Скачать презентацию ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ Лекция Скачать презентацию ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ Лекция

5. Типология культур.pptx

  • Количество слайдов: 13

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ Лекция 6 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ Лекция 6

Типология культур (от греч. «typos» – отпечаток, форма, образец + «logos» – знание, учение): Типология культур (от греч. «typos» – отпечаток, форма, образец + «logos» – знание, учение): научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям

Принципы типологизации культур Формационный устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства Цивилизационный трактуется Принципы типологизации культур Формационный устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства Цивилизационный трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации Концептуальный дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззрения Культурноисторический акцентирует духовные доминанты исторических периодов и эпох

Принципы типологизации культур Религиозный позволяет классифицировать культуру в зависимости от преобладающего типа религиозного мировоззрения Принципы типологизации культур Религиозный позволяет классифицировать культуру в зависимости от преобладающего типа религиозного мировоззрения (политеизм и монотеизм) Этнонациональный определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик Демографический ориентируется на выявление особенностей и общностей возрастных и половых признаков, детерминирующих качество культурных ориентаций.

Подходы в изучении культур Диахронный исследовательский подход, главным требованием которого является изложение явлений, фактов, Подходы в изучении культур Диахронный исследовательский подход, главным требованием которого является изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности Синхронный исследовательский подход, главным требованием которого является изучение явлений культуры в рамках какой-либо одной эпохи

Исторические типы культуры по духовнокультурным чертам (исламская, христианская культура и пр. ) по природногеографическим Исторические типы культуры по духовнокультурным чертам (исламская, христианская культура и пр. ) по природногеографическим условиям их существования (азиатская, европейская и пр. ) по художественно -стилевым признакам (романская, готическая культура и пр. ) по стадиям исторического развития (первобытная культура, средневековая и пр. )

Этапы развития культуры Культура первобытного общества Культура становления производящей деятельности Культура раннегородских цивилизаций – Этапы развития культуры Культура первобытного общества Культура становления производящей деятельности Культура раннегородских цивилизаций – доиндустриальная Культура буржуазная или индустриальная Культура постиндустриальная - выживание пассивное - выживание в борьбе за «место под солнцем» - выживание через насилие духовное - выживание высоко автономной личности - выживание высоко духовной личности

Понятие стиля в культуре от лат. «stylos» – общность средств художественной выразительности, творческих приемов, Понятие стиля в культуре от лат. «stylos» – общность средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейного содержания; система признаков, по которым такая общность может быть опознана (архитектура, живопись и пр. ); периоды истории искусств (готический); устойчивые особенности архитектуры и изобразительного искусства какого-либо народа (китайский, древнеегипетский).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, СТИЛИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ исторические эпохи стили в культуре идея стиля ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, СТИЛИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ исторические эпохи стили в культуре идея стиля Выживание через 1. Палеолитический воспроизводство рода – (~ 2, 6 млн. - 12 тыс. лет до н. э. ) проекция вожделения 1. Культура первобытности (присваивающая и 2. Неолитический элементарная (~ 12 - 7 тыс. лет до н. э. ) производящая) 3. Мезолитический (~ 7 - 4 тыс. лет до н. э. ) Фигурки животных, женские гипертрофированные фигурки Выживание через борьбу со страхами: враждебный мир природы, охота Наскальные рисунки охоты, битвы, смерти; изображения животных, первые тотемы Мистика, шаманы и духи Изображение духов, землипрародительницы, календарь – тотемы: полуживотные – полулюди, календари (земледельческий и астрологический) 1. Доперуанский 2. Культура древних 2. Ассирийский и шумерский цивилизаций (сельскохозяйстве 3. Древнеегипетский нная, 4. Древнеиндийский производящая) 5. Древнекитайский признаки стиля, объекты МИФ Идея бога (богов), его жертв и приемников на земле, доминанта силы, власть героев – герои, вожди, завоеватели, сцены войны или охоты; – символы смерти и жизни – символы круговорота жизни – символы мудрости жизни – символика мудрости жизни

исторические эпохи стили в культуре 1. Крито-микенский (ІІІ – ІІ тыс. до н. э. исторические эпохи стили в культуре 1. Крито-микенский (ІІІ – ІІ тыс. до н. э. ) 2. Геометрический (ХІ – VIII века до н. э. ) 3. Архаический (VII – VI века до н. э. ) 3. Античная культура 4. Классики (V – IV века до н. э. 5. Эллинизма (ІІІ – І века до н. э. ) 6. Древнеримский (середина I в. до н. э. – середина V в. н. э. ) идея стиля признаки стиля, объекты – примитивная скульптура, доминирование ярких, жизнерадостных цветов – статика, сверх сила –статичные, но очеловеченные фигуры, выполненные по строгим канонам ИДЕЛЬНЫЙ МИФ (религиозный материализм) – золотое сечение, Идеализация, обожествление пластическая гармония человека (динамика, оживление) и очеловечивание богов – симметрия, мера, уравновешивание свободная колонна, колоннада – индивидуализация (скульптурный портрет), арки и аркады, форумы, цирки, фальш -колонна

исторические эпохи стили в культуре 1. Византийский (~ IV – XIV вв. ) 4. исторические эпохи стили в культуре 1. Византийский (~ IV – XIV вв. ) 4. Культура раннего и позднего средневековья 2. Романский (~XI – XIII вв. ) 3. Готический (~ XII – XVI вв. ) идея стиля канон изображений, яркость мозаик, аскетичность, аркада на колоннах РЕЛИГИЯ Безграничное и грозное могущество Бога Массивные сооружения, окна. Христос во славе, «страшный бойницы, башни и базилики, суд» стенные росписи и монументальные рельефы Материнство, нравственное Устремленность конструкций страдание, мученичество, вверх, витражи, подвижность стремление к свету скульптурных фигур, 1. Кватроченто (~ ХV в. ) 2. Ренессанс 5. Культура эпохи (~ ХIV – ХVII вв. ) Возрождения 3. Раннее барокко (на рубеже ХVII в. ) признаки стиля, объекты Гуманистический реализм и очеловечивание искусства Возврат к античной классике, реалистичность изображений, но подкладные фоны и Изучение человека, Vitruvian Man Да Винчи, светотени и объемность, разумность и рационализм Популистская концепция церковного искусства, общее чувство благоговения надуманная красота, «украшательство»

исторические эпохи стили в культуре 1. Барокко (ХVII в. ) 2. Рококо (1 -я исторические эпохи стили в культуре 1. Барокко (ХVII в. ) 2. Рококо (1 -я половина ХVIII в. ) 6. Культура Нового времени 3. Классицизм (эпоха (XVII-XIX вв. ) Просвещения) идея стиля Множество деталей, кризис гуманизма, ощущение нереалистичные лица и дисгармоничности жизни предметы, причудливость исполнения эротические, эротикогедонистические настроения, мифологические и пасторальные сюжеты, резные и лепные узоры, тяготение к бегству от завитки, действительности в мир рельефы и панно; изысканность, театрализованной игры галантная игривость, камерность, беззаботность. обращение к античному искусству идея гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, 4. Ампир (три первых десятилетия XIX в. ) признаки стиля, объекты Парадность и пышность, величественная мощь и воинская сила строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность, каноны, отвлеченность от конкретных образов, изысканная простота, гражданский пафос монументальность, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре, древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы

исторические эпохи стили в культуре 1. Реализм (вторая половина XIX в. — начало XX исторические эпохи стили в культуре 1. Реализм (вторая половина XIX в. — начало XX в. ) 2. Романтизм (конец XVIII в. — первая половина XIX в. ) 7. Европейская культура XIX — XX веков 3. Модерн (последняя декада XIX — начало XX в. ) идея стиля признаки стиля, объекты объективное, правдивое и Свет и цвет, возврат к корням натуралистическое стиля – этнический стиль и изображение действительности американский практицизм мятежность и контрасты: Авторское начало, мистицизм, божественное и дьявольское, вселенские катастрофы; реальное и идеальное, темное и архитектура «грез» : сказочные светлое, динамичное и замки, парковые ансамбли. статичное Асимметрия фасадов зданий, различное формообразование, подчёркнуто индивидуализированный образный строй; идеи символизма и эстетизма, формирующий композицию «философии жизни» орнамент, сочетание Ф. Ницше. декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана