«ИСТОКИ»
« Из истории Островского льнозавода» Льнозавод являлся центром льняной продукции на Псковской области. Располагался он по улице 25 Октября, д. 59. Островские купцы с 1767 года вели торговлю льном и пенькой, доставляли их в Нарвскую гавань и пользовались там кредитом. В начале XIX столетия вывозилось до 15% льняной продукции. В городе имелось 25 льняных складов с общим годовым оборотом почти в 4, 1 млн. рублей. Из купцов - льноторговцев особо выделялись Коробовский, Калашников, братья Егоровы, Миллер. На заводе работал цех по окрашиванию льняной ткани и набивки. В 1945 году численность рабочих льнозавода составляло 114 человек. Склад льняной
Из архивных данных Из книги Ю. П. Пахрина «Остров» (Лениздат, 1974 г. ) свидетельствуют записи о том, что в 20 -е годы на территории Островского района расширились посевы льна. В 1926 году из Острова по заданию Внешторга было отправлено в Англию 59 тонн льна. Первым крупным специализированным хозяйством на Псковщине стал совхоз «Стадник» . В 30 -ех годах Островский завод нередко называли «льноводным путиловцем» . Такое определение ему дал сам С. М. Киров. Именно тогда в 1929 году был введён в строй Островский льнозавод. В годы Великой Отечественной войны завод очень сильно пострадал. В августе 1944 года на основании распоряжения Псковского льнотреста были начаты работы по его восстановлению. И уже в 1945 году производство заработало. Период наибольшего расцвета льнозавода на конец 60 -70 -е годы. Основными поставщиками продукции были хозяйства района : колхозы «Искра» , «Путь Октября» , «Светлое» (затем совхоз «Дружба» ) ; совхозы «Нефёдовский» , «Городище» . В 80 -90 -е годы посевные площади льна- долгунца составляли: 1980 г. -390 га, 1985 г. -250 га, 1990 г. -101 га.
Основными функциями льнозавода являлись: приём льнотресты, её обработка и отправка льноволокна для дальнейшей переработки. Ежемесячно отправляли на экспорт вагон короткого волокна (14 тонн) и 20 тонн – длинного волокна. Данное обработанное волокно шло в ГДР, Польшу, ЧССР, Венгрию, Японию. Многие годы отдал заводу Яковлев Алексей Васильевич (1925 г. р. ) уроженец д. Наумово Островского района. В 1950 году он начинал работать нормировщиком на Сошихинском заводе, а 1966 году стал директором Островского льнозавода, где проработал до 1985 года. По причине отсутствия сырья 14 февраля 1998 году было принято решение о ликвидации завода. На поле льна (80 -е годы) Приёмка льна (фото из фондов Островского краеведческого музея)
Статистическая таблица «Основные производственные показатели по Островскому льнозаводу (1966 -1980 -е годы)
Изделия льнозавода: пакля, межвенцовый утеплитель, неткано, канат, джут.
Льняное масло, шпагат, льноватин….
Горожане, сажающие лён обрабатывали его немного иначе, чем на заводе. Ручная обработка льна делилась на несколько частей: -посев; -теребление; -обмолот (околачивание); -растил; -битьё масла; -подъём льна и сушка; -мятка; -трепание; -очёсывание; -прядение; -обработка пряжи; -тканьё; -выбеливание ткани и крашение.
1. Посев. Сеют лен 21 мая (по старому стилю) в день Олёны-льняницы, в теплую, влажную землю. Чтобы уберечь всходы от льняной блохи, их посыпали древесной золой. Едва появились светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Молодой лен после прополки легко распрямляется, растет очень быстро. В народной примете сказано: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит» . Когда лен цветет, словно опускается на поле синь северного неба. Но одно дело любоваться этой красотой, другое – теребить.
2. Теребление. Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли! 8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.
3. Обмолот (околачивание). Подсохшие снопы везли с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол гумна укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам. Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру. Льняное семя хранили в крепких холщевых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле, потому что наступало время расстила. Колотушки для обмолота
4. Расстил. Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался» . Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.
Ступа. Бутыль для хранения льняного масла. 5. Битьё масла. Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную массу в горшке ставили в истопленную печь. Потом её, ещё горячую, заворачивали в плотную холщевую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света. Остатки семян после битья масла – жмых – скармливали скоту. Льняное масло кормило, освещало, лечило. Масло было излюбленным продуктом питания на Руси, особенно во время постов. Его наливали в лампадки, висящие в красном углу, в плошки, стоящие на столах. Льняное масло художники использовали для изготовления олифы, которая необходима для написания икон. Простывшего и заболевшего человека поили чаем с льняным маслом, чтобы ослабить боль и сухость в горле.
6. Подъем льна и сушка. Августовские ночные росы и сентябрьские дожди мочили лен в течении 3 – 4 недель. Женщины собирали его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить. Готовность льна определялась с помощью проб – «опытков» . К моменту готовности льна от мочища и от вымоченных стеблей начинал исходить гнилостный запах. Лен становился скользким, неприятного зеленовато-желтого цвета. Лен выполаскивали, отжимали руками и ставили в небольшие бабки, верхушками вниз, чтобы вода стекла и лен согрелся. Просушка льна после вымачивания приходилась обычно на последние числа августа и сентябрь. Для стлания льна особенно хороша была погода с частыми дождями, росами и туманами. Опасались снега, так как из-под него нельзя было достать лен. Место стлания льна ( «стлище» ) выбирали на пожнях, на лугах ( «на мураве» ), возле вешал и «зародников» , то есть — в тихих, защищенных от ветра местах. Стлание льна происходило следующим образом: по стлищу «челноком» двигался воз со льном, с которого сбрасывали снопы так, чтобы они ложились в ряд, с небольшим промежутком. Следом шла крестьянка, которая серпом разрезала жгуты и тонким слоем, рядами, расстилала стебли. Н. А. Деревнина вспоминает: «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань» .
На ветру и под солнцем лен сох и отбеливался. Через неделю стебли, высохшие только с одной стороны, сгибались дугой, причем здоровое сильное волокно сгибалось сильнее. Чтобы стебли выровнялись, их переворачивали, пользуясь для этого палкой с заостренным концом и граблями. А через некоторое время снова брали «опытки» , сушили их и мяли, определяя готовность волокна. Со стлища лен снимали только в сухую погоду, вязали в снопы ( «тукачи» ) и везли в сухое место (в овин, на гумно и пр. ). Уборка льна со стлища приходилась на конец сентября — первые числа октября. Осеннее вымачивание и стлание требовали обязательного досушивания льна у печи. Сушили лен в октябре, после сушки хлебов. В ригах под потолком устанавливались толстые жердиколосники, а над ними тонкие жерди – «разлуки» . Снопы развязывали, и лен «садили» — ставили стебли вертикально на колосники, опирая верхнюю часть стеблей на «разлуки» . Для сушки льна хватало одной топки печи. «Садили» лен в «ригачу» в середине дня и к часу ночи, к первым петухам, лен был уже готов. Реже сушка занимала сутки, а то и двое. Во время сушки опять брали «опытки» , переламывая стебли и, по треску, либо по тому, как отскакивает костица, определяли готовность льна. Одновременно стерегли, чтобы лен не пересох, иначе он становился ломким и шел в паклю. Если не было риги, лен сушили в банях, где тоже под потолком устанавливали два ряда жердей. Хорошо высушенный лен у льноводов России назывался «льняной трестой» .
7. Мятка. Сначала использовали тяжелую наклонную мялку – «мялицу» . Мялица разламывала костицу и частично ее удаляла. Делалась она, как правило, из комлевой части бревна с корневищем. Раздвоенный корень образовывал ножки, приподнимающие передний рабочий конец мялки. Другой конец лежал на полу. Из бревна вдоль его длины вырезалось трехгранное било ( «язык» ), толщиной в четверть окружности бревна, или немного меньше того. Нижний конец била скреплялся с бревном либо кольцом из прутьев, либо деревянной или железной осью.
Таким образом, било становилось ножевидным подвижным рычагом, разламывающим в полученном желобе жесткую оболочку льняного стебля. Для удаления сора в дне желоба часто прорезали отверстие. Если льна было много, могли использовать мялку, с двойным билом: на нижней его поверхности делали не одно, а два ребра. Такие мялки, почти без изменений конструкции, бытовали во всех льноводческих местностях. Они представляли собой наиболее древний тип орудий, остатки которых обнаруживались в археологических слоях Новгорода 11 -14 веков. Затем лен мяли на легких горизонтальных мялках столярной работы – «бросальницах» , которые имели тот же принцип действия, но несколько иную конструкцию, и выполняли то же действие, но более тонко и чисто. На мялице – «мнут» , на бросальнице – «бросают» и «перебрасывают» , в третий раз пропуская через нее льняную тресту. Для лучшей очистки волокон щель «бросальницы» обворачивали старой сетью или грубой тряпицей. Работа на мялицах происходила следующим образом. Горсти тресты клали поперек бревна мялицы и вдавливали билом ( «языком» ) в щель, отчего костица ломалась. «Язык» поднимали, передвигали горсть и снова надавливали. Когда костица на большей части стебля измельчалась, горсть переворачивали, брали за другой конец и проделывали всю операцию снова. Затем тресту зажимали билом и продергивали, удаляя костицу и оборванные волокна. Те же операции проделывали на бросальнице, пропуская через нее лен один — два раза. В день одна крестьянка обрабатывала до 2 пудов волокна.
Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое, нежное, прочное волокно. Женщина брала горсть тресты для мятки, это называлось повесмо. 50 повесмов – это пяток, 100 повесмов – это кирбь. За день хорошая работница мяла по 3 кирби (300 горстей льна)! Измятую тресту сушили на печи или на полатях. Кострика шла на подстилку скоту. От мятки переходили к такому коллективному занятию как трепание
8. Трепание. Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «смотри молодца из бани, девицу - из трепальни» . Трепание – тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба – всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями. В день «Льняницы» устраивали льняные смотрины – выносили вытрепанный лен на показ: у кого лучше. В общении работа спорилась, трудности и горести казались не такими страшными.
Чёски – приспособление для очёсывания льна Очёсывание головок льна 9. Очёсывание. Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии: 1. Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби). 2. Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси). Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен). «Щетью чешет всегда сама мать» После очеса наступало время пряжи. Очёсанный лён
Оставшееся на щетке волокно использовали для разных нужд. При двукратном чесании первый очес назывался «изгребы» и шел на изготовление грубого холста, «рядины» . Второй очес — «пачесы» — давал при прядении нить для утка. При трехкратном чесании первый очес -» оконечья» , «изгребы» шел для «рядины» , «толстого» (грубого холста). Второй очес — «середни изгребы» — для «простыни» , то есть для простого полотна, шедшего на рубахи, станушки и пр. Третий очес — «пачесы» — годился для уточной нити «тонкого» , то есть тонкого полотна высокого качества, использовавшегося для полотенец. При четырехкратном чесании первый очес — «отрепы» , второй очес — «изгребы» , третий — «основны пачесы» , четвертый очес — «уточны пачесы» . То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, называлось уважительным словом «лен» . Нити, спряденные изо льна, шли на основу ткани, а для особо тонких полотен — и на основу, и на уток. На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или продаже. Своеобразной мерой льна от уборки до начала прядения была его горсть, или «пясть» . Горсти отсчитывались при вязке снопов, горстями мяли и трепали волокна. Горсть трепаного и чесаного льна, скрученная особым образом в рыхлый моток, называлась «повесмо» ( «повесьмо» ). Двадцать повесм составляли «куклу» . Куклы обвязывали и складывали в холодное помещение до продажи или дальнейшего использования. Попутно подчеркнем, что названия «повесмо» и «кукла» были, в основном, характерны для Новгородской и Псковской областей.
10. Прядение. «В низенькой светелке огонек горит, Молодая пряха под окном сидит…» – поется в народной песне. Вся многомиллионная Русь ходила в холщевой одежде. Сколько же льна перепряли женские руки! Льняную одежду носили много лет, передавая по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям. Очёсанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая. Прялки делали из липы, осины, клена; веретёна – из берёзы. Недаром сложилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу» .
Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки. Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу. Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать её: перемотать, перевязать, вымыть.
Фото прялки из фонда Комнаты ремёсел. 11. Обработка пряжи. Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста. Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали во время мартовских утренников. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего. Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.
Фото: передача става Нины Максимовны в Комнату ремёсел. Воробы 12. Тканьё. Мастерицы ткали на ручном ткацком станке. Весной на поветь (чердак) выставляли малые воробы и с их помощью сматывали пряжу из мотов на тюрики. Затем малые воробы сменялись большими, которые иначе назывались сновалкой. С помощью вороб ткачиха готовила основу – горизонтальную нить ткани. На ставе ткали простую ткань и узорницу. Для узорной ткани на станке было 4, а то и 8 нитченок и подножек; такая работа требовала высочайшего мастерства. За день ткачиха могла соткать одну стену простого холста; две стены (около 15 метров) назывались концом. Холст из тонкой пряжи шел на белье, рубашки, полотенца. В нашем музее собрана большая коллекция льняных полотенец. Этот и повседневные «рукотерники» , и праздничные кружевные изделия, которыми встречали гостей.
Пряжа из пачесей и изгребей шла на тканое рядно (для мешков, рукавиц, портянок). Самый грубый холст назывался пестрядью. Рисунок ткани состоял из клеток разной величины и различных расцветок.
Экспедиция в деревню Шики Островского района к Дмитриевой Нине Максимовне в 2010 году.
Розовый лён 13. Выбеливание ткани. Весной холсты белили (бучили) в золе, а затем на снегу. Зола должна быть чистой, просеянной, лучше всего из ольхи. Летом белили на чистом лугу, у озера или реки, часто макая холсты в воду. Для отбелки использовали ещё и глину. Полотно обмазывали глиной и оставляли расстеленным на траве. Готовый холст складывали в сундуки и коробьи. В раннем детстве девочке клали в коробью первый холст, затем ежегодно добавляли, так и накапливалось приданое Сундук для приданого (д. Шики)
14. Крашение ткани. Выбеленный льняной холст красив необычайно! Однако в быту часто требовались ткани «немаркие» , менее пачковитые, поэтому белые холсты окрашивали. Краски дарила сама природа: цветная глина, кора ивы, ольхи, дуба, сажа, корни растений. Цветовая палитра была скромной: красный, черный, синий цвета, реже – зеленый.
Фёдорова Прасковья Фёдоровна Из воспоминаний Дмитриевой Нины Максимовны (29. 05. 1941 г. ), уроженки деревни Логовино Шиковской волости Островского района. Нина Максимовна занималась рукоделием со школьных лет. Благодаря своей матушке, Ивановой Анны Андреевне (1920 г. р. ), она научилась вязать, прясть, ткать льняные полотна и половинки, а также к каждому празднику готовить вкусные пироги. Например, к Рождеству нужно было обязательно готовить пироги с творогом – дабы корова каждый год покрывалась, по поверью. К своей свадьбе Нина Максимовна приготовила целое приданое: подзорники, полотенца, прошивки, скатерти, перины. Из её рассказа узнали, что она очень рано научилась косить и даже пахать землю (конным плугом). Редко кто из женщин умел это делать. Интересны были и названия овощей и предметов. Например, морковь – баркон, брюква – колевчина, а спички – серянка. Так же ткачеством занималась и Фёдорова Прасковья Фёдоровна уроженка деревни Симаги – ткала домотканые половики. С её слов мы узнали много интересного о выращивании льна и её обработки.
Дмитриева Валентина Викторовна (1967 г. , д. Шики) Валентина Викторовна родилась в г. Кишинёве, Молдавская СССР. После замужества приехала в д. Логовино Островского района Псковской области. Вязать разные изделия Валентину Викторовну научила мама, а вот прясть и ходить за плугом свекровушка. Увлекается она и цветоводством. Владеет мастерством портнихи. Соц Елена Семёновна – заведующая Федосинского филиала. Именно мама – Павлович Татьяна Васильевна(10. 11. 1942 г. р. ), научила свою дочь основам ткачества и заложила любовь к художественной вышивки с 10 лет. Сама Татьяна Васильевна ткала с ранней юности и до 2003 года. Александрова Клавдия Александровна (1928 -2010 гг) уроженка д. Покаты, Островского района , Псковской области. Клавдия Александровна ткала половики и полотенца и рушники до 60 лет. Ильина Александра Петровна (10. 05. 1937 г) уроженка деревни Зобы Островского района. Ткала с детства. Она бережно хранит домотканые рушники своей мамы – Дмитриевой Анны Дмитриевной, которые она ей подарила на свадьбу.
Сохранились сведения о семье Ильиных (краеведческий Островский музей), которые передали в дар музею домотканые полотенца, рушники с вышивкой, а так же сарафаны и скатерти с набивкой крашеные в цвет индиго. Хозяин - Ильин Илья Гаврилович был мастером на все руки, его изобретения до сих пор хранятся в доме, который он построил своими руками. Женщины - Андреева Евдокия Андреевна (супруга старшего сына Ильина) и три сестры Ильи Гавриловича занимались ткачеством, окраской и набивкой, пряли, шили, вышивали. Сейчас в его доме живёт Ильина Павлина Александровна. Она в дар передала музею предметы домашнего обихода крестьянского быта XIX века
Домотканый сарафан. Низ сарафана украшен набивкой и покрашен в синий цвет. Элемент набивки
Набивная скатерть
Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами. Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные опоры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа. Сундук с домотканой скатертью За время поисковой экспедиции мы встретились и побеседовали со многими хранительницами старины. Некоторые вещи нам выносили с чердака не сами мастерицы, а их дочери или внучки. Мы благодарили их за то, что они сберегли всё это. Многие передавали в музей эти чудесные вещи с особым чувством искренности, радости и доверия. Для нас же все они являются настоящим кладом. Радуется душа при виде этих замечательных экспонатов.
А какие песни, поговорки, и пословицы про лён знали наши предки. Слушаешь их и окунаешься в прошлое. Под дубравой – дубравою лён, Уж я сеяла, сеяла ленок, Уж я, сея, приговаривала, Припев: Чеботами приколачивала! Ты удайся, удайся ленок, Ты удайся, мой беленький ленок! Я полола, полола ленок, Я, половши, приговаривала, Припев. Уж я дёргала, дёргала ленок, Уж я, дёргав, приговаривала, Припев. А я стлала, да стлала ленок, Уж я стлала, приговаривала, Припев. Я мочила, мочила ленок, Уж мочивши, приговаривала, Припев. Я сушила, сушила ленок, Я, сушивши, приговаривала, Припев. Я трепала, трепала ленок, Я, трепавши, приговаривала, Припев. Я чесала, чесала ленок, Я, чесавши, приговаривала, Припев. Уж я пряла, я пряла ленок, Уж я прявши, приговаривала, Припев. Уж я ткала, да ткала ленок Уж я ткавши приговаривала, Припев.
Лён в русском фольклоре занимает особое место. О льне много замечательных пословиц и поговорок: Лён – доходная культура, это деньги и натура. Сколько в поле ни родится, все в доме пригодится. У льна долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань. Чем ленок дольше, тем доход больше. Мни лён доле, волокна буде боле. Если лён хорош, хвалить надо руки. Будет лён, так будешь и силен. Лён вымотает – лён и озолотит. Лён не родится — и мочало пригодится. Про лён говорили, что его "на престол с царем садили", а крестьяне молвили – "Кто посеет лён – пожнет золото". Лен любит поклон» - пословица о трудностях выращивания льна. Сеян лён у семи Алён. Семя на племя, а нить на ткань. Не земля родит лён, а мочило. Не домнёшь мялкой – вспомнишь за прялкой.
ПРИМЕТЫ: Хорошо рябина цветет — к урожаю льна. Длинные капельники — долгий лен. Земля при запашке коренится — лен будет волокнистым. Белье (зимой) долго не сохнет, льны нехороши будут. Длинный сосульки – долгий лён. Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы. Если бельё зимой не сохнет – льны хорошие будут. Земля после вспашки мхом обрастает – лён волокнистым будет. Кукушка закуковала – пора лён сеять. Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, на седьмую семя веет. На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.
Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев» . В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Крестьяне примечали: кукушка закуковала – пора сеять лен. В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку! » Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк» . Если в языческие времена у народов, живших в северозападных областях, были свои богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончании льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь.
Список использованной литературы. 1. Историческая справка о островском льнозаводе из Островского краеведческого музея. 2. «Летопись города Острова и уезда Псковской губернии» Н. А. Панов; издательство «Псковская областная типография» , 2004 г. . 3. «Маленький город большой России» - краеведческий справочник; издательство «Администрация Островского района» , 2008 г. . 4. «Народная традиционная культура Псковской области» Т-1, ; издательство «Санкт- Петербург -Псков» , 2002 г. . 5. «История культуры русского народа» , А. В. Терещенко; издательство «Око» , 2007 г. г. 6. Воспоминание местных жителей города Острова (база данных Комнаты ремёсел) Презентацию составила Боярская С. Н. -зав. отделом народного творчества МБУК Центра культуры «Юбилейный» , г. Остров, Псковская область. 2014 год.