1. Истоки и развитие выст. деятельности.pptx
- Количество слайдов: 33
Истоки искусства экспонирования и зарождение выставочного дела Лекция-презентация Андреева Ирина Валерьевна канд. пед. наук, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ 2011
Выставка — публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия «одна из самых эффективных рыночных институций современного искусства Выставка (по определению "Международного бюро выставок") - это показ, каково бы ни было его наименование, путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности.
Предпосылки формирования выставочного дела 1. мастерской. 1. Коммерческое выставление товара. Распространено с древнейших времен. Характеризуется показом товара партнеру для осмотра, изначально при простой обменной торговле (натуральный обмен, бартер), а затем для продажи на рынке или в мастерской. • Первым экспозиционным оборудованием можно назвать простейший прилавок. • Ярмарки и рынки в период средневековья были простейшей формой общедоступных выставок Меновая торговля в Древнем Египте
2. Демонстрация предметов в рамках светских обычаев и ритуалов (показ победителями трофеев, процессии с контрибуцией, складываемой к ногам победителей, триумфы, выставки приданого и пр. ). Включение произведения в концептуальную систему смыслов на определенный период (помпы, триумфы). Специальное оборудование – носилки, щиты, «декорационные машины» .
Во время долгих и успешных завоевательных экспедиций римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли, но и произведения искусства. На протяжении II – I в. до н. э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком. Сначала их в качестве трофеев торжественно проносили в шествиях триумфаторов. После демонстрации произведения искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы. Они посвящали часть полученных трофеев богам, но немалая их часть оседала во дворцах и виллах. Триумф Цезаря. Воины, несущие трофеи. Школа Мантеньи Гравюра резцом.
Триумф военачальника Помпея (63 г. до н. э. ). В праздничной процессии несли таблицы с названиями побежденных городов, картины с изображением поверженных полководцев, а в особых ларцах – знаменитую коллекцию резных камней понтийского царя Митридата. Вывозя произведения искусства, римляне посвящали добычу своим богам. Три дня демонстрировал Риму свою добычу Эмилий Павел, победитель македонского царя Персея (168 г. до н. э. ). В первый день на 250 -и телегах везли статуи, картины, вазы, во второй и третий дни – оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами, дорогое убранство.
3. Декорация культовых помещений, показ культовых предметов в контексте богослужения, культовых процессий и сакральных действий в храме Мусейоны не были музеями в современном понятии. Они представляли собой места поклонения музам – образам девяти олимпийских богинь, где проходили общегреческие празднества, церемонии, творческие состязания поэтов – мусеи. Гора или искусственно созданная вершина воспринималась как место обитания богов; частью святилища был грот – место молитвенного уединения или поклонения герою; священные источники и священные рощи в языческом культе символизировали магические силы природы. В мусейонах древней Греции святые дары, посвящаемые музам носили исключительно ритуальный характер, проблема их публичного представления не ставилась. г. Парнас. Греция Средневековый храм: программная концептуализация пространства, эстетически действенная взаимосвязь произведений, выражающая культовое значение отдельных вещей.
Интерьер средневекового храма, главное назначение которого – отправление религиозных обрядов. Космогоническая концепция храмового интерьера: пространственно-планировочное деление, в котором каждый элемент образно изображает структуру вселенной; структурное подобие литургических сосудов храму, кратность их масштабных характеристик, а также характеристик размеров интерьера и его деталей масштабу человека; расположение декорированных тканей в наиболее значащих точках интерьера, зависимость цвета тканого облачения от цикла церковных праздников (колористические акценты пространства продиктованы значениями церковного календаря). В сакральных точках интерьера располагаются малые архитектурные формы (предметные ансамбли вокруг иконостаса, престола, аналоев, киотов, сеней над святыми мощами.
4. Формирование общественных и частных коллекций, включение произведений искусства в интерьер жилых и общественных помещений • Первенство в собирании коллекций периода эллинизма принадлежало Александрийскому мусейону, основанному Птолемеем I в III в. до н. э. как научное и сакральное объединение ученых. • Храмовые собрания включали библиотеку свитков, собрание гемм, ботаническую экзотику, коллекции чучел животных и гербарии, коллекции медицинских препаратов. • Эллинистические цари (династии Птолемеев, Селевкидов, Атталидов) были по сути первыми коллекционерами античного мира и сделали коллекционирование частью государственной политики.
Типичными для античной эпохи были: собрания разнообразных предметов, стихийно накапливавшиеся в храмах, святилищах, пинакотеках, портиках; и целенаправленно создававшиеся частные коллекции. Художественные ценности начинают осмысляться как общественное достояние, хотя и собирательство, и демонстрация произведений еще связаны с внехудожественными мотивами. Пинакотеки представляли собой хранилища картин, выполненных восковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках (самая известная находилась в афинском Акрополе). Стои – крытые галереи с коллонадой, служившие местом прогулок и общественных собраний, одновременно выступали в качестве хранилища даров и произведений искусства.
Ренессансное коллекционирование. Студиоло – сокровищница, декорированная аллегориями и образами в соответствии со специально разработанной программой (отражала воззрения владельца, его гуманистические занятия, переносила в мир античности). В создании студиоло отсутствовал момент публичности. Палаццо Векьо во Флоренции. Студиоло Франческо I Медичи
Кунсткамеры, естественно-научные кабинеты Документирование актуальных сфер знания и опыта. Размещение коллекции отражало тему единства природы и искусства, которые вместе образуют «мир как целое» или универсум. Экспозиция – «театр мира» , где природа и искусство соревнуются.
Экспозиции кунсткамер отражали идеи собраний. Для их размещения использовались шкафы-кабинеты, лари, сундуки, полки, столы. Предметы определенным образом группировались и систематизировались.
Дворцовые галереи Д. Тенирс Младший. Эрцгерцог Леопольд-Вильгельм в своей галерее в Брюсселе
Галерея Уффици История галереи Уффици связана с историей знаменитого рода Медичи, с небольшими перерывами (годы изгнаний: 1494 – 1512; 1527 – 1530) правившего Флоренцией, а затем и великим герцогством Тосканским почти 300 лет. Начало собранию Медичи положил Козимо Медичи Старший (1389 – 1464), заказывавший картины знаменитым флорентийцам (Пантормо, Андоеа дель Сарто, Вазари) для украшения дворцов и вилл, приобретал произведения римского, греческого, египетского искусства. Для пополнения коллекции он субсидировал археологические раскопки, а художник Бронзино стал придворным художником. При нем было начато строительство по проекту Джорджо Вазари дворца Уффици (1559). «Уффици» означает «службы» или «канцелярии» - здание строилось по для административных нужд двора– казначейства, канцелярии, трибунала. Изначально часть его отводилась для размещения художественных памятников и раритетов. Здание представляет собой две однотипные постройки, соединенные крытой аркой – переходом. Сын и наследник Козимо I Франческо I поручил Дж. Вазари устроить в Палаццо Векьо (фамильной резиденции, которая соединялась с Уффици длинным крытым коридором) свое студиоло. В 1581 г. Франческо I Медичи приказал перенести в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции и удалить часть административных служб.
Одна из лоджий верхнего этажа была дополнительно остеклена архитектором Буонталенти, создав длинный, широкий и хорошо освященный коридор, вдоль этой террасы возведены выставочные залы. Впервые в истории музейного дела были созданы специально устроенные для посещений выставочные залы. В «Галерее Статуй» своды потолка были специально расписаны «гротесками» - орнаментами по античным образцам. Универсальное собрание Уффици включало наряду с картинами и скульптурами чучела животных и птиц, диковинные раковины, оружие, инструменты и другие раритеты. Развитию коллекций Медичи способствовала исключительная роль Флоренции в формировании искусства Проторенессанса флорентийской школы, наличие системы мастерских (например, мастерская Веррокьо, где учились Леонардо да Винчи, Перуджино, Боттичелли), развитие Флоренции как школы художественного ученичества (например, Рафаэль, Микеланджело приезжали изучать произв. флорентийской школы).
В 1581 г. в галерее Уфицци началось строительство 8 -и угольного зала Трибуна с куполом и высоко расположенными окнами, чтобы свет падал сверху для экспонирования шедевров собрания (туда Франческо перенес основную часть разобранного студиоло). В основе создания 8 -угольного зала лежал образ 8 -гранной Башни ветров в Афинах (I в. до н. э. ). В Трибуне создавался образ мира или универсума, центром которого выступал Франческо и его деяния. Сложная декорация зала олицетворяла 4 элемента Вселенной: фонарь с розой ветров и флюгер – воздух, красная бархатная обивка стен – огонь, инкрустированные раковинами свод и верхняя часть стен – воду, мозаика пола – землю. Кроме картин в Трибуне находилась бронзовая пластика, медали и геммы, античные статуи.
Картинная галерея графа А. С. Строганова
5. Развитие кабинетного и дворцового коллекционирования, станковизация изобразительного искусства, развитие светского заказа и поиск выхода к широкой публике привели к формированию выставки как новой институциональной формы (конец XVII – начало XVIII в. ) • Конец XVI в. – выставки работ учеников монастырских школ, ремесленных мастерских • XVII – XVIII вв. – академические выставки живописи и скульптуры (с 1653 г. Французская королевская академия живописи и скульптуры, в 1699 г. появились Салоны, в 1760 -х – выставки Петербургской Академии художеств). • Возникла необходимость фигуры экспозиционера (Ж. Б. Шарден – оформитель французских Салонов). • Характерна плотная, почти шпалерная развеска с акцентированием «выставочных шлягеров» (смысловых центров).
6. Широкое развитие науки, техники и производства, формирование типа экономических выставок Развитие Выставки Париж, 1763; мануфактур коммерческ Дрезден, 1765; ого Берлин, 1786; характера Мюнхен, 1818; Манчестер, 1843 Образование национальных кап. рынков Торговопромышлен ные выставки Лондон, 1761, 1767; Мюнхен, 1788; Петербург, 1829 Образование мирового рынка Всемирные промышлен ные выставки Лондон, 1851; 1862; Париж 1855; 1867; 1878; 1889; 1900; Вена 1873; Филадельфия 1876; Сидней 1879; Мельбурн 1880; Антверпен 1885; Барселона, 1888; Брюссель 1888; Чикаго 1893; Буффало 1901 Глазго 1901 и т. д. Строительство специальных павильонов ( «Хрустальный дворец» Дж. Пакстона). Позже, со всемирной выставки в Париже (1878) «павильонная композиция» сменяется обширными выставочными комплексами (павильоны, открытые площадки, зелень, водоемы), строительством специальных зданий (Дворец выставок в Турине, выст. комплекс в Сокольниках). После возникновения Эфелевой башни в Париже (1889) возникает традиция создания сооружений, являющихся доминантой в ансамбле.
Джозеф Пакстон – автор проекта Хрустального дворца Королева Виктория Чарльз Фокс Принц Альберт
Кристалл-палас (Хрустальный дворец). Именно здесь в выставочной архитектуре произошел сдвиг от живописности и украшательства к инженерии, что стало главной тенденцией развития архитектуры XX века. В проекте дворца был использован принцип металлического каркаса – железные столбы и рамы со стеклянным заполнением, модуль несущих столбов в 24 фута (примерно 720 см), монтаж готовых блоков. Дворец стал эпохальным сооружением, предвосхитившим новые методы строительства.
В центре Хрустального дворца бил струйками ароматической воды хрустальный фонтан – сложное сооружение из стекла.
Выставочные стенды, витрины и павильоны напоминали богато оформленные прилавки, причудливые шкафы и интерьеры дворцов.
В изобилии были представлены машины, станки, инструменты, оборудование, изделия художественных ремесел, мебель, вазы, гобелены и другие предметы роскоши.
Выставка имела ошеломляющий успех. За 120 дней она приняла более 6 млн. посетителей, а доход составил 186 тыс. фунтов стерлингов.
Достижения техники демонстрировались на промышленных и экономических выставках. Выставочное дело стало органической частью музейного дела. Чикаго, 1893 г. Париж, 1889 г. На выставках широкий круг посетителей знакомился с образцами новых изделий и машин. На выставке 1851 г. была показана швейная машина «Зингер» , в 1855 г. посетители впервые увидели алюминий, в 1867 г. – уран, в 1876 познакомились с пишущей машинкой, в 1889 г. демонстрировались ткани из нитроцеллюлозного полотна, а на выставке 1900 г. услышали о быстрорежущей стали. Через экспозиции мировых выставок на мировую арену вышли открытия и изобретения русских ученых. Именно через экспозиции 1862 и 1876 гг. стало известно анилиновое производство, созданное на основе знаменитой «реакции Зинина» . В 1878 г. русский электротехник П. Н. Яблочков, как писала тогда пресса, «своей очень остроумной электрической свечой популяризовал электрическое освещение» . В 1893 г. горный инженер Н. Г. Славянов познакомил со способом электрической отливки металлов, ставшим основой современной электросварки.
7. Развитие музейного дела.