Скачать презентацию История архитектуры древнего мира Курс лекций канд архитектуры Скачать презентацию История архитектуры древнего мира Курс лекций канд архитектуры

лекция 10. От Пантеона к ай-Софии.ppt

  • Количество слайдов: 193

История архитектуры древнего мира Курс лекций канд. архитектуры, доцент Алина Павловны Иванова История архитектуры древнего мира Курс лекций канд. архитектуры, доцент Алина Павловны Иванова

Лекция X От Пантеона к Ай-Софии Лекция X От Пантеона к Ай-Софии

Базовый учебник Базовый учебник

Темы лекции • Византия. Общие сведения • Юстиниан – заказчик св. Софии • Византийский Темы лекции • Византия. Общие сведения • Юстиниан – заказчик св. Софии • Византийский след в русской архитектуре • Ай-София – прототип мечетей

Раздел I. Византия. Общие сведения Раздел I. Византия. Общие сведения

 • Святая София в Константинополе. Вид на Босфор. • Бухта Золотой Рог, как • Святая София в Константинополе. Вид на Босфор. • Бухта Золотой Рог, как во Владивостоке

Карта Средиземноморья Карта Средиземноморья

Константино поль • Название Стамбула с 330 до 1930 года, неофициальное название (офиц. Новый Константино поль • Название Стамбула с 330 до 1930 года, неофициальное название (офиц. Новый Рим) столицы Римской империи (330 — 395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395 — 1204 и 1261— 1453), Латинской империи (1204 — 1261) и Османской империи (1453— 1922). • Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. • На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы

Константи н Вели кий • К IV веку город Рим перестал быть резиденцией императоров. Константи н Вели кий • К IV веку город Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешнего вторжения правитель должен был находиться ближе к границам империи. С этой точки зрения расположение столицы было неудобно. Поэтому, начиная с Диоклетиана, императоры располагали свои резиденции в городах более отвечающим стратегическим целям обороны государства. Такими местами были Трир в Германии, Никомедия в Малой Азии, Аквилея и Милан в Северной Италии. Константин не был исключением из этого правила. Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора

Константи н Вели кий • Старый город был расширен и окружён неприступными крепостными стенами. Константи н Вели кий • Старый город был расширен и окружён неприступными крепостными стенами. В нём возводятся ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом (Nova Roma), однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

Юстиниан – заказчик Святой Софии Юстиниан – заказчик Святой Софии

Walls of Constantinople Walls of Constantinople

Декор в арабском стиле Декор в арабском стиле

Декор в арабском стиле Декор в арабском стиле

Hagia Sophia, Constantinople, Turkey. 1897 Hagia Sophia, Constantinople, Turkey. 1897

 • Собо р Свято й Софи и — Прему дрости Бо жией, Святая • Собо р Свято й Софи и — Прему дрости Бо жией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

Святая София. Разрез Святая София. Разрез

Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг. • Во времена Византийской империи Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг. • Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. • В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. • После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея.

 • В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула • В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 • Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в • Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. • Высота Софийского собора — 55, 6 метров, диаметр купола 31 метр.

Святая София. Разрез Святая София. Разрез

Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг. Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг.

Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг. • В плане собор представляет Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг. • В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6 м длины и 68, 4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. • Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. • Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. • Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня

 • Inside the Great Mosque of Kairouan around 1900, Tunis • Inside the Great Mosque of Kairouan around 1900, Tunis

Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг. • Купол состоит из сорока Собо р Свято й Софи и. 532 -537 гг. • Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плавне пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое расространение в мировой архитектуре

Раздел III. Архитектура Ислама Раздел III. Архитектура Ислама

Арабский халифат. 750 г. Арабский халифат. 750 г.

Города: Константинополь, Иерусалим Города: Константинополь, Иерусалим

Plan of the Great Mosque of Isfahan, Iran, 8 th to 17 th century Plan of the Great Mosque of Isfahan, Iran, 8 th to 17 th century

Inside the Cistern of a Thousand One Columns, Constantinople Inside the Cistern of a Thousand One Columns, Constantinople

Inside the mosque of Sultan Ahmet I in the 1900’s, Constantinople Inside the mosque of Sultan Ahmet I in the 1900’s, Constantinople

Раздел II Заказчики Раздел II Заказчики

 Ла Мескита – Большая мечеть в Кордове Ла Мескита – Большая мечеть в Кордове

Молитвенный зал Ла Мескиты Молитвенный зал Ла Мескиты

Декор в арабском стиле Декор в арабском стиле

Альгамбра – земной рай Альгамбра – земной рай

Севильский Алькасар Севильский Алькасар

Севильский Алькасар Севильский Алькасар

Севильский Алькасар Севильский Алькасар

Севильский Алькасар Севильский Алькасар

Крестовые походы Крестовые походы

Храм Гроба Господня. Иерусалим. Храм Гроба Господня. Иерусалим.

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня • • Иерусалимский храм Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня • • Иерусалимский храм стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

Храм Гроба Господня. Первый ансамбль. • Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Храм Гроба Господня. Первый ансамбль. • Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившегося тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. • При строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 г. ) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. • Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. • Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. • В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниям раннехристианских авторов и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).

Храм Гроба Господня. Постройки Константина • Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с Храм Гроба Господня. Постройки Константина • Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение» ), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса. • Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. • Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. • Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем. • Величественный комплекс храма Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 17 сентября 335 года.

Ансамбль Аль-Акса. Иерусалим. Ансамбль Аль-Акса. Иерусалим.

Ансамбль Аль-Акса Ансамбль Аль-Акса

Куббат ас. Сахра. • Купол Скалы (араб. — ﻣﺴﺠﺪ ﻗﺒﺔ ﺍﻟﺼﺨﺮﺓ Ма сджид Ку Куббат ас. Сахра. • Купол Скалы (араб. — ﻣﺴﺠﺪ ﻗﺒﺔ ﺍﻟﺼﺨﺮﺓ Ма сджид Ку ббат ас. Са хра; англ. Dome of the Rock) — монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с мечетью Аль-Акса.

Ку пол Скалы. Иерусалим. Ку пол Скалы. Иерусалим.

Ку пол Скалы. Иерусалим. Ку пол Скалы. Иерусалим.

Куббат ас-Сахра. Иерусалим. • По повелению омейядского халифа Абд аль-Малика (65— 86 г. хиджры Куббат ас-Сахра. Иерусалим. • По повелению омейядского халифа Абд аль-Малика (65— 86 г. хиджры / 684— 705 гг. н. э. ) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма в 687— 691 годах два инженера, Раджа бен Хайва из Бисана и Язид бен Салям из Иерусалима, назначенные Абд аль-Маликом, воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра ( «Купол Скалы» ). • Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж. Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название.

 • Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших • Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый мозаичный орнамент.

Осада Акры, Галилея, 1291 г. • На рисунке - Гийом де Клермон защищает стены Осада Акры, Галилея, 1291 г. • На рисунке - Гийом де Клермон защищает стены Акры.

Крак де Шевалье. Сирия. Крак де Шевалье. Сирия.

Архитектурное наследие халифата Архитектурное наследие халифата

Архитектурное наследие халифата Архитектурное наследие халифата

 • Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, • Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

 Акведуки Акведуки

 • Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими • Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

 • The Galata Tower, Constantinople • The Galata Tower, Constantinople

Второй период • Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых Второй период • Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы. • Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римскокоринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц. В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают внимания в особенности: Табуларий (лат. Tabularium) — здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическими колоннами; трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э. ), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй, первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix). • • • Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла.

Храм Портуна — древнеримский храм на Бычьем форуме в Риме, посвящённый богу портов Портуну. Храм Портуна — древнеримский храм на Бычьем форуме в Риме, посвящённый богу портов Портуну. • Храм прямоугольной формы с эпохи Возрождения ошибочно считался храмом Фортуны Верилис. Первоначальная постройка была возведена уже IV или III веках до н. э. (развалины фундамента были обнаружены при раскопках в XX веке). Храм, сохранившийся до наших дней, был построен около 100 года до н. э. Храм состоит из целлы, портика с колоннами ионического ордера. Все несущие части храма сделаны из травертина, остальные части из туфа, подиум заполнен римским бетоном. • Храм хорошо сохранился, так как около 872 года был превращён в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящён в церковь Санта-Мария-Эгициана.

 • The Tophane Fountain, Constantinople • The Tophane Fountain, Constantinople

The Great Mosque in 1899, Algiers The Great Mosque in 1899, Algiers

The Great Mosque in 1958, Algiers The Great Mosque in 1958, Algiers

 • Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные • Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний.

Третий период • В это время римляне начинают широко применять бетон. • Появляются новые Третий период • В это время римляне начинают широко применять бетон. • Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. • Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. • Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. • Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Третий период • • Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние Третий период • • Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным.

Август-строитель Рима • • Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью Август-строитель Рима • • Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Исполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса-Мстителя Уцелевшие остатки зданий этого форума — три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов — могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры.

Августстроитель Рима • Ещё более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся её памятник представляет Августстроитель Рима • Ещё более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся её памятник представляет собой выстроенный в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. • Август, ещё при своей жизни, воздвиг себе надгробный мавзолей, от которого остались теперь только груды камня — гигантский памятник, занимавший на Марсовом Поле площадь в 3400 м² и состоявший из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора.

Третий период • Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным Третий период • Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным» , Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

Aedes Vestae • Храм Весты — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего Aedes Vestae • Храм Весты — развалины античного храма, посвящённого Весте, римской богине домашнего очага. Располагается в Риме неподалёку от храма Цезаря на римском форуме, в южной части Священной дороги. • Храм вместе с Домом весталок составлял единый комплекс (лат. Atrium Vestae), функционально соединенный с Регией, резиденцией Великого понтифика.

 • Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом • Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным» , Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

Август-строитель Рима • Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил Август-строитель Рима • Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Исполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса-Мстителя Уцелевшие остатки зданий этого форума — три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов — могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры. • Ещё более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся её памятник представляет собой выстроенный в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. Август, ещё при своей жизни, воздвиг себе надгробный мавзолей, от которого остались теперь только груды камня — гигантский памятник, занимавший на Марсовом Поле площадь в 3400 м² и состоявший из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора.

The Hamouda Pacha Mosque, Tunis The Hamouda Pacha Mosque, Tunis

Династия Юлиев-Флавиев • После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; Династия Юлиев-Флавиев • После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не менее, Тиберий начал сооружать храм Кастора и Поллукса, впоследствии довершенный Калигулой; бедные остатки этого некогда красивого и пышного здания — три колонны с частью его основания и их антаблемента — стоят теперь в южной части форума. • Клавдий построил акведук своего имени, доставлявший в Рим воду реки Анио с Сабинских гор — громадное сооружение длиной более 10 км, тянущееся через римскую Кампанию и состоящее из обширных арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода. • Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил «Золотой дом» , который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое здание после смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом.

Династия Юлиев-Флавиев • После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилии Династия Юлиев-Флавиев • После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпоху Августа, и даже превосходящими их в отношении роскоши. • При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима — сооружением, любопытным в особенности потому, что в нём мы впервые видим совершенно определившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок, которые строились и раньше, но не с такой соразмерностью частей и с меньшим убранством, а также потому, что полуколонны, украшающие собой эти ворота, представляют первый известный пример капителей стиля композита. Сверх того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым и оконченный Нервой, который назвал его своим именем.

Императоры Тит и Веспасиан – строители Колизея Императоры Тит и Веспасиан – строители Колизея

The Imperial gate at Topkapi Palace, Constantinople The Imperial gate at Topkapi Palace, Constantinople

Византийский стиль Byzantine Revival architecture Византийский стиль Byzantine Revival architecture

Заказчик стиля: Александр Третий Заказчик стиля: Александр Третий

Заказчик Русского стиля: Николай Второй Заказчик Русского стиля: Николай Второй

 • Неовизанти йский стиль — одно из направлений в архитектуре периода эклектики, получившее • Неовизанти йский стиль — одно из направлений в архитектуре периода эклектики, получившее популярность в конце XIX — начале XX века • 1880 -е — 1910 -е.

 • Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. • Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э.

Neuschwanstein Thronsaal Neuschwanstein Thronsaal

Alexander Nevsky Cathedral, Tbilisi Alexander Nevsky Cathedral, Tbilisi

St. Vododymyr's Cathedral, Chersones St. Vododymyr's Cathedral, Chersones

Alexander Nevsky Cathedral, Sofia, by Alexander Pomerantsev Alexander Nevsky Cathedral, Sofia, by Alexander Pomerantsev

 • Храм Александ ра Невского. София, Болгария. • Храм Александ ра Невского. София, Болгария.

Храм Казанской Божий Матери. СПб Храм Казанской Божий Матери. СПб

Казанская и Воскресенская церкви. Новодевичий монастырь Казанская и Воскресенская церкви. Новодевичий монастырь

Kronstadt cathedral, facade east • Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию Kronstadt cathedral, facade east • Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода из перекрещивающихся арок. • Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новатором в решении этой задачи. • Использование бетона как материала для этих арок так же было в то время новом словом в строительстве.

Kronstadt cathedral • Самым выдающимся произведением Василия Косякова стал грандиозный Свято-Никольский Морской собор в Kronstadt cathedral • Самым выдающимся произведением Василия Косякова стал грандиозный Свято-Никольский Морской собор в Кронштадте (1902_1913), задуманный и осуществленный как храм-памятник героям русского флота.

Морской собор. Кронштадт Морской собор. Кронштадт

Морской собор. Кронштадт Морской собор. Кронштадт

 • Никольский Морской собор, Кронштадт • вид с Финского залива • Никольский Морской собор, Кронштадт • вид с Финского залива

Никольский Морской собор, купол. Кронштадт Никольский Морской собор, купол. Кронштадт

 • Никольский Морской собор, элемент узора купола в виде якоря • Никольский Морской собор, элемент узора купола в виде якоря

Никольский Морской собор, главный вход Никольский Морской собор, главный вход

Marine Nicolaus kathedral interiour. Kronstadt Marine Nicolaus kathedral interiour. Kronstadt

Marine Nicolaus kathedral interiour. Kronstadt Marine Nicolaus kathedral interiour. Kronstadt

Базилика Святого Людовика (en: Cathedral Basilica of St. Louis) в Сент-Луисе. США Базилика Святого Людовика (en: Cathedral Basilica of St. Louis) в Сент-Луисе. США

Династия Юлиев-Флавиев • Веспасиан начал сооружать в вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, Династия Юлиев-Флавиев • Веспасиан начал сооружать в вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, оконченный в 70 г н. э. Титом. • Кроме Колизея, из построек этого государя важнейшими были термы его имени и дворец, возведённый им для себя.

Лекция 3. Европа и Халифат Лекция 3. Европа и Халифат

 • Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом • Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. • К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов.

Третий период • В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в Третий период • В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта

Разрез Пантеона Разрез Пантеона

Конструкции римской архитектуры Конструкции римской архитектуры

Третий период • Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие Третий период • Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени. • Любимый архитектор императора — Аполлодор Дамасский — поместил в середине этого форума обширную базилику (basilica Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков. • Кроме входных ворот в тот же форум, были воздвигнуты на нем ещё другие, из дорогого пентелийского мрамора, но они были впоследствии разрушены и их материал употреблён на триумфальную арку императора Константина. • Не ограничиваясь Римом, Траян украсил роскошными сооружениями многие другие города, причём в большинстве случаев пользовался услугами того же Аполлодора; особенно много произведено построек для общественной пользы на родине императора, в Испании.

 • Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был • Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был горячий любитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя (Restitutor).

Третий период • Наиболее важные между ними — храм Венеры и Ромы, стоявший как Третий период • Наиболее важные между ними — храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея — самый большой из бывших в городе, огромный псевдопериптер с двумя целлами, прислонёнными одна к другой, и с обширным портиком, и мавзолей Адриана.

 • Мавзолей Адриана, начатый постройкой при нём самом и оконченный при его преемнике, • Мавзолей Адриана, начатый постройкой при нём самом и оконченный при его преемнике, — сооружение, называвшееся, вследствие своей громадности, «Moles Hadriani» и представлявшее два цилиндрических этажа, возвышавшихся на четырёхугольном основании и обставленных колоннами; оно было сложено из травертина, облицовано мрамором и увенчивалось куполом, на вершине которого стояла бронзовая колесница с фигурой едущего в ней императора или, быть может, кедровая шишка. Мавзолей Адриана ещё при Гонории был превращён в крепость, лишился потом своей мраморной отделки и верхнего этажа и, наконец, стал нынешним Замком св. Ангела. К постройкам Адриана принадлежат также великолепный мост, перекинутый через Тибр против мавзолея, и находившийся поблизости оттуда большой цирк, исчезнувший бесследно.

 • Сооружение собора Святого Петра в Риме на месте обветшавшей базилики IV века • Сооружение собора Святого Петра в Риме на месте обветшавшей базилики IV века было одним из самых смелых архитектурных проектов XVI века.

Drawing of the Castel Sant’Angelo in 1748, Rome Drawing of the Castel Sant’Angelo in 1748, Rome

Marcus Aurelius Marcus Aurelius

План римских терм План римских терм

Третий период • Неподалёку от Рима, в Тибуре (Тиволи), построена императором по собственным его Третий период • Неподалёку от Рима, в Тибуре (Тиволи), построена императором по собственным его планам роскошная вилла, в которой были воспроизведены в миниатюрном виде лучшие памятники греческого и египетского зодчества. Из сооружений Адриана в провинциях, особенно многочисленны были произведённые в Афинах, которым он, будучи поклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами довершен храм Олимпийского Зевса, начатый ещё при Писистрате, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимназий, портики, базилика, театр у подножия акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новый город, соединявшийся со старым воротами, сохранившимися до наших дней. Относительно архитектурного стиля эпохи Адриана, должно заметить, что он лишён оригинальности, ограничивается более или менее удачным сочетанием в себе разных элементов, выработанных в цветущую пору античного искусства, — стиль холодно-эклектический, так сказать, академический, но, при сильном стремлении своём к монументальности и пышности, все ещё отличающийся стройностью и изяществом.

Четвёртый период После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, Четвёртый период После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм.

Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг. ).

Четвёртый период • И в это время, каждый император старается оставить по себе память Четвёртый период • И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благороднокрасивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца.

Четвёртый период • При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Четвёртый период • При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Map Forum - Temple of Antoninus and Faustina Map Forum - Temple of Antoninus and Faustina

Tempel of Antoninus - Faustina FR-Rome Tempel of Antoninus - Faustina FR-Rome

 • Храм Антонина и Фаустины (итал. Tempio di Antonino e Faustina) — храм • Храм Антонина и Фаустины (итал. Tempio di Antonino e Faustina) — храм на Римском форуме, построенный в 141 н. э. по приказу императора Антонина Пия в честь его умершей жены Фаустины.

Thermae of Caracalla Panorama • Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи Thermae of Caracalla Panorama • Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, — последний прекрасный памятник римской архитектуры, способный выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

Arcus Constantini Arcus Constantini

Arcus Constantini • Триумфальная арка Константина— трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Arcus Constantini • Триумфальная арка Константина— трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Arcus Constantini Arcus Constantini

Thermes de Caracalla • Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление Thermes de Caracalla • Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи.

Thermes de Caracalla Thermes de Caracalla

Thermes de Caracalla Thermes de Caracalla

Thermes de Caracalla Thermes de Caracalla

Четвёртый период • Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в Четвёртый период • Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия и Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. • Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой употреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением стильности. • Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.

The ruins of the Basilica of Constantine, Rome The ruins of the Basilica of Constantine, Rome

The ruins of the Forum, Pompeii The ruins of the Forum, Pompeii

The ruins of the Casa di Marco Olconio, Pompeii The ruins of the Casa di Marco Olconio, Pompeii

Fortuna Street, Pompeii, Italy Fortuna Street, Pompeii, Italy

Inside the Museum of Pompeii in the 1870 s Inside the Museum of Pompeii in the 1870 s

Типы греческих храмов • • • 1 — храм в антах; 2 —в двойных Типы греческих храмов • • • 1 — храм в антах; 2 —в двойных антах; 3 — простиль; 4 — амфипростиль; 5 — периптер; 6 — псевдопериптер; 7 - диптер; 8 — псевдодиптер; 9 — периптер; 10, 11 — толосы

3. Мотивы античного декора 3. Мотивы античного декора

Раздел III Провинции Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у Раздел III Провинции Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря

Bosra Theater, Syria Bosra Theater, Syria

Трир (нем. Trier, лат. Augusta Treverorum) — «Северный Рим» , старейший город Германии. • Трир (нем. Trier, лат. Augusta Treverorum) — «Северный Рим» , старейший город Германии. • • Расположен на западе земли Рейнланд-Пфальц. Основан императором Августом более двух тысячелетий назад. Вскоре колония превратилась в важный торговый центр. Своего расцвета Трир достигает во II веке, постепенно превращаясь в благополучную императорскую резиденцию, называемую «Северный Рим» . Завоевание Трира франками около 480 года стало одним из свидетельств заката римской мировой империи. В период своего роста и развития Трир прославился многими христианскими святыми, к мощам которых до сих пор совершаются как католические, так и православные паломничества.

Porta Nigra • Легендарные Чёрные ворота (Porta Nigra), чьи некогда светлые камни потемнели от Porta Nigra • Легендарные Чёрные ворота (Porta Nigra), чьи некогда светлые камни потемнели от ветров и непогоды, высятся на оси север-юг как последнее из четырех укреплений защитного кольца города. Ширина ворот составляет 36 метров, высота — 30, а глубина — 21, 5. Это самые большие и лучше всего сохранившиеся ворота на всей территории Западной Римской империи. С внешней стороны фасад разделен полуколоннами, а внутренние стены украшены пилястрами. Porta Nigra в своё время служили таможней.

Римский акведук в Сеговии, Испания Римский акведук в Сеговии, Испания

Pont Du Gard. Франция Pont Du Gard. Франция

The Maison Carrée, Nîmes Франция The Maison Carrée, Nîmes Франция