Березиков-2013-Историческая-этнография.pptx
- Количество слайдов: 13
Историческая антропология: рождение термина
Историческая антропология / Историческая этнография / Этноистория
Американская антропологическая школа (Ф. Боас) Американская историческая антропология American historical anthropology Лингвистика История Поле и Архивы
Клод Леви-Стросс 1949 г. – статья «История и этнология» (предисловие к «Структурной антропологии» (1958 г. )).
Э. Эванса-Притчард 1961 г. – конференция «Антропология и история»
Volkskunde vs Volkerkunde «Антропологизация» европейской истории «Историоризация» этнологии и антропологии народов «без истории»
«С одной стороны, настал конец структурированному и самоочевидному пониманию истории, с другой стороны, антропологи все более сознавали, что так называемые первобытные культуры сами являются продуктом истории. Оба кризиса сопряжены с концом мировой колониальной системы и крушением связанного с этим однолинейного понимания истории» . Карло Гинзбург, 1975 г.
Жак Ле Гофф и Anthropologie historique «Экономическая или социальная история, в той форме, в какой практиковала их школа “Анналов” на первом этапе своего существования, уже не может считаться передовым фронтом новой исторической науки; и антропология — которая не так много значила при начале школы “Анналов”, в отличие от экономики, социологии и географии — сделалась наиболее желанным собеседником» . Ле Гофф, 1978 г.
Изменение названия семинара Ле Гоффа в Высшей школе социальных наук: 1965 г. - «История и социология средневекового Запада» . 1973 -1974 гг. - «Культурная антропология средневекового Запада» . 1975 -1992 г. - «Историческая антропология средневекового Запада» .
«Всюду, где мы встречаемся с терминами социальной или культурной антропологии, они оказываются связанными со вторым и последним этапом синтеза, основывающегося на выводах, полученных в этнографии и этнологии. В англосаксонских странах антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывая этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпох эволюции человека, скажем от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным или отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ — большого современного города до самого маленького меланезийского племени» . К. Леви-Стросс «Структурная антропология» , 1958 г.
• «Я следую за теми учеными и исследователями, для которых термин этнология слишком тесно связан с европейским колониальным опытом и колониальной эпохой, и поэтому предпочел бы термин антропология, приложимый ко всем людям и ко всем культурам. Следовательно, я буду намеренно говорить об anthropologie historique, а не об этнической истории. Хотя не могу не заметить, что некоторых историков прельстило бы название этнология, в котором слишком слышна идея отличия «исследователя от исследуемых им» . В то же время, этнологи сейчас уже сориентированы на единую концепцию всех человеческих обществ, и вообще на то понимание человека, которое историческая наука и прошлого, и настоящего не принимает к рассмотрению. Таково схождение позиций, одновременно захватывающее и тревожащее. Ле Гофф, 1977 г.
Историческая антропология: Историки и этнографы Социальная история Историко-этнографическое направление - Объект исследования - конкретные люди; - Предмет исследования - культура - Инструмент изучения - интерпретация , многослойное описание ("thick description" К. Гирца) История социальных отношений превалирует над «культурой» История формирования группы, ее границ и культурных маркеров (пища, жилища, утварь, самосознание и т. д. ). Группа в системе связей, социальных отношений Группа как на некая целостность Взгляд изнутри - с точки зрения самоопределения