Цветы в истории садов,язык цветов.pptx
- Количество слайдов: 34
истории Цветы в ык цветов садов, яз
Цветы в истории человечества Искусство украшать живыми цветами, листьями, ветками, плодами и другим декоративным материалом праздничные процессии, одежду, интерьеры имеет многовековую историю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас образцы прикладного и декоративного искусства, архитектуры, живописи, поэзии. Археологические находки, подтверждающие использование человеком цветов, относятся еще к бронзовому веку. Один из древнейших сосудов, который вполне мог использоваться для цветов, относится к середине бронзового века. Его массивная ножка завершается шестью горловинами изящной формы, в каждую из которых могли вставляться цветы. Формы использования растений были очень разнообразными. Первоначально, когда для украшения широко применяли различный природный материал (рога, перья, раковины, зубы животных), нередко использовали отдельные ветки, цветы, листья. Так, скифские и мидийские жрецы при жертвоприношениях держали в руках ветки тамарикса.
В Древнем Египте цветы широко применялись для украшения дворцов, храмов, при отправлении культовых обрядов. Ветвями различных растений украшали в древности и статуи богов. Вначале украшением служили только отдельные цветы. Перед изображением божества клали, например, цветы лотоса. Этот обычай и до сих пор сохранился в буддийских храмах. На больших празднествах женщины несли цветы в руках. Даже в вазах, украшавших жилища египтян, было не одно отверстие для букета, как теперь, а много маленьких дырочек, куда вставляли отдельные цветы. Впоследствии их стали объединять в венки, букеты, гирлянды из мальвы, шафрана, лепестков лотоса. Иногда растения прекрасно сохранялись, некоторые из них находили спустя тысячелетия.
Когда английский археолог X. Картер в 1929 г. обнаружил гробницу Тутанхамона, то ученого больше всего потрясли не многочисленные драгоценные украшения, а скромный венок из цветов, положенный юной вдовой на грудь мужа. Венок так хорошо сохранился, что можно было даже понять, какие цветы в нем были: василек, плоды мака, черный паслен и плоды мандрагоры – «яблоки любви» . На египетской росписи, относящейся к XXV в. до н. э. , изображен сосуд со вставленными в него лотосами. Обнаружена также древнеегипетская ваза для цветов, относящаяся к XXIV – XXIII вв. до н. э. , у которой, помимо основной горловины, было еще четыре, расположенные симметрично по ее тулову.
На территории древней Месопотамии обнаружен уникальный памятник архитектуры XXII в. до н. э. в г. Уре, построенный шумерскими мастерами. Он представлял собой огромное сооружение в виде трех уменьшающихся в размерах призм, расположенных одна на другой и увенчанных храмом, сверкающим синей глазурью и позолоченным куполом. На образовавшиеся террасы была насыпана земля, в которой выращивались деревья и цветы (первые искусственные сады, созданные за 1400 лет до знаменитых Вавилонских садов). В Древних Фивах при раскопках усыпальницы Рамзеса II, жившего в 1317 – 1251 гг. до н. э. , найдены гирлянды из листьев персей (авокадо), перемежавшихся с лепестками голубых нимфей (кувшинок) и розового лотоса. В одном из папирусов фараона Рамзеса III (1200 – 1168 гг. до н. э. ) упоминается, что на культовые цели он подарил 19 130 032 букета. Уже в то время с помощью цветов выражали различные чувства. А некоторые боги египтян даже имели облик растений: так, например, бога Нефертума изображали в виде лотоса. Цветы были широко распространены в Древней Греции и в Древнем Риме. Аристофан упоминает о садах, в которых розы и фиалки цвели зимой в открытом грунте, на солнечных лужайках.
Во многих странах цветы и деревья издавна служили своеобразными символами. Так, в Древней Греции статуи верховного бога Зевса украшали ветками дуба – символом силы; статуи бога морей Посейдона – ветками прибрежной сосны; Афродиты, богини красоты и любви – ветками мирты; Эрота, бога любви – розами; Ники, богини победы – пальмовой ветвью; Аполлона, бога Солнца – ветками лавра, символом почета и славы; Афины, богини мудрости, знаний, искусств и ремесла – оливковой ветвью, олицетворяющей мир. Эти символы играли большую роль в религиозных обрядах и праздниках. В Греции существовал обычай преподносить ветки маслины и лавра выдающимся полководцам, победителям спортивных соревнований, знаменитым поэтам, певцам, ораторам.
Древние греки любили венки. Они использовали их как украшения на свадьбах и празднествах, под Новый год, а также носили весной – в честь богини Флоры, считавшейся богиней пробуждения природы. Весьма распространенным в Древней Греции было, соответственно, и искусство плетения венков. Очень почитали художников, проявлявших особый вкус в выборе и расположении используемых для венков цветов, листьев, веток.
Не меньшим вниманием пользовались венки и в Древнем Риме. На фресках, найденных в городе Геркулануме, погибшем при извержении Везувия в 79 г. н. э. , среди других изображена голова Геркулеса с лавровым венком и голова нимфы Аркадии, украшенная венком из роз и листьев. Культовые обряды греков и римлян требовали различных цветочных композиций. Примером может служить изображение процесса оформления вазы с цветами (V в. до н. э. ). В те далекие времена особым почетом пользовалась роза. В Древней Греции ее считали символом любви, молчания и аккуратности. Сафо называла розу царицей цветов. Лепестками роз усыпали торжественный путь победителей, венками из роз украшали воинов, их колесницы, встречающих. В Древнем Риме она была еще и символом храбрости. Первоначально роза служила своеобразным орденом, которым награждали за геройство, а всех, кто самовольно украшал себя розой, наказывали тюремным заключением.
Позже, в период разложения рабовладельческого строя, культ розы принял чрезмерные, едва ли не уродливые формы. Во время пиров пол дворца устилали ее лепестками, прикрывая их сверху тонкой сеткой. Головы пирующих украшали венками из роз, стены и колонны дворцов – гирляндами, сверху лился искусственный дождь из лепестков роз, в фонтанах била розовая вода.
В IV в. н. э. , с распространением и утверждением христианства, розу объявили «символом римского блуда и мерзости» , нечестивой, греховной и повсеместно уничтожили. Лишь в XIII в. , когда граф Тибо VI, возвратившийся из крестового похода, привез махровую розу, она вновь начинает победное шествие по континенту. В итоге церкви не оставалось ничего другого, как признать ее «божественное происхождение» . В Пальмире в I – II вв. в отделке интерьера использовались лепные объемные цветы, капители, орнаментированные цветами. В декоре широко применялось изображение виноградной лозы с детально проработанными листьями и гроздьями ягод. В III – IV вв. экономический и культурный центр Римской империи переместился на Восток. На территории нынешней Сирии ведется интенсивное строительство.
Появляется «Вилла Константина» в Дафне, в которой создаются прекрасные мозаики, в том числе и «Сезоны» . На них изображены растительные композиции в вазах, из которых как бы вырастают женские фигуры, символизирующие времена года. Бордюр выполнен в виде пышной, свободно вьющейся ветви с листьями аканта. К VIII – IX вв. относятся серебряные кувшины из Средней Азии или Восточного Ирана. Для нас они интересны тем, что позволяют проследить зарождение цветочной композиции. На тулове кувшинов выбиты стилизованные цветочные композиции из четырех элементов, расположенных на разной высоте, стебли имеют красивые изгибы. Во времена средневековья цветы применяли главным образом для украшения церковных интерьеров, их выращивали в основном в монастырских садах с чисто прикладной целью.
Символика цветов приобрела религиозное значение. Наиболее распространенными цветами стали белая лилия – символ чистоты и непорочности, считавшаяся цветком девы Марии, и ирис – знак страдания и боли; красно-оранжевые лилии символизировали кровь Христа, аквилегия (водосбор) – святой дух. Букеты из этих цветов можно увидеть на картинах Симоне Мартини, Гуго ван дер Гуса, Ро-гира ван дер Вейдена и др. Женщины на сельских праздниках прикрепляли к корсажу небольшие букетики, главным образом из душистых трав – мяты, руты, укропа, лаванды, базилика, чабреца. В Индии, Индонезии, Бирме до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей. В Америке испанцев поражали прекрасные сады правителя ацтеков, роскошное цветочное убранство храмов. Особое место в истории культуры занимает древнейшее уникальное искусство аранжировки цветов в Японии – икебана. В Европе так же, как и на других континентах, существовали свои традиции использования цветов для украшения праздников.
Язык цветов стал снова популярен в наше время, однако, конечно, не находит такого широкого применения, как в прошлые времена, когда молодежь поголовно увлекалась им. Каждый умел составить и расшифровать послание которое нес тот или иной букет цветов. Как удобно было бы, если бы такой язык использовался и сейчас – ведь им несложно овладеть, он универсален и был бы понятен всем, даже если даритель и адресат говорят на разных языках. Он возник на Востоке и широко использовался как при преподношениях букетов, так и в лирических произведениях. В Европу язык цветов пришел в 18 веке и очень распространился в светском обществе – его использовали на балах, в играх и в письмах.
Цветочный язык, как и любой другой, с течением времени менялся и приспосабливался под условия, в которых его использовали – ведь в каждой местности свои любимые цветы. Иногда символика цветка менялась, не совпадала с его первоначальным восточным толкованием. Например, флокс имел два толкования – он мог обозначать покорность и согласие, но в то же время был символом пламенной страсти. В России популяризация языка цветов связана с именем поэта и переводчика Дмитрия Петровича Ознобишина, который издал переведенную им на русский персидскую книгу “Селам, или Язык цветов”. В этой книге было описано более 400 растений, каждому из которых соответствовало определенное слово или фраза. Книга была довольно популярной, разумеется, в первую очередь у молодежи.
Некоторые толкования с языка цветов Альстромерия: “Ты так мила!” Астра: “Думаю только о тебе!” Белая астра обозначает грусть от невозможности видеть любимого На языке цветов альстромерия делает человека рядом, сообщает о том, что нежный комплимент тому, кому дарят даритель постоянно находится в цветок, говоря: “Ты так мил!” или “Ты мыслях о том, кому он преподнес прелестна!”. букет астр.
Василек: “Верь мне!” Василек на языке цветов означает изящество, простоту, верность и деликатность. Горицвет: “Ты прекрасна!” Горицвет (адонис) обозначает восторженное отношение к тому, кому дарят букет.
Садовая гвоздика: “Будь выше Гвоздика: “Восхищаюсь тобой!” этого!” Значение гвоздики может быть разным в зависимости от цвета. Белые гвоздики означают пожелание удачи, а также комплимент вашей позитивности. Красные – означают восхищение, глубокую привязанность. Садовая гвоздика на языке цветов символизирует уважение к сильному характеру того, кому дарят букет, признание его лидером, а также пожелание быть великодушным.
Гербера: “Мне так хорошо рядом с тобой!” Гербера означает флирт, улыбку, намекает на тайную духовную связь между дарителем и получателем букета. Гладиолус: “Мои намерения искренни!” Гладиолус символизирует искренность, надежность, следование принципам. Мужской цветок.
Жимолость: “Вечно твоя!” Жимолость означает привязанность, верную любовь, мечты о счастливом будущем. По другому толкованию на языке цветов жимолость может символизировать щедрость и великодушие. Ирис: “Я ценю твою дружбу!” Ирис обозначает защиту и поддержку, а также уважение и доверие.
Калла: “Твоя красота кружит мне голову!” Калла говорит об обожании и преклонении перед красотой того, кому предназначен цветок. Кактус: “Тебе не надоело одиночество? ” Кактус символизирует упорство или постоянство. Он может намекать на бесплодные попытки дарителя добиться взаимности.
Колокольчик: “Храню тебе верность!” Клевер: “Желаю счастья!” Колокольчик на языке цветов означает смирение и покорность. Клевер считается символом счастья, дарящий его желает счастья тому, кто получил букет, или намекает ему, что тот делает его счастливым.
Лаванда: “Все время помню о тебе, мечтая о встрече!” Лаванда – исполнение желаний, восхищение, покорность. Ландыш: “Я так давно люблю тебя, а ты не замечаешь!” Ландыш – красота, таинственность, тайная любовь.
Лилия: “Обрати на меня внимание!” Белая лилия: “Ты так невинна!” Лилия может нести разные послания на языке цветов. Оранжевые лилии символизируют кокетство, желтые – экстравагантность, тигровые – благосостояние. Белая лилия на языке цветов означает примерно то же, что и белая роза. Это символ величественной чистоты, непорочности.
Мальва: “Прости меня!” Мальва означает просьбу о снисхождении, надежду быть замеченным или прощенным. Незабудка: “Помни обо мне!” Что означает незабудка на языке цветов – понятно из ее названия. Символизирует верность, постоянство.
Нивяник: “Люби меня!” Ноготки: “Ты нужна мне!” Нивяник олицетворяет простодушие, с которым даритель просит не остаться равнодушным к его чувствам. Ноготки (календула) сообщают о тревоге, неуверенности, ревности.
Орхидея: “Твоя красота совершенна!” Орхидея – утонченность, мудрость, аристократизм. Пеларгония: “Всегда с тобой!” Пеларгония сулит поддержку, утешение или просьбу быть рядом.
Пион: “Я подарю тебе весь мир!” Пион – знак обещания счастливого брака и безоблачной жизни, в то же время стыдливость. Подсолнух: “Обожаю тебя!” Подсолнух похож на солнышко, он словно говорит: “Ты согреваешь мне сердце”. Символизирует радость, жизненную силу.
Подснежник: “Ты не такая, как все!” Подснежник – надежда, нежность, утешение. Ромашка: “Гадаю о твоих чувствах!” Ромашка – романтичность и в то же время недоверчивость.
Белая роза: “Ты просто ангел!” Белая роза на языке цветов – это символ чистоты и невинности. Выражает восхищение скромностью и добродетельностью того, кому дарят этот цветок. Красная роза: “Я люблю тебя!” Красные розы символизируют страсть, любовь, которая поглотила собой все мысли дарителя.
Желтая роза: “Ты – мое солнышко!” Желтая роза “говорит” о счастье, радости, позитивных эмоциях. Розовая роза: “Верь мне!” Розовая роза – учтивость, любезность, символизирует также восхищение юностью.
Тюльпан: “Не знаю, как рассказать о любви!” В языке цветов тюльпаны символизирую признание в своих чувствах, искреннюю любовь. Желтые тюльпаны: “Твоя улыбка – как луч света!” Вопреки известной песне желтые тюльпаны означают вовсе не разлуку, а комплимент получателю букета.
Флокс: “Сгораю от любви!” На языке цветов флоксы обозначают пламя любви, сладкие мечты. Фиалка: “Давай будем счастливы вместе!” Фиалка – это тайная любовь, скромность, достоинство.
Фрезия: “Доверься мне!” Букет фрезий рассказывает о спокойствии, уверенности в завтрашнем дне, взаимном доверии. Хризантема: “Мне с тобой весело!” Хризантема – символ дружеских отношений, жизнерадостности, открытости и веселья.