стили спб.pptx
- Количество слайдов: 57
Исследовательская работа по теме: Архитектурные стили Санкт-Петербурга.
Итоговая Работа за 2 триместр выполнена ученицей 8 «А» класса, гимназии № 49, Самохваловой Софьей.
Барокко. Слово «барокко» можно перевести, как вычурный, причудливый. В первые был использован Петром 1, при закладке города.
Барокко Елизаветинское Петровское
Петровское барокко. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Отличительные черты: Замысловатость построек. Все естественное убиралось. Большое количество валют. Из-за военных действий была большая экономия средств. Всего в меру. Дома строятся в одну линию.
Елизаветинское барокко. 1. 2. 3. 4. 5. Отличительные черты: В этот период барокко достигло своего расцвета. Большое количество золотых украшений. Преобладание нежных пастельных тонов в декоре. Пучки колонн. Дома уже не строились в одну линию.
Эпоха архитектурного стиля барокко запомнилась нам этими постройками: Петропавловский собор. (Доменико Трезини 1712 -1732)
Зимний Дворец. (Франческо Бартоломео Растрелли 1757— 1762)
Классицизм. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга датируется примерно 1760 -1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма» , подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой. Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции.
Особенности присущие этому стилю: 1. Простота и величие 2. Использовался благородный мрамор 3. Дома, как в древней Греции 4. Большое количество колонн 5. Пастельные тона в архитектуре 6. Ступени во всю ширину Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма являлся дворец графа К. Г. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762 -1766 годах А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную.
Екатерининский (ранний) классицизм Ю. М. Фельтен. Церковь Святой Екатерины
Дворец К. Г. Разумовского. С гравюры XIX века.
Строгий классицизм — период с 1780 года до конца XVIII века. Часто термин «Екатерининский» применятся к раннему и строгому классицизму одновременно, так как эти периоды приходятся на годы правления Екатерины Великой — 1762 -1796 годы. Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и позже Палладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций.
Таврический дворец (1783— 1789)
Павловский классицизм. Период 1796 -1801 годов выделяется некоторыми исследователями как романтический вариант классицизма, испытавший влияние средневековой готики. К проектам, в которых проявились готические элементы, можно отнести Чесменский дворец (1774— 1777, Ю. М. Фельтен; современный адрес ул. Гастелло, 15). Дворец треугольной в плане формы был украшен башенками, зубчатыми парапетами, стрельчатыми окнами.
Ампир (от фр. empire — «империя» ) — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.
Александровский (поздний) классицизм. Поздний, или «Александровский» классицизм — предвоенная архитектура примерно 1800— 1812 годов, является предшественником русского ампира и часто отождествляется с ним. Понятия «Александровский» (период 1800— 1830 годов) и «Николаевский» (после 1830 года) классицизм введены И. Э. Грабарём, который термин «ампир» не использовал. Сильное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга оказывают архитекторы и скульпторы Западной Европы, в частности, Франции, приглашенные Александром I. Этот период парадоксально перекликается с более архаичными стилями, чем в предшествующих версиях классицизма: строгими дорическим и тосканским ордерами, египетскими тяжеловесными колоннами и сфинксами. Для александровского классицизма характерна строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта.
Северный фасад Казанского собора
Новая биржа; ныне Центральный военноморской музей.
Адмиралтейство.
Русский ампир. Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические. Вслед за александровским классицизмом усиливается стремление к монументальности, парадности, мужественности. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях — и монументальной живописи. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.
Здание Главного штаба.
Собор Преображения Господня всей гвардии.
Исаакиевский собор.
Стиль ампир (в ином прочтении поздний классицизм), обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями — Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии города, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений. Но если «золотой век» русской литературы, живописи и музыки только начинался, то «золотой век» русской архитектуры близился к закату. Имперская монументальность и строгость входила в противоречие с ещё наивной демократизацией общества, раскачивалась кризисом феодальной крепостной системы. Архитектура отреагировала на это противоречие отходом от классических канонов, смешением стилей, попытками поиному взглянуть на прошлое; то есть началом новой эпохи, которая впоследствии получила немного обидное, но ёмкое название «эклектика» .
Эклектика Период эклектики, или эклектизма в архитектуре можно условно ограничить 1830 -1900 годами, при этом часто выделяются периоды ранней (1830— 1870) и поздней (1870— 1900) эклектики. Сама по себе эклектика, понимаемая как смешение различных стилей, не являлась новым явлением: смесь архитектурных ордеров встречаются в оформлении Адмиралтейства, Дома Чичерина на Невском проспекте и других зданий; ряд творений (например, Чесменский дворец Ю. М. Фельтена) выбивался из стилистического ряда своего времени. Но именно во второй трети XIX века наблюдается широкое распространение многостилевости, разнообразия форм, заимствований и отсылок к древним мотивам.
Необарокко. Одним из крупнейших архитекторов раннего периода эклектики является А. И. Штакеншнейдер. Его замечательной работой ещё в духе позднего классицизма является Мариинский дворец (1839— 1844, Исаакиевская пл. , 6, ныне — Законодательное собрание Санкт-Петербурга). Однако уже можно заметить элементы европейского возрождения: появился сложный декор и мелкая рустовка фасадов, колонны и пилястры снабжены двойными каннелюрами. Компоновка помещений принята анфиладной, аналогично барокко. Применены металлические конструкции балок и стропил.
Одним из первых творений необарокко считается перестроенный А. Штакеншнейдером Дворец Белосельских-Белозерских (1846— 1848, Невский проспект, 41). Фасады выполнены в стиле елизаветинского барокко XVIII века, украшены лучковыми фронтонами и барочными наличниками со скульптурными картушами, трехчетвертные колонны и пилястры портиков оформлены коринфским ордером. Особую изящность придают фигуры атлантов и кариатид, установленные на фасадах и в интерьерах здания. Внутренняя отделка поражает пышностью в стиле барокко и рококо: пилястры с кариатидами, ажурные кованые канделябры и решетки с вензелями, деревянные панели с золоченой резьбой, мраморная облицовка, обивка тканью. Разностильные элементы и кариатиды использованы архитектором также при строительстве Ново-Михайловского дворца (1857— 1858, Дворцовая наб. , 18).
Дворец Белосельских-Белозерских.
Неоготика. Первый раз готические мотивы появляются в Санкт. Петербурге в 1777 году, когда Ю. М. Фельтен строит Чесменский дворец, Чесменскую церковь (ныне улица Гастелло, 15), а также Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. Затем готические элементы появляются уже во второй половине XIX века. Поскольку влияние готики мало отражалось на несущих конструкциях здания, а было связано в основном с особенностями фасадов (стрельчатые арки окон, высокие шпили, обилие башенок и т. п. ), поэтому в России прижилось название «Псевдоготика» . Другой причиной было полное отсутствие в историческом прошлом Руси готической архитектуры.
Католический храм Святейшего Сердца Иисуса (улица Бабушкина, 57)
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге.
Неорусский стиль. Неорусский (иногда называемый «псевдорусским» ) стиль возник в 1830 -1840 -х годах под влиянием роста интереса к истории России и следования имперской официальной концепции народности Николая I, императора Всероссийский в 1825— 1855 годах. Основоположником этого направления в архитектуре считается К. А. Тон. В Санкт-Петербурге им построены пятикупольный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка (1837— 1842, Загородный просп. , 45, не сохр. ) и Церковь во имя священномученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка (1849— 1855, наб. Обводного канала, 99, не сохр. ).
Храм Спаса на крови.
Поздняя эклектика. Поздний этап в развитии стиля, датируемый примерно 1870— 1900 годами, соответствует периоду развития капиталистических отношений в российском обществе. С появлением класса буржуазии возникают и заказы на своеобразные, оригинальные архитектурные новшества, соединяющие в одном объекте различные по стилю элементы. Здания богато декорированы, отделаны штукатуркой, металлом, керамикой — поистине эклектичны. В этом стиле работали Ф. И. Лидваль, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев и др. К этому стилю иногда относят Храм Спаса-на-Крови (см. выше), особняк Н. В. Спиридонова (1895— 1896, А. Н. Померанцев, Фурштатская улица, 58).
Московский (Николаевский) вокзал.
Модерн. Стиль «модерн» появился и быстро расцвёл в 1890 -е — 1900 -е годы. Модерн, проявившийся прежде всего в особняках, являлся (как и в свое время барокко) отходом от прямолинейных, упрощенных форм, диктуемых часто несовершенством строительных конструкций. Отличительными чертами зданий являлись асимметрия фасадов и свободная планировка. В подражание природе, у которой нет прямых линий, установилась мода на криволинейные силуэты, живописные ограды и детали, иногда непосредственно включавшие символический растительный и животный орнамент. Строились сложные в плане здания, имевшие украшенные скульптурами и узорами дверные и оконные проемы. Широко применялись сравнительно новые по тем временам материалы: сталь, широкоформатное стекло, бетон и железобетон, которые в известной степени и позволили создавать ажурные, воздушные конструкции. На фасадах использовались рустика, мозаика, майолика, витражи, металл. Интерьеры зданий также отличали элементы модерна в виде скульптур, орнаментов, забежных лестниц, перил.
Дом книги, Невский проспект.
Елисеевский магазин на Невском
Конструктивизм. Дом Советов ( В ансамбле Московской Площади)
КОНСТРУКТИВИЗМ Изящный до вычурности модерн не выдержал испытания суровыми реалиями войны: после 1914 года такие здания почти не строятся. В противовес ему в послевоенной Голландии и Германии возникает (не без влияния американской архитектуры) и повсеместно распространяется жесткий, эпатирующий функционализм. Этот термин опять-таки не прижился в Советской Росси. И, а сходные течения получили названия: в Москве рационализм, в Петрограде конструктивизм. Основой архитектуры стал функциональный подход, провозглашавший примат функционального содержания здания над его формой: всё должно идти от функциональных задач, стоящих перед архитектором (в этом конструктивизм, возможно, неосознанно, был солидарен с модерном). Это действительно привело к возникновению ряда интересных пластических решений. Проекты зданий отличались лаконичностью форм, геометрической чёткостью, подчёркиванием несущих конструктивных элементов. Стилистика конструктивизма хорошо подходила для новых видов строений: многоквартирных домов-коммун, общественных зданий (домов и дворцов культуры, рабочих клубов, универмагов), учреждений и особенно для промышленных строек.
Советский функционализм и минимализм. После смерти И. В. Сталина отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось. Советской архитектуре надлежало уделять главное внимание вопросам экономики, ибо «архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений» . Строительство переходило на типовые проекты жилых домов, школ, детских учреждений, больниц, магазинов, столовых, санаториев и гостиниц. Одновременно с этим предусматривалось ускоренное развитие строительной индустрии, увеличение объёма жилищного строительства, привлечение рабочих и колхозников к индивидуальному жилищному строительству. В типовых проектах применялись принципы минимизации требований к зданиям, поэтому указанный период может быть назван «минимализмом» .
Типичные жилые застройки.
Гостиница «При. Балтика»
СКК.
Дворец спорта «Юбилейный»
Современная архитектура. На данный момент в Санкт-Петербурге проектируется большое количество современных зданий. Офисный комплекс в Московском районе.
Вот примеры: Жилое здание нового времени в центре города.
Лахта Центр
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: • В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НЕТ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО СТИЛЯ. • МЕНЯЕТСЯ ЭПОХА, МЕНЯЕТСЯ СТИЛЬ. • ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС- ЭТО НАСЛЕДИЕ НЕ ТОЛЬКО СТРАНЫ, НО И МИРА! • ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ ГОРОДОВ ПЛАНЕТЫ. БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ, ЖЕЛАЮЩИХ ПОСЕТИТЬ САНКТПЕТЕРБУРГ, ДОКАЗЫВАЮТ ЭТО.
стили спб.pptx