Скачать презентацию Исследовательские традиции в изучении этничности Понятие этничность Скачать презентацию Исследовательские традиции в изучении этничности Понятие этничность

Исследовательские традиции.доклад.социо.ppt

  • Количество слайдов: 22

Исследовательские традиции в изучении этничности Исследовательские традиции в изучении этничности

Понятие «этничность» является объектом исследования таких наук как этнология, антропология, социология, этносоциология, политология, культурология. Понятие «этничность» является объектом исследования таких наук как этнология, антропология, социология, этносоциология, политология, культурология. Термин «этничность» заимствован у западной антропологии в начале 1990 -х годов. Выделяют два основных подхода к толкованию понятия «этничность» .

Первый подход Этничность рассматривается как эквивалент или суть этнического вообще совокупность признаков и свойств, Первый подход Этничность рассматривается как эквивалент или суть этнического вообще совокупность признаков и свойств, отличающих один реально существующий этнос от другого. Э. Х. Панеш делит этничность на объективную - ту, что характеризует объективные признаки этноса и субъективную представления о чертах и свойствах своего народа.

Второй подход Этничность рассматривается как синоним этнической идентичности. Речь идет о двух значениях этничности. Второй подход Этничность рассматривается как синоним этнической идентичности. Речь идет о двух значениях этничности. В узком смысле этничность - это форма социальной идентичности, отождествления с этнической группой. В широком значении это все, что отличает один этнос от другого, его историко-культурное своеобразие, условно говоря, «портрет» этноса.

На сегодняшний день теории и концепции могут быть сведены к трем основным подходам в На сегодняшний день теории и концепции могут быть сведены к трем основным подходам в понимании проблемы этничности, а именно: - - Примордиализму; - Инструментализму; - Конструктивизму.

 Примордиализм Примордиализм

Примордиалистское направление возникло в 1950 -1960 гг. Термин «примордиалистские связи» был введен в научный Примордиалистское направление возникло в 1950 -1960 гг. Термин «примордиалистские связи» был введен в научный оборот американским социологом Э. Шилз для характеристики внутрисемейных отношений. Применительно к этнической проблематике примордиалистский подход первым начал разрабатывать американский антрополог К. Гирц Он сформулировал суть этого. подхода следующим образом: «В каждом обществе во все времена некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной, некоторыесказали бы - духовнойблизости, чем из социального взаимодействия» .

 Сторонники примордиализма считают, что «осознание групповой принадлежности, заключенного в генетическом коде и является Сторонники примордиализма считают, что «осознание групповой принадлежности, заключенного в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания» . Сторонники примордиализма рассматривают этничность в качестве изначальной характеристики, присущей индивиду как члену реально существующей этнической группы. Основу ее составляет кровное родство, общее происхождение и исконная территория.

Инструментализм (ситуационизм, обилизационизм или гедонистическая концепция этничности) Инструментализм (ситуационизм, обилизационизм или гедонистическая концепция этничности)

 Инструментализм - подход, получивший широкое распространение в трактовке этничности в середине 70 -х Инструментализм - подход, получивший широкое распространение в трактовке этничности в середине 70 -х годов в западной этнологии. Инструментализм сочетает в себе примордиалистские и конструктивистские начала. Суть концепции: основным в существовании этноса представляется служение каким-то определенным целям, интересам.

С. В. Соколовский выделяет три группы в этом подходе: 1) этничность как способ преодоления С. В. Соколовский выделяет три группы в этом подходе: 1) этничность как способ преодоления отчуждения; 2) этничность позволяет справиться с информационной сложностью современной жизни; 3) этничность - один из мощных ресурсов в политической мобилизации группы, помогающий национальной элите осуществить собственные интересы.

 Таким образом, этничность рассматривается как утилитарная ценность. Рассмотрение этничности как средства достижения социального Таким образом, этничность рассматривается как утилитарная ценность. Рассмотрение этничности как средства достижения социального контроля, осуществления своих интересов, идеологии, создаваемой элитой для мобилизации группы характерны для политологии, социологии власти и политической антропологии. В рамках этого подхода работают отечественные исследователи М. Н. Губогло, Л. М. Дробижева, В. А. Ядов.

Конструктивизм Конструктивизм

 Конструктивистский подход оказался популярным в США, Канаде, Австралии в силу исторических причин: в Конструктивистский подход оказался популярным в США, Канаде, Австралии в силу исторических причин: в них отсутствовала естественная укорененность этнических групп (за исключением коренных индейцев и племен австралийских аборигенов).

 Для конструктивистского направления главным является представление об общности территории, общности культуры, «представления или Для конструктивистского направления главным является представление об общности территории, общности культуры, «представления или миф об общей исторической судьбе членов этой общности» . Согласно последователей конструктивизма «этничность коренится не «в сердцах» , а «в головах» индивидов, которые являются членами этнических групп - «воображаемых сообществ» или «социальных конструкций» .

По Б. Андерсену Ключевым понятием в нациестроительстве по Б. Андерсону выступают «воображаемые общности» , По Б. Андерсену Ключевым понятием в нациестроительстве по Б. Андерсону выступают «воображаемые общности» , полагая, что у людей, считающих себя членами нации «в голове каждого живет воображаемый образ их сообщества» . Он рассматривает вопрос о происхождении наций и отводит решающую роль в этом процессе представителям местных элит.

По Э. Геллнеру Власть Образование Культура По Э. Геллнеру Власть Образование Культура

 По Геллнеру «стандартизация языка, создание национального рынка труда, обязательное образование - все, что По Геллнеру «стандартизация языка, создание национального рынка труда, обязательное образование - все, что несет с собой национальное государство, постепенно выковывает единую нацию» .

 Несмотря на то, что Б. Андерсон и Э. Геллнер мало говорят об этничности Несмотря на то, что Б. Андерсон и Э. Геллнер мало говорят об этничности и об этнической идентичности в своих работах, наблюдается связь между теориями национализма и антропологическими теориями этничности. Как считают многие исследователи этнические и национальные идентичности являются конструкциями.

По Ф. Барту Этничность рассматривается как форма социальной организации культурных различий, ставя в центр По Ф. Барту Этничность рассматривается как форма социальной организации культурных различий, ставя в центр внимания этнические границы, которые, по его мнению, и устанавливают этнические общности. Важнейший аспект : самокатегоризация и внешняя категоризация. Тем самым он отмечает, что членство в этнической группе является вопросом сознания. Ключевую роль в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства и мифотворчества. Таким образом, смысл этничности сводится к рассмотрению этого феномена как форму социальной организации культурных различий, при этом особую значимость приобретают не позитивистские и натуралистические трактовки этнических феноменов (например, территория или исторические факты), а их субъективная сторона: групповое сознание, мифотворчество, чувство солидарности. При этом процесс социального конструирования может быть направлен, по мнению В. А. Тишкова, на компенсацию дефицита культурной отличительности.

 Таким образом, этничность в конструктивистском подходе - это процесс социального конструирования общности людей, Таким образом, этничность в конструктивистском подходе - это процесс социального конструирования общности людей, основанной на вере, что они связанны естественными и природными связями, единым типом культуры и представлением или мифом об общности происхождения и общей истории. Соответственно, национальная принадлежность представляется не врожденной, а динамичной, изменяющейся характеристикой человека.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!