллеи. 300 -метровое здание Оранжереи западнее дворца Сан-Суси строилось с 1851 по 1860 год по измененному проекту архитектора Людвига Перзиуса (1803 -1845) Фридрихом Аугустом Штюлером (1800 -1865) и Людвигом Хессе (1795 -1876) для размещения южных растений на зиму. Итальянские дворцы эпохи Возрождения служили образцом для этого сооружения, задуманного как составная часть огромной триумфальной аллеи, строительство которой не было осуществлено. Эта триумфальная аллея, задуманная Фридрихом Вильгельмом IV для того, чтобы возвеличить прусский королевский двор, должна была начаться у подножья виноградной горки, расположенной вблизи обелиска, и протянуться до бельведера на горе Клаусберг. Помещения Оранжереи должны были служить временными покоями сестре короля Шарлотте - царице России и ее мужу царю Николаю I во время их посещений Потсдама. В средней части строения с двумя башнями расположены зал Рафаэля с 67 замечательными копиями картин великого итальянского художника эпохи Возрождения и пять пышно оформленных дворцовых покоев в стиле второго рококо, регенс и ампир.
Оранжерея
Оранжерея
Сицилианский и Северный сады • В 1857 году Петер Иозеф Ленне разбил Сицилианский и Северный сады. Это были парки, в которых уже не имели значения классические правила паркового искусства. Здесь уже господствуют геометрические формы, которые как и в парках итальянского Возрождения открывают вид на окружающую местность и в то же время представляют собой единое целое. • По такому же методу Ленне создал и террасы перед Оранжереей. • На основе пятиричного принципа фридерицианских парков -грот Нептуна, картинная галерея, дворец Сан-Суси, Новые палаты, бельведер - возникла ось восток-запад, заключенная между обелиском и Новым дворцом. Она является центральным элементом оформления и соединяет все части парка. Это касается также и парка Шарлоттенхоф, и хмельника, зрительно соединенных с главной осью. • Парки в стиле рококо, пейзажные парки и возвращение к геометрическим формам - все развитие паркового искусства на протяжении более 200 лет отражается здесь на этих двух километрах. • Кажется, нет никаких границ между Оранжереей с ее юбилейными террасами (сооруженными в 1913 г. ). Северным и Сицилианским парками, хотя они как раз и являются последними объектами,
Сицилианский и Северный сады
Дворец Шарлоттенхоф • • В январе 1826 года для наследного принца (Фридриха Вильгельма IV) было приобретено имение южнее подсобной дороги. Оформление парка было поручено Петеру Иозефу Ленне. Пейзажный парк с просторными лугами, небольшими возвышениями, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами образуют живописное окружение строения в этой новой части парка. В 1826 -1829 годы Карл Фридрих Шинкель построил небольшой дворец Шарлоттенхоф в стиле виллы, частично использовав для него фундамент и стены старого помещичьего дома. Дворец был назван по имени бывшей владелицы имения. При творческом сотрудничестве заказчика, архитектора и садовника здесь создано своеобразное интимное единство архитектуры и природы, что соответствовало сути развивавшегося после освободительных войн буржуазного общества. Черпая богатство форм из сокровищниц греческой архитектуры, маленький дворец своей простотой, скромной сдержанностью и продуманными пропорциями отражает дух классицизма. Оформление интерьера подчинено этой же цели. По примеру итальянских вилл саду, расположенному по продольной оси дворца, приданы правильные геометрические формы. Летом дворец открыт ежедневно с 9. 00 до 17. 30; зимой по согласованию.
Дворец Шарлоттенхоф
Дворец Шарлоттенхоф
Римские купальни • • По соседству с дворцом Шарлоттенхоф, вписываясь в созданный Ленне пейзажный парк, на самом берегу искусственного озера расположен ансамбль Римских купален. Свободно сгруппированные вокруг внутреннего сада строения, архитектурное оформление которых заимствовано у различных образцов античного периода, а также у флорентийских вилл эпохи раннего Ренессанса с их строгими формами, придают ансамблю романтическую прелесть. Домик дворцового садовода, выполненный в стиле итальянской виллы XV столетия, соединен переходом с чайным павильоном, построенным наподобие древнего храма. С другой стороны к саду примыкают открытые, полукруглые помещения, напоминающие античный римский домик. В них находится купальня, по которой и назван весь комплекс строений. Первый проект его был сделан еще в 1826 году Шинкелем и Перзиусом, который и руководил затем (1829 до 1835) постройкой. Римские купальни отражают увлечение романтичным искусством. Весь ансамбль создан с целью вызвать у посетителей возвышенные поэтические чувства. Другой, подобный этому, комплекс строений - фазанник - создал Перзиус в 1843 году к западу от дворца Шарлоттенхоф.
Римские купальни
Новый дворец • В западном конце главной аллеи находится Новый дворец является последним, но одновременно и самым внушительным по размерам архитектурным сооружением XVIII столетия в парке Сан. Суси. Как архитектурное выражение прусского абсолютизма он входит в задуманный Кнобельсдорфом и лишь частично осуществленный ансамбль "Форум Фридерицианум" в Берлине (университет, опера, библиотека). • Если одноэтажный дворец Сан-Суси на виноградной горке служил удовлетворению личных желаний и наклонностей Фридриха II, то это огромное дворцовое сооружение предназначалось для размещения гостей короля во время их пребывания в Потсдаме. • Строительство его было начато в 1763 году сразу после окончания семилетней войны. Дорогостоящий проект должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли даже и после трех силезских войн. Но только через семь лет, в 1769 году было завершено сооружение Нового дворца и примыкающих к нему коммун с колонадой. Фридрих II сам назвал строительство дворца "фанфаронадой" (хвастовством).
Новый дворец • • • Первые проекты этого огромного дворцового сооружения были разработаны еще в 1755 году Иоганом Готфридом Бюрингом (1723 - после 1788) и создателем картинной галереи и китайского чайного домика Генрихом Людвигом Мангером (1728 -1790). Они и легли в основу последующего строительства. Несмотря на то, что к этому времени уже господствовал стиль классицизм, Фридрих II приказал оформить внутренние покои дворца в стиле рококо, распространенного в XVII столетии. В соответствии с этими пожеланиями заказчика, в определении положения и архитектурного оформления дворцового комплекса руководствовались изданной Паулем Деккером в 17111716 годах книгой "Королевские архитекторы" и "Проспектами" дворцов Фридриха I Н. Б. Бребеса (напечатаны в Аугсбурге в 1733 г. ). Вплоть до своего ухода в 1764 году руководство строительством осуществлял Бюринг; на его место вступил в 1765 году Карл фон Гонтард (1731 -1791), приехавший за год до этого в Потсдам из Байройта вместе со своими художниками и мастерами. К тому времени внешнее строительство продвинулось настолько, что участие Гонтарда ограничивалось в основном планировкой внутренних помещений. Простирающееся на 213 метров в длину здание увенчано в середине куполом, на верху которого стоят три грации, несущие корону. Колоссальное строение насчитывает 322 окна, 230 пилонов и 428 статуй.
Новый дворец • К главному зданию, расчлененному высокими, через все три этажа пилястрами, с крыльями, образующими парадный двор, примыкают боковые фронтоны. С куполом над главным корпусом перекликаются малые купола над боковыми пристройками. • Из двенадцати мастеров по камню, создавших богатые скульптурные украшения перед фасадом и на балюстраде крыши, наряду с произведениями мастерских Бенкерта и Хаймюллера следует особо отметить братьев Ренц и И. К. Волера. Их творению принадлежат рельефы фронтона и статуи резалиты. • Учитывая, что Новый дворец предназначен служить в качестве королевской гостиницы, он разделен внутри на отдельные аппартаменты, попасть в которые можно по четырем лестницам. Кроме того во дворце имеются большие, пышно обставленные торжественные залы, расположенные главным образом в середине строения, а также театр в южном боковом крыле. В то время, как Гонтарда следует рассматривать творцом помещений, отличающихся своей архитектурой, то Иоган Христиан Хоппенхаупт-младший является создателем декоративных орнаментов в аппартаментах, в исполнении которых он частично использовал гравюрные эскизы своего брата Иогана Михаэля Хоппенхаупта-старшего. Ему помогали многочисленные резчики по дереву, лепщики и другие мастера.
• • Новый дворец Залы украшают также многочисленные произведения искусства, картины и ценная мебель. О сильном влиянии парковой архитектуры на внутреннее оформление наглядно свидетельствует обращенный к парку своими большими окнами зал-грот, отделанный удивительными по красоте окаменелым деревом и полудрагоценными камнями. О высоком художественном уровне мастеров по дереву того времени свидетельствуют красочные, с богатой мозаикой, отделанные позолоченной бронзой шкафы, комоды, письменные столы и комнатные часы Иогана Мельхиора Камбли и приехавших в 1764 году в Потсдам братьев Иогана Фридриха и Генриха Вильгельма Шпиндлер (старшего и младшего). Картины украшают в основном стены вестибюлей и письменных кабинетов отдельных покоев королевской знати; здесь же присутствуют и элементы комнатной обстановки. Данные 1773 года говорят о наличии во дворце значительного числа картин - 259. Как и ныне, это были преимущественно произведения итальянских и голландских художников XVI-XVIII столетий. Кроме гого, здесь сегодня находятся полотна дворцового художника Антуана Пена и Берлинской художественной школы XVII-XIX столетий. В некоторых помещениях Нового дворца демонстрируется специальная выставка "Галерея Потсдама". Картины современных художников и другие произведения искусства XVIII, XIX и XX столетий, вместе с моделями отдельных зданий и сооружений рассказывают об интересной истории строительства города Потсдама от барокко до нынешних дней. Кроме того, в Новом дворце проходят и другие специальные выставки на различные темы, которые прежде всего посвящаются художникам и их произведениям, жившим или творившим в Берлине и Потсдаме.
Новый дворец • В общий комплекс Нового дворца входят и расположенные с западной стороны коммуны (хозяйственные постройки, ныне в них педагогический институт), возведенные в 1766 -1769 годах. В основу плана Гонтарда лег выполненный в 1764 году проект французкого архитектора. И. Л. Лежея. Коммуны были предназначены для того, чтобы своими стенами закрыть вид на раскинувшуюся за ними в XVII веке неприглядную заболоченную местность, а также для оборудования необходимых хозяйственных помещений, размещения прислуги и придворных чиновников. Широкая колоннада с триумфальной аркой посредине ее принадлежит к замечательным творениям Гонтарда. • С двумя подсобными зданиями-коммунами, расположенными напротив парадного двора, дворец имеет почти 400 жилых и парадных помещений. В строительстве дворца участвовали архитекторы. Г. Бюринг, X. Л. Мангер, а с 1765 года - К. Гонтард. Последний и построил по проекту И. Леже подсобные здания с расположенной между ними колоннадой (1766 -1769).
Новый дворец • • • Еще до полного завершения строительства всего комплекса Нового дворца, через два года после его закладки, в 1768 году состоялось торжественное открытие театра в южном крыле здания. При оформлении этого праздничного зала за образец был взят театр в Потсдамском городском дворце, оборудованный по проекту Кнобельсдорфа в 1748 году. Ряды кресел полукругом поднимаются от сцены наподобие античного амфитеатра. Театр оформлен по проекту Иогана Христиана Хоппенхаупта, которому принадлежит также и богатая лепная отделка, а также орнаменты резьбы по дереву. Театр в Новом дворце был придворным, представления в нем проходили не регулярно, а только по особым случаям, играл в нем только королевский ансамбль. К знаменательным событиям в 200 летней истории театра относится инсценировка Тиком постановки "Сон в летную ночь" Шекспира с музыкой Феликса Мендельсона Бартольди в 1843 году. После реставрации, длившейся почти два года, дворцовый театр, являющийся одним из прекраснейших немецких театральных залов XVIII столетия, был вновь открыт в 1969 году. С апреля по ноябрь здесь регулярно выступают Немецкая государственная опера в Берлине, потсдамский театр имени Ханса Отто, коллективы, направляемые дирекцией гастрольных концертов.
Новый дворец (схема расположения залов)
Новый дворец (схема расположения залов) • I этаж Зал 1. Нижний вестибюль. Зал 2. Зал-грот. Зал 3. Мраморная галерея. Зал 4. Голубая камера. Зал 5. Комната мясного цвета. Зал 6. Концертная комната. Зал 7. Рабочая комната. Зал 8. Спальная комната. Зал 9. Письменный кабинет. Зал 14. Тамерланова комната. Зал 15. Красная камчатная комната. Зал 19. Дамская спальная комната. Зал 20. Письменный кабинет. Зал 21. Мужская спальная комната. Зал 22. Письменный кабинет. Зал 16. Галунная комната. Зал 17. Нижняя концертная комната. Зал 18. Овальный кабинет. Зал 34. Прихожая. Зал 33. Кабинет принца. Зал 32. Спальная комната принцессы. Зал 26. Кабинет принцессы. Зал 24. Прихожая. • II этаж Зал 44. Прихожая. Зал 47. Угловой кабинет. Зал 46. Верхняя концертная комната. Зал 45. Охотничья камера. Зал 48. Зеленая камчатная камера. Зал 42. Спальная комната. Зал 41. Кабинет. Зал 49. Большая камера. Зал 50. Мраморный зал. Зал 51. Верхний вестибюль. Зал 52. Верхняя галерея. Залы 57 -61. Верхние красные камеры. Зал 53. Прихожая. Коридор. Зал 56. Театр.
Новый дворец
Новый дворец
Новый дворец. Вид в сад
Новый дворец. Вид в сад
Новый дворец. Фасад
Новый дворец. Зал-грот
Новый дворец. Мраморная галерея • Оформленный по проекту мастера К. фон Гонтарда торжественный зал. • По форме и отделке напоминает французские зеркальные галереи. • Отделка стен и пола - красный и белый каррарский мрамор, выполнено братьями Калами. • Потолочные зеркала по образцу малой галереи во дворце Сан-Суси. • Потолочная роспись ученика дворцового художника Антуана Пена X. Б. Роде: аллегорическое изображение времен дня - полдень, утро, вечер. • На консолях внешней стены три бронзовых статуи «Венера Медичи» французской работы XVIII столетия, «Геркулес и Антей» и «Меркурий» по Джиованни да Болоньи (1529 -1608).
Новый дворец. Мраморная галерея
Новый дворец. Голубая камера • Первая прихожая покоев Фридриха II. • Декорация стен по оставленному в гравюре проекту мастера И. М. Хоппенхаупта-старшего. • На позолоченных консолях майсенские фарфоровые вазы, ок. 1760 г. • Картины, расположенные в первоначальной последовательности в два ряда друг над другом, преимущественно итальянских и голландских мастеров барокко, в их числе «Лот с дочерями» И. Ф. Детруа, 1722 (на средней стене). • Мягкая мебель по проектам мастера И. X. Хоппенхаупта-младшего, 1755, из потсдамского городского дворца. • Два комода и комнатные часы с черепашьим покрытием и музицирующими младенцами из позолоченной бронзы мастера И. М. Камбли. • Люстра из берлинского фарфора, ок. 1767 г. • Мраморный бюст на камине «Одиссей» Л. 3. Адама.
Новый дворец. Голубая камера
Новый дворец. Концертная комната • Оформлена И. Г. Хоппенхауптом-младшим. Имеет некоторое сходство с подобной комнатой во дворце Сан-Суси. Однако заметно, что стремление рококо к объединению всех частей помещения в законченный ансамбль не достигнуто здесь с тем же совершенством. • Скульптуры работы мастера Швицера. • Лепные работы на потолке мастера Сартори. • Покрытие столов из силезского хризопаза. • Ударное пианино мастера Зильберманна, стул работы мастера Швицера. • Нотная подставка, отделанная черепашьими и перламутровыми пластинами работы мастера И. М. Камбли.
Новый дворец. Концертная комната
Новый дворец. Рабочая комната • Рабочая комната Фридриха II. • Стены задрапированы розовой серебряной парчой с вытканными по ней цветами (ок. 1900 г. реставрирована по оригиналу). • Лепная отделка потолка мастера Сартори - раскрашена под естественные цветы, орнамент посеребрен. • Письменный стол с цветной мозаикой на тему охоты работы братьев Шпиндлер. • Комод с отделкой черепашьими пластинами и перламутром мастера Г. В. Шпиндлера-младшего. • Мягкая мебель относится к первоначальной обстановке, ок. 1765 г. • Над дверями картина Ц. Ф. Фехельма. Картина «Фридрих II» И. Г. X. Франке, 1763. • Вазы на камине из берлинского фарфора, 1767.
Новый дворец. Рабочая комната
Новый дворец. Спальная комната • Спальня Фридриха II. • Проект и исполнение скульптурных работ И. X. Хоппенхауптамладшего. Естественно раскрашенные гирлянды цветов и позолоченный орнамент мастера Сартори. • Стены задрапированы голубой серебряной парчой (реставрирована ок. 1900 г). • Балдахин над кроватью из одной гостиной комнаты Нового дворца, ок. 1765 г. • Картины и художественная лепка X. Ф. Фехельма. • На камине мраморный бюст Фридриха II неизвестного скульптора второй половины XVIII столетия.
Новый дворец. Спальная комната
Новый дворец. Красная камчатная комната • Вторая прихожая нижних королевских покоев с восемью картинами дворцового художника Антуана Пена (1683 -1757), среди них «Король Фридрих I Прусский» (средняя стена) «Портрет художника с семьей» (левая стена, в центре) и «Графиня Вильгельмина фон Байройт» (правая стена). • Комоды, подставки для цветов и игральные столы работы братьев Шпиндлер, ок. 1765 г. • Мебель И. А. Наля, 1745, из потсдамского городского дворца. • Комнатные часы, Париж 1732. • Каминные часы, Берлин 1767.
Новый дворец. Красная камчатная комната
Новый дворец. Овальный кабинет. • Создан по проекту Г. фон Гонтарда в виде садовой беседки. • Роспись по деревянной отделке - прежде лакированой – мастера Чевалира. • Пол, выложенный красочными цветами братьями Шпиндлер, относится к самой искусной работе этого рода в Новом дворце. • Люстра с фигурами и Красочными цветами из майсенского фарфора, ок. 1768 г. • Под картинами четыре идиллии голландских мастеров конца XVII столетия. • Мягкая мебель И. М. Хоппенхаупта-старшего, из потсдамского городского дворца.
Новый дворец. Овальный кабинет.
Новый дворец. Спальная комната принцессы • Драпировка стен из того же материала, что и в предыдущей комнате. • В отделке рам зеркал, в оформлении стен и потолка прослеживается стремление к многочисленному повторению отдельных элементов. • Ширма камина работы ок. 1750 г. • Мягкая мебель, подставка со светильниками - ок. 1765 г. • На камине две вазы с нанесенными на них цветами, фруктами, младенцами и амурчиками, майсенский фарфор ок. 1760 г.
Новый дворец. Спальная комната принцессы
Новый дворец. Верхняя концертная комната • Оформлена по проекту, оставленному И. М. Хоппенхауптом-старшим в гравюре. • Кроме круглых картин над дверями и зеркалами, свидетельствующих о склонности к классицизму, зал по своему оформлению целиком относится к стилю рококо. • Картины на стенах и потолке И. X. Фриша: изображения младенцев и богини охоты Дианы. • Отделка пола (охотничьи собаки и еж) братьев Шпиндлер. • Рояль работы мастера В. Тшуди, Лондон, 1766. • Комод мастера Г. В. Шпиндлера-младшего, ширма камина и мягкая мебель ок. 1765 г.
Новый дворец. Верхняя концертная комната
Новый дворец. Верхняя галерея. • По общему расположению соответствует мраморной галерее на первом этаже. • Оформлена по проектам И. X. Хоппенхаупта-младшего. • Лепные работы мастеров Педроции и Сартори. • Круглые деревянные рельефы с античными головами свидетельствуют о влиянии раннего классицизма. • Пол из белого бука и розового дерева. • Картины итальянских мастеров XVII столетия «Самоубийство Лукреции» и «Диоген в бочке» Г. Рени; «Торквиниус и Лукреция» и «Утренний туалет Батсебы» художницы А. Гентилеши; «Похишение сабинянок» и «Суд Париса» Л. Жиордана. • Скамейки И. М. Наля, из золотой галереи дворца Шарлотенбург.
Новый дворец. Верхняя галерея
Новый дворец. Дворцовый театр • Театр занимает весь второй и третий этаж южного крыла главного здания. • Фойе: оформление 1865 года, прежний вид не сохранился. • Зрительный зал: оформлен по проекту И. X. Хоппенхаупта-младшего в 1766 -1768 годах наподобие театра в потсдамском городском дворце. • Амфитеатр заполнен рядами стоящих полукругом кресел, над ним два балкона, второй балкон опирается на позолоченные колонны. • Стена напротив сцены разделена восемью пальмами. • Над занавесом сцены трагические и комические музы несут щит с сидящим на нем орлом. • Фойе и зрительный зал реставрированы в 1968 -1969 годах.
Новый дворец. Дворцовый театр
Храм дружбы • • • Античный храм и Храм дружбы, бельведер Храм дружбы и Античный храм, расположенные восточнее Нового дворца, были построены Карлом фон Гонтардом в 1768 году. Небольшой круглый Храм дружбы, выполненный в виде редко встречающегося круглого греческого храма, был сооружен в память об умершей любимой сестре Фридриха II - маркграфине Вильгельмине фон Байройт. Авторы статуи умершей - братья Ренц. На колоннах укреплены медальоны с изображением известных античных дружеских пар. Античный храм расположен напротив Храма дружбы по другую сторону главной аллеи. Он представляет собой маленькую копию пантеона в Риме. До 1830 года в нем была размещена богатая коллекция произведений античного искусства. Затем она была перевезена во вновь построенный музей в Берлине. Недалеко от Нового дворца, на вершине Клаусберга находятся руины сильно разрушенного в последние дни второй мировой войны бельведера. Ценное по свой архитектуре и интересное по исполнению здание, с высоты которого можно было обозревать весь парк, строилось учеником Гонтарда Г. X. Унгером с 1770 по 1772 г.
Храм дружбы
Фриденскирха Ансамбль Фриденскирхе с садом Марли • В честь столетия существования Сан-Суси 14. 4. 1845 года было заложено строительство Фриденскирхи и примыкающего к ней комплекса зданий. Проектируя сооружение, Перзиус взял за образец раннецерковную базилику св. Клемента в Риме, а также руководствовался пожеланиями Фридриха Вильгельма IV, который не принял сути буржуазной революции 1848 года и искал утешения в романтических образах абсолютистского средневековья. После смерти Перзиуса руководство строительством взяли на себя в 1848 году Штюлер и Хессе, тоже ученики Шинкеля. • Расположенный перед кирхой сад, называвшийся еще при Фридрихе Вильгельме I садом Марли, в связи со строительством фриденскирхи был преобразован Петером Иозефом Ленне в неповторимый, полный гармонии уголок парка.
Фриденскирха
Дворец Цецилиенхоф • • • Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф. В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк. Он создавался при Фридрихе Вильгельме II - племяннике и наследнике Фридриха II - с 1783 года обучавшимся в Верлице садовником Айзербеком и выполнен в стиле открытого пейзажного парка. В XIX веке парк был значительно улучшен П. И. Ленне. По проекту Г. фон Гонтарда в 1787 -1790 годы в центре парка на самом берегу озера был построен Мраморный дворец. Внутренние помещения дворца оформлены автором Бранденбургских ворот в Берлине Карлом Готхардом Лангхансом (1732 до 1808) в классическом стиле. В настоящее время в Мраморном дворце размещено потсдамское отделение Военного музея. В северной части обширного парка, занимающего 74 га, расположен построенный в 1913 -1916 годах в стиле английской усадьбы дворец Цецилиенхоф. Летом 1945 года в нем проходила Потсдамская конференция великих держав антигитлеровской коалиции.
Дворец Цецилиенхоф
Бабельсберг • Третий парк в Потсдаме расположен севернее городского района Бабельсберг. С 1833 по 1843 год П. И. Ленне оформлял парк для принца Вильгельма, ставшего позднее королем и кайзером Вильгельмом I. • После 1843 года завершение парка было доверено князю Пюклер. Мускау. Бабельсберг так же, как и Мускау и Браниц, относятся к выдающимся работам Пюклера. • Как и в Мускау, так и в Бабельсберге, ему удалось включить окружающий ландшафт в оформление парка. Отсюда, с раз¬ных мест, открывается прекрасный вид на город Потсдам и на ландшафт реки Гафель. • Кроме дворца, построенного по проекту К. Ф. Шинкеля в стиле английской новоготики в северной части парка, здесь на видных местах и другие различные здания. Позднее дворец был перестроен и расширен. • После смерти Вильгельма I в 1888 году парку не уделяли достаточного внимания. С 1963 года во дворце находится музей древней и ранней истории округов Потсдама, Франкфурта на Одере и Котбусса.
Бабельсберг
Общий план парка Сан-Суси
Заключение Дворцы и парки Потсдама включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 90 -х годах прошлого века
Источники • http: //www. sans-souci. ru/index. html • http: //www. world-art. ru/architecture. php? id=5184 • http: //artclassic. edu. ru/catalog. asp? cat_ob_no=19767