Скачать презентацию Историческое развитие человечества поиски социальной макротеории Цивилизация Скачать презентацию Историческое развитие человечества поиски социальной макротеории Цивилизация

020_Историческое развитие человечества.pptx

  • Количество слайдов: 29

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Цивилизация Ø Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право. (Вольтер, Ш. Цивилизация Ø Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право. (Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро) Ø Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс)

Цивилизация Ø Общество, находящееся на определенном этапе развития. (О. Тоффлер, У. Ростоу) Ø Совокупность Цивилизация Ø Общество, находящееся на определенном этапе развития. (О. Тоффлер, У. Ростоу) Ø Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других. (А. Тойнби)

Классификации (типологии) цивилизаций Подходы: Линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т. д. ) Локальный Классификации (типологии) цивилизаций Подходы: Линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т. д. ) Локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п. ) В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: Запад и Восток

Типология цивилизаций по Н. Я. Данилевскому ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 -1885) - русский философ, Типология цивилизаций по Н. Я. Данилевскому ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 -1885) - русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурноисторических типов" (цивилизаций).

Типы цивилизаций по Н. Я. Данилевскому Первичные (египетская, китайская, иранская и др. ) Одноосновные Типы цивилизаций по Н. Я. Данилевскому Первичные (египетская, китайская, иранская и др. ) Одноосновные еврейская (религия), древнегреческая(культура), древнеримская (политика) Двухосновные европейская (политика и культура) Объединительные славянская

Освальд Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ, культуролог и историк. Основные труды: «Закат Освальд Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ, культуролог и историк. Основные труды: «Закат Европы» «Человек и техника» «Годы решений» «Умирая, культура становится цивилизацией»

По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография» По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография» . Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией. детство юность зрелость «Цивилизация – смерть культуры (по Шпенглеру), переход точки зрения на мир с «орлиной» на «лягушачью» » Ницше старость цивилизация

8 великих культур по Шпенглеру: • египетская • вавилонская • индийская • китайская • 8 великих культур по Шпенглеру: • египетская • вавилонская • индийская • китайская • арабская • западная • греко-римская • мексиканская

Арнольд Джозеф Тойнби 1889 — 1975 Британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории Арнольд Джозеф Тойнби 1889 — 1975 Британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории» . Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

 • А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, • А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

С. Хантингтон о локально цивилизационном подходе С. Хантингтон о локально цивилизационном подходе

Теория общественно-экономических формаций Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических Теория общественно-экономических формаций Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических формаций.

Теория общественно-экономических формаций Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Первобытная ступень Теория общественно-экономических формаций Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Первобытная ступень

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства Противоречие принимает форму Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны теории Просто и универсально объясняет процесс развития общества Слабые стороны теории Фатализм, Сильные стороны теории Просто и универсально объясняет процесс развития общества Слабые стороны теории Фатализм, безальтернативность, принижает роль человека

Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл, Олвин Тоффлер, Уолт Уитмен Ростоу Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл, Олвин Тоффлер, Уолт Уитмен Ростоу

Д. Белл Общество Постиндустриальное Индустриальное Доиндустриальное ØВыросла роль науки ØУслуги на первом месте ØВыросла Д. Белл Общество Постиндустриальное Индустриальное Доиндустриальное ØВыросла роль науки ØУслуги на первом месте ØВыросла роль государственного прогноза

Учение Олвина (Элвина) Тоффлера 1 2 3 • «Первая волна» – 10 тыс. лет Учение Олвина (Элвина) Тоффлера 1 2 3 • «Первая волна» – 10 тыс. лет назад. Племена кочевников преобразовались в оседлых крестьян. Результат – зарождение традиционного общества. • «Вторая волна» - 300 лет назад. Превращение общества аграрного в индустриальное. • «Третья волна» - наши дни. Мир вступил в индустриальное общество.

Теория У. Ростоу • Традиционное общество • Переходное общество • Стадия «сдвига» • Стадия Теория У. Ростоу • Традиционное общество • Переходное общество • Стадия «сдвига» • Стадия «зрелости» • Эра «высокого массового потребления»

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Достоинства Недостатки Цивилизационный 1. 2. Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Достоинства Недостатки Цивилизационный 1. 2. 3 4. 1. 2. 3.

Цивилизация Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Цивилизация Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством.

Локальные цивилизации Замкнутые цивилизации. Локальные цивилизации Замкнутые цивилизации.

Базис Определенная система общественных отношений. Базис Определенная система общественных отношений.

Цивилизация Качественное своеобразие взятых в единстве социально экономических и культурных характеристик общества на определенном Цивилизация Качественное своеобразие взятых в единстве социально экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Надстройка Комплекс политических, правовых, идеологических, эстетических и других отношений и форм общественного сознания. Надстройка Комплекс политических, правовых, идеологических, эстетических и других отношений и форм общественного сознания.

Общественно-экономическая формация Ступень развития общества со своим базисом и надстройкой. Общественно-экономическая формация Ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Достоинства Позволяет: • увидеть то Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Достоинства Позволяет: • увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; • представить историю человеческого общества как единый процесс; Цивилизационный Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников • установить определенные законы формационного подхода (ценности, исторического развития общества; национальные особенности, духовная жизнь, психология и др. ). • предложить определенную периодизацию всемирной истории Ставит в центр исследования и истории отдельных народов. человеческую деятельность и человека.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Недостатки Многие народы не проходили Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристика Подход Формационный Недостатки Многие народы не проходили в своем развитии через все или некоторые формации. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов. Цивилизационный Не дает точный взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.