Бажуков-Презентация-2.pptx
- Количество слайдов: 66
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ ЛЕКЦИЯ № 2
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Начальный этап в развитии учения о конфликтах 2. Современный этап развития конфликтологии. .
ЛИТЕРАТУРА: Основная: Анцупов А. Я. , Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. – М. : Издательство «ЭКСМО» , 2013. Козырев Г. И. Конфликтология: Учебник. М. : ИНФРА-М, 2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. А. Назаровой. — М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2008. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учеб. пособие. — М. : Гардарики, 2010. Соколов С. В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Соловьев А. В. Конфликты на государственной службе: типология и управление: учебнопрактическое пособие. – М. : Альфа-Пресс, 2008.
ПЛАН СЕМИНАРА ПО ТЕМЕ № 2 Темы докладов: 1) К. Маркс о социальных конфликтах. 2) Г. Зиммель о социальных конфликтах. 3) Учение Л. Козера о функциях социальных конфликтов. 4)Особенности учения К. Боулдинга о конфликтах. Вопросы для обсуждения: 1)Социальная конфликтология как наука. 2)Социал-дарвинизм о причинах конфликтов. 3)Современная конфликтология в России.
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ УЧЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ Первый вопрос
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта принадлежат древнегреческим философам. Одним из них был Гераклит Эфесский (ок. 540 -480 до н. э. ). Гераклит считается родоначальником диалектики. Автор афоризмов: Все течет, все изменяется. Нельзя войти дважды в одну и ту же воду. Все состоит из огня. И др. Гераклит пытался осмыслить роль некоторых видов конфликтов. Он применял такие понятия, как вражда, распря, война. .
Гераклит отмечал: Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δίκη), и что все возникает через вражду и взаимообразно. (80 DK) Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными. (53 DK) ГЕРАКЛИТ (548 -480 ГГ. ДО Н. Э. )
СРЕДНИЕ ВЕКА В Средние века в общественной мысли Европы господствовала христианская философия. Проблема конфликтов ставилась и решалась в контексте рассмотрения вопросов государства и церкви, добра и зла, войны и мира и др. В первые века христианства в обществе распространялись заветы Евангелия о мире, согласии и братстве между людьми. В последующем позиция христианства по этим вопросам изменялась. Одним из видных религиозных идеологов и философов был Августин Аврелий (Блаженный).
Августин размышлял о Боге, о сотворении мира, о двух царствах – царстве земном и царстве Божьем, о государстве, о природе добра и зла, о войнах, о борьбе с ересями, признавал справедливые войны в защиту от нападения врагов. Августин отмечал противоречия между светским государством (царством греха и зла) и царством Божьим, между государством и церковью, между церковью и еретиками, между добром и злом, между государствами (войны), противоречия, вызванные неравенством (призывал жить в мире). Августин объяснял эти противоречия и существование зла в мире через понятия первородного греха, как Божъе наказание и т. п. Главные труды Августина: «О граде Божьем» , «Исповедь» . Значение. АВГУСТИН (354 -430)
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ В Древней Руси существовала точка зрения, близкая к идеям Августина. Монгольское нашествие рассматривалось как Божье наказание. РПЦ поддерживала борьбу русского народа против монгольского нашествия. Русские князья, боровшиеся против нашествия, причислялись к лику святых. РПЦ осуждала конфликты между русскими князьями. Современная РПЦ выступает за мир и согласив в обществе, поддерживает армию.
В Повести временных лет отмечались многие противоречия, существовавшие в Древней Руси, и указывалось отношение к ним. Междоусобица, вражда между русскими князьями, которая осуждалась. Многочисленные войны, которые вели русские князья против восточных и западных соседей. Борьба между христианством и язычеством. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Сложные и противоречивые оценки социальных конфликтов дала эпоха Возрождения (14 -16 века) - период интенсивного культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековья к Новому времени. С резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные гуманисты, как Т. Мор, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бэкон.
Эразм Роттердамский ниделандский мыслитель, ученый, философ, гуманист. Его слава в Европе была огромна. С ним старались познакомиться не только ученые, но и монархи. Он бывал в Англии, в Германии, в Италии, Блестяще знал латинский и греческий языки, изучал древнюю литературу. Преподавал в Кембридже. Выступал против всякого насилия в обучении. Большой известностью пользовалась его работа «Похвала глупости» ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469 -1536)
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (2) Эразм Роттердамский (1469 -1536) отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» , он указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается, подобно снежному кому, вовлекая в себя все новые слои населения страны. Эразм Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в том случае, если они стоят на сходных духовных позициях. «Наибольшим абсурдом, - отмечал он, - является то, что Христос присутствует в обоих враждебных лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу» .
Никколо Макиавелли – итальянский теоретик и государственный деятель. Автор трудов: «Государь» , «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и др. Размышлял о завоевании и удержании власти, о переворотах и смутах, о вражде между плебсом и сенатом в Риме, о роли силы в политике, о роли военной науки, о личных качествах государя. Считается циничным политиком, основателем идеи: цель оправдывает средства, что в политике следует опираться на силу, а не на мораль. МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469 -1527).
МАКИАВЕЛЛИ. Он выступал за сильное государство, считал, что для его укрепления могут быть использованы различные средства. Макиавелли считал конфликт универсальным и не прерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению.
Ф. Бэкон – английский философ, историк , политический деятель, основатель эмпиризма в науке, подчеркивал важность индуктивного метода. Источники ошибок в познании: Идолы рода – несовершенство ума человека, который способен искажать вещи: идолы пещеры - индивидуальные ошибки восприятия; идолы площади – люди пользуются словами, которые устанавливаются сообразно разумению толпы. идолы театра - это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности ФРЭНСИС БЭКОН (1561 -1626)
ФРЭНСИС БЭКОН Ф. Бэкон подверг анализу причины конфликтов внутри страны, исследовал материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления. Бэкон указывал на решающую роль материальных причин в возникновении социальных беспорядков. Одной из них он считал бедственное материальное положение народа. «Сколько в государстве разоренных, - замечал он, - столько готовых мятежников. А если к разорению и оскудению знати прибавляется обнищание простого народа, опасность становится велика и неминуема, ибо мятежи, вызываемые брюхом, есть наихудшие» .
ФРЭНСИС БЭКОН (ДОП. ) Бэкон обращал внимание на конкретные пути и средства предупреждения конфликтов. : 1)материальный аспект – устранение материальных причин конфликтов; 2)роль вождей у бунтовщиков– надо заботиться о том, чтобы у бунтовщиков не оказалось лидера; 3)роль надежных военачальников в государстве – надо заботиться о том, чтобы в государстве были надежные военачальники, способные успешно бороться с бунтовщиками.
ВЫВОДЫ ПО СРЕДНИМ ВЕКАМ И ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ В целом в Средние века и в эпоху Возрождения предпринимались плодотворные попытки осмыслить сущность войны как конфликта, бессмысленность и пагубность ее роли в развитии человечества, факторы устранения войны из жизни общества и установления вечного мира. Однако конфликты в экономической, социальной, духовной сферах общества оставались, как правило, вне внимания исследовате лей.
УЧЕНИЯ О КОНФЛИКТ Е В XVIII В. В XVIII в. с открытой критикой вооруженных конфликтов, с осуждением завоеваний и насилия выступали французские просветители Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Вольтер. Вооруженные конфликты они рассматривали как пережиток «варварской эпохи» и полагали, что лишь ликвидация существующих феодальных устоев приведет к «вечному миру» . В работах этого периода много внимания уделялось поиску рациональных форм организации общественной жизни, которые устранили бы причины социальных конфликтов, коренящихся в отживших формах государственного устройства.
Жан-Жак Руссо – фра нцузский просветитель. Известны его труды о воспитании, философии, музыке, политике. Автор идей о «естественном состоянии» , о цивилизации, которая привела к конфликтам, об общественном договоре. ЖАН-ЖАК РУССО (1712 -1778)
ЖАН-ЖАК РУССО Жан Жака Руссо выделял во всемирно-историческом процессе несколько составных моментов: вначале существовало «естественное состояние» , когда люди свободны и равны, солидарны и бесконфликтны; затем развитие цивилизации привело к утрате людьми состояния равенства, свободы и счастья, в результате чего между ними стали возникать конфликты; и, наконец, заключив «общественный договор» , люди вновь обретут былую гармонию общественных отношений, «вечный мир» , согласие и единство.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНФЛИКТЕ В XIX В. В XIX в. наметился иной подход к оценке войн и социальных конфликтов. Прежде всего, Г. Гегель вполне определенно высказался о позитивной роли войн в развитии общества, а К. Маркс – о классовой борьбе как движущей силе развития антагонистических формаций.
В работе английского экономиста, священника Томаса Мальтуса (1766 -1834) «Опыт о законе народ УЧЕНИЕ ТОМАСА МАЛЬТУСА (1766 -1834) В работе английского экономиста, священника Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (1789) было предложено новое объяснение известного факта усиливающейся в стране безработицы. Объясняя бедствия народа «вечными» биологическими свойствами природы, Т. Мальтус сформулировал некий «естественный закон» , согласно которому численность населения растет в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической. Тем самым причины бедственного положения трудящихся он обнаруживал не в социальных отношениях, а в «легкомысленной привычке» населения «неразумно» размножаться. С точки зрения этой теории конфликты являются постоянным фактором общественного развития.
ТОМАС МАЛЬТУСА(1766 -1834)
УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА (1809 -1882) Проблема борьбы за существование занимала центральное место в учении английского биолога Ч. Дарвина. Главная идея его теории биологической эволюции может быть сформулирована так: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Идея борьбы за существование оказалась привлекательной. Впоследствии возникла теория так называемого социального дарвинизма в качестве научного направления, сторонники которого пытались объяснить эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора и борьбы за существование.
Ч. ДАРВИН
УЧЕНИЕ Г. СПЕНСЕРА (1820 -1903), Идею борьбы за существование в понимании общественной жизни использовал Г. Спенсер считал принцип выживания наиболее приспособленных индивидов основным законом общества. В соответствии с этой концепцией состояние противоборства универсально, поскольку обеспечивает равновесие не только внутри общества, но также между обществом и природой. Закон конфликта, таким образом, выступает у него всеобщим и основополагающим законом.
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
УЧЕНИЕ У. САМНЕРА (1840 -1910) Известным социальным дарвинистом в США был У. Самнер. Его идеи: борьба за существование является несомненным фактором прогресса, в этой борьбе гибнут наиболее слабые, худшие представители рода человеческого. А победители (промышленники, деловые люди, банкиры ) являются подлинными творцами всеобщих ценностей и наилучшими людьми. Они - закономерный продукт естественной селекции, и нет оснований противостоять ей в угоду «какому-то равенству» . У. Самнер был категорически против всякого вмешательства государства в общественную жизнь и осуждал социалистические идеи, считая, что социализм - это «вызов фактам» . Общественные процессы не могут и не должны контролироваться людьми,
ВЗГЛЯДЫ Л. ГУМПЛОВИЧА (1838 -1909). Польско-австрийский представитель социального дарвинизма Л. Гумплович выдвинул некоторые новые идеи. Он соглашался в том, что всемирная история - это постоянная борьба рас за существование. Но истоки этой борьбы он видел не только в биологическом факторе, а и в особенностях культуры. Источники конфликтов следует искать не только в природе человека, но и в социальных феноменах различных обществ. Отсюда и сам конфликт может приобретать различную окраску – от жестокой резни до парламентских дебатов. Он отмечал позитивную роль конфликтов, считая, что они способствуют объединению социальных групп.
ЛЮДВИГ ГУМПЛОВИЧ
РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ КОНФЛИКТОВ На рубеже Х 1 Х-ХХ вв. главенствующую роль в разработке проблематики конфликта заняла социология. Свои теоретические построения она создавала на основе обобщения фактических данных, полученных с помощью строго научных методов. Такие методы научного исследования, как статистические выборки, анкетные опросы, сравнительно-исторические обобщения, создание теоретических моделей изучаемых процессов, стали необходимым средством познания общественных явлений, в том числе и конфликтных.
УЧЕНИЕ Г. ЗИММЕЛЯ (1858 -1918) Немецкий социолог Г. Зиммель первым ввел в научный оборот термин «социология конфликта» . Именно так называется одна из его работ, изданная в начале ХХ столетия. Г. Зиммель подчеркивал, что конфликты требуют социологического изучения. Он считал что конфликт является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт способствует социальной интеграции, он определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.
ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ
МАРКСИЗМ О КОНФЛИКТАХ Идея о положительной роли противоречий и конфликтов в истории присуща и марксизму. Но ее теоретическое обоснование здесь принципиально отличается по своему содержанию и классовому характеру. Конфликты между классами и другими общностями по поводу владения средствами производства, распределения материальных благ, т. е. в конечном итоге по поводу властвования, К. Маркс и Ф. Энгельс считали всеобъемлющими. Во имя власти и приумножения богатства использовались и используются всевозможные формы насилия, включая военное.
КАРЛ МАРКС И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ Исследование конфликтов оформляется в самостоятельную отрасль научных исследований – социальную конфликтологию. Во-первых, конфликт рассматривается как нормальное социальное явление. Природе самого человека и общества присущи биологические, психологические, социальные и другие факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликты. Во-вторых, отмечаются положительные функции конфликта. Они обеспечивают общее прогрессивное движение общественной жизни, способствуют сохранению единства социальных образований, утверждению общезначимых норм и социальных ценностей.
В-третьих, осознается связь и зависимость между конфликтным состоянием общества и типом социальной структуры, порождающим данное состояние. В-четвертых, отстаивается тезис, что противоречие между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, вызывающим всевозможные трения, коллизии, конфликты.
В-пятых, осознается связь и зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторон жизни общества и конфликтными ситуациями, возникшими в результате этих изменений, . В-шестых, в процессе общественного развития определяется состояние динамического равновесия, когда несовпадающие интересы различных социальных групп взаимно уравновешиваются с помощью возникающих и разрешаемых конфликтов.
АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ С ПОЗИЦИИ ФУНКЦИОНАЛИЗМА Ведущий представитель этого направления Т. Парсонс (1902 -1979) - американский социолог-теоретик, осуществлял исследование конфликтных явлений с позиций интеграционного процесса с целью достижения общественного согласия. С этих позиций конфликт трактуется им как социальная аномалия, своего рода болезнь, которую необходимо преодолевать. Т. Парсонс формулирует ряд «функциональных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентаций, избежать социальных конфликтов и потрясений: .
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Т. ПАРСОНСА 1) удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества; 2) эффективная деятельность органов «социального контроля» , воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; 3) совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.
2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
ПОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В 50 -60 -е годы ХХ века появились современные концепции социального конфликта. Наибольшую известность среди них получили концепции Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга.
Л. КОЗЕР (1913 -2003)
ЛЬЮИС АЛЬФРЕД КОЗЕР Родился в 1913 году в Берлине. Отец, еврей по национальности был банкиром. Ему было 20 лет, когда к власти в Германии пришел Гитлер. (1933 г. ). Он уехал в Париж, где учился в Сорбонне, а затем в 1941 г. переехал в США, где учился в Колумбийском университете, а затем работал в разных университетах и занимался научной работой. В 1954 закончил свою докторскую диссертацию и защитил её в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера «Функции социального конфликта» . Через десять лет вышла его вторая книга по этой тематике — Дальнейшие исследования социального конфликта (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии — Георг Зиммель (1965), Мастера социологической мысли (1971) и Ученые беженцы в Америке (1984).
УЧЕНИЕ Л. КОЗЕРА Л. Козер в своей книге «Функции социального конфликта» (1956) утверждал: что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Свою «концепцию позитивно-функционального конфликта» Л. Козер строил в противовес или скорее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма. Если структурный функционализм видел в социальных конфликтах некоторую социальную аномалию или признак «расстройства» общества, то Козер стремился обосновать позитивную роль конфликта в обеспечении общественного порядка и устойчивости определенной социальной системы.
УЧЕНИЕ Л. КОЗЕРА Стабильность всего общества, по мнению Л. Козера, зависит от количества существующих в нем конфликтных отношений и типа связей между ними. Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем более сложным является его деление на группы, тем труднее разделить членов общества на два лагеря. Значит, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.
РАЛЬФ ДАРЕНДОРФ (1929 -2009)
РАЛЬФ ГУСТАВ ДАРЕНДОРФ Ральф Густав Дарендорф —германский социолог, философ, политолог и общественный деятель. Экс-председатель Немецкого Социологического Общества, член немецкого бундестага, директор Лондонской школы экономики и политических наук. член британской палаты лордов. Учёба и карьера в университете. Дарендорф изучал философию и классическую филологию в Гамбургском университете. В 1952 году защитил диссертацию по философии "Идея справедливости в мышлении Карла Маркса".
КОНЦЕПЦИЯ Р. ДАРЕНДОРФА Р. Дарендорф создавал концепцию «конфликтной модели общества» . Он считал конфликт перманентным состоянием социального организма. «Не наличие, а отсутствие конфликта, - утверждал Дарендорф, является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта» .
КОНЦЕПЦИЯ Р. ДАРЕНДОРФА Для него в каждом обществе всегда присутствует дезинтеграция и конфликт. «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами» .
КОНЦЕПЦИЯ ДАРЕНДОРФА 1)Конфликт является естественным результатом любой системы управления. 2)Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.
КОНЦЕПЦИЯ ДАРЕНДОРФА 3)Конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. 4)Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
КЕННЕТ ЭВАРТ БОУЛДИНГ (1910 -1993)
КЕННЕТ ЭВАРТ БОУЛДИНГ (1910 -1993) Кеннет Эварт Боулдинг — американский экономист, социолог и поэт английского происхождения. Учился в Оксфорде, работал в Эдинбургском университете. Американское гражданство получил в 1968 г. В США работал в нескольких университетах, занимал видные посты в науке.
КОНЦЕПЦИЯ БОУЛДИНГА K. Боулдинг - автор «Общей теории конфликта» , стремился к созданию целостной научной теории конфликта. В ее рамках он попытался описать все проявления живой и неживой природы, индивидуальной и общественной жизни. При этом термин «конфликт» он распространяет на всю совокупность физических, биологических и социальных явлений. Указывая на «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной природы против других форм» , Боулдинг считает, что даже неживая природа изобилует острыми конфликтами.
КОНЦЕПЦИЯ БОУЛДИНГА Общественная жизнь тем более неотделима от конфликта, ибо в самой природе человека лежит постоянное стремление к вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. К. Боулдинг определяет конфликт как ситуацию, «в которой стороны доводят до сведения несогласуемость своих потенциальных позиций или состояний и стремятся занять позицию, которая исключает устремления другого» . Это вид социального взаимодействия, когда стороны осознают как сам факт противостояния, так и своё отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но, в отличие от Р. Дарендорфа, К. Боулдинг считает, что конфликты можно и нужно преодолевать или, по крайней мере, существенно ограничивать.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА В современных западных исследованиях конфликта проявляются два основных направления. Первое связано с деятельностью институтов, изучающих сами конфликты, и широко распространено в Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания); второе - с деятельностью институтов исследований мира, получивших широкое распространение в США. Цели этих институтов аналогичны, но достигаются они на основе различных методологических подходов. В одних исследованиях первенствуют соображения о путях достижения победы. В других придается первостепенное значение проблемам мира и согласия.
РОССИЙСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ Что касается нашей страны, то здесь долгое время действовал негласный запрет на анализ этой проблематики. В обществоведческой науке СССР безраздельно господствовала «теория бесконфликтности» , которая если и признавала наличие социальной напряженности и конфликтов в социалистическом обществе, то только в форме борьбы с классово чуждым, хорошего с лучшим, или, в крайнем случае, старого и нового.
РОССИЙСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ Конфликт рассматривался исключительно в контексте классовой борьбы, лишь в историческом масштабе; конфликты на более низких уровнях не могли иметь самостоятельного значения. Считалось, что в советском обществе достигнуто единство и даже сами противоречия играют в нем все более относительную роль. К чему эти теоретические взгляды привели на практике, читателю хорошо известно. Лишь с конца 80 -х годов в нашей стране начинается интенсивная разработка многообразных аспектов проблемы социального конфликта, причем количество публикаций нарастает год от года. Свою лепту в анализ природы конфликта вносят философы, психологи, социологи, политологи, под эгидой РАН создается Центр конфликтологии, начинает выходить журнал «Социальный конфликт» .
РОССИЙСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ В Российской государственной библиотеке имеется более 900 книг по проблемам конфликтов и управлению конфликтами, а также 168 диссертаций. Фаттоев, Саймурод Самадович Социально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации общества (на материалах Республики Таджикистан) : диссертация. . . доктора философских наук : 09. 00. 11 / ; [Место защиты: Институт философии] Душанбе, 2012 Большаков, Андрей Георгиевич : Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах европейской периферии : диссертация. . . доктора политических наук : 23. 00. 02 /: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина] Казань , 2009 - 440 с. и Абдусамадов, Абдусабур Абдувоситович : Социальные конфликты в условиях трансформации общественной жизни Таджикистана : : диссертация. . . кандидата философских наук : 09. 00. 11 / Абдусамадов Абдусабур Абдувоситович; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А. М. Богоутдинова АН Республики Таджикистан] Душанбе , 2007 - 144 с. -
ВЫВОДЫ 1. Конфликтологическая мысль имеет столь же древнюю историю, сколь и научное знание в целом. На протяжении многих веков конфликтология развивалась в лоне таких наук, как философия, политология, социология, психология, военная наука, и лишь к середине ХХ столетия оформляется в относительно самостоятельную междисциплинарную область знания.
ВЫВОДЫ 2. Наибольший вклад в развитие конфликтологии внесла западная общественная мысль, накопившая многовековые традиции изучения социальных и внутриличностных конфликтов. 3. В настоящее время конфликтология представляет собой комплексную, многоуровневую область знания, тесно взаимодействующую с другими социальными и гуманитарными науками.