Историческое развитие человечества.pptx
- Количество слайдов: 16
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Цивилизационный подход Ж. Ф. А. де Вольтер Д. Дидро Ш. Л. Монтескье
Цивилизационный подход А. Вебер О. Шпенглер А. Тойнби К. Ясперс
Понятие цивилизации Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Монтескье, Дидро) Этап исторического развития, следующего за дикостью и варварством (Морган, Маркс, Энгельс) Общество, находящееся на определенном этапе развития (Тоффлер) Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (Тойнби) Совокупность проявлений культуры (Ясперс) Заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращение народов в безликие массы (Шпенглер)
Понятие цивилизации Цивилизация – качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития
Развитие цивилизаций Основная роль субъективных факторов общественного развития (человек – творец истории). Концентрации на локальных особенностях цивилизации. Большая роль ценностных установок в развитии общества. Т. обр. Исторический процесс - смена ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.
Теории локальных цивилизаций По Н. Я. Данилевскому. Понятие культурноисторического типа. Цивилизация – наиболее творческий период развития культурноисторического типа.
Теории локальных цивилизаций Типы цивилизаций по Н. Данилевскому: Первичные – нет ведущего начала, определяющего их смысл; Односоставные – имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности; Двухосновные – покоящиеся на преобладающем развитии двух начал Объединительные – в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно экономические
Теории локальных цивилизаций По О. Шпенглеру: Разграничение понятия культуры и цивилизации Цивилизация – процесс умирания культуры Культуры: Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Арабо-византийская, Греко-римская, Западная, Культура инков.
Теории локальных цивилизаций По А. Тойнби: Цивилизации развиваются независимо друг от друга Гибель цивилизаций неизбежна. Типы цивилизаций: Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные) Вторичные (возникающие в ответ на вызов, изменяющий условия их первоначального существования) Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций)
Теории постиндустриального общества По О. Тоффлеру: Понятие информационного общества (общество «третьей волны» )
Понятие информационного общества Возникновение связанно с доминированием 4 сектора экономики: информацией и знанием; Несет с собой новый образ жизни и организации общества: Стандартизация заменяется многообразием; Децентрализация; Минимизация; Отказ от принципа синхронизации;
Теории постиндустриального общества По Д. Беллу: Выделяет 3 типа общества: Доиндустриальное; Индустриальное; Постиндустриальное общество отличает: Выросла роль науки; Услуги на первом месте; Возросшая роль государственного прогноза
Теории постиндустриального общества По У. Ростоу: Стадии роста Эра «высокого массового потребления» Стадия зрелости Стадия сдвига Переходное общество Традиционное общество
Теория общественно – экономических формаций Исторический процесс смены общественно – экономических формаций Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является революция
Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов Характеристик Формационный а подход Достоинства Недостатки Общее Различное Информационный подход