ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА [восстановлен].pptx
- Количество слайдов: 27
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Опыт исследования цветописи в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"» Работа выполнена: Фадеевой Алисой Владиславовной, Чихачевым Андреевичем, обучающимися 10”В” класса Научный руководитель: Вареева Л. Л. , учитель русского языка и литературы
Структура работы
Проблема исследования: какие цвета и почему используются в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» , с чем связано преобладание того или иного цвета? Цель исследования: провести анализ цветописи в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в связи с изменением внутреннего состояния героев на основе частотности употребления цвета. Методы исследования: Теоретические (анализ, синтез, дедукция (от частных к общим выводам); обобщение; классификация цветов; ) Эмпирические (сравнение, аналогия, измерение); специфический – метод опроса.
Задачи: 1) изучить символику цвета в психологии, рассмотреть положительные и негативные характеристики цвета 2) соотнести цветовую гамму с героями произведения, их внутренним состоянием 3) проанализировать частотность употребления цвета в произведении 4) выявить восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10 -х классов и педагогами гимназии
Актуальность нашего исследования обуславливается следующими фактами: 1) внутренний мир героев глубже раскрывается и лучше понимается через призму символики цвета, что делает сложное произведение более понятным; 2) изучение романа через призму цветописи может повысить интерес к творчеству Ф. М. Достоевского, поскольку читатель невольно сравнивает свой выбор того или иного цвета и соотносит данный выбор с собственным внутренним состоянием.
Новизна работы обусловлена тем, что мы опираемся не только на общепринятую символику цвета, которая рассматривается в литературоведческих источниках, но и даём свою интерпретацию: например, наряду с белым, выделяем бледные тона; описывая жёлтый цвет, останавливаемся на естественных и искусственных источниках света (солнце, луна, свеча) и их роли в романе, рассматриваем оттенки цветов (например, розовый цвет), анализируем результаты опроса с 10 классниками и педагогами, делаем собственные выводы о выборе респондентами того или иного цвета; делаем собственные выводы и о частотности использования цвета в произведении.
Желтый цвет Помещения Свет(солнце и луна) Свет(свеча) Внешность героев Предметы
Жёлтый цвет – основной цвет в романе Показывает болезни, бедность, смерть Создает впечатление всеобщей убогости Является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев Вызывает подавленность, внутреннее угнетение, психическую неустойчивость Но также свет солнца, луны, свечи вселяет надежду
Красный цвет: Имена героев Цвет пошлой сытости Больные люди Состояние героев (стыд, злость) Сцены жестокости
Черный цвет - власть зла «Чёрная неблагодар ность» , «думал их в чёрном теле попридержать» . «чёрный змей ужаленного самолюбия всю ночь сосал его сердце» Черная лестница Фразеологизмы Лужина Развернутая метафора Темные, «черные, воспаленные» глаза Раскольникова Темная квартира Алены Ивановны
Белый цвет - символ чистоты или оболочка обмана «Чуть-чуть … с проседью» волосы Свидригайлова Белокурые волосы Сонечки Белый шарфик Дуни «Вся белая как полотно» Лизавета Обломок белого пера
Белый цвет - символ невинности, печали и скорби Мертвая девочка в белом платье Светлые волосы Стол, покрытый « белыми атласными пеленами» Мраморны е руки Белый гроденапль Белый густой рюш
Бледные тона бледное личико Сонечки «Дунечка побледнела от гнева» Лицо Николая «Разумихин побледнел, как мертвец» «Губы были совсем побелевшие»
Зеленый цвет Зонтик дочери купчихи Драдедамовый платок Сонечки Церковный купол Дом Сони Крона дерева
Зелёный цвет отличается от остальной цветовой гаммы произведения, выделяется своей свежестью, чистотой «… цвет возрождения души и мудрости» Символизирует защиту от внешнего мира
Голубой цвет «Слишком голубые глаза» Свидригайлова Грезившаяся «голубая вода» Туалет Луизы Ивановны Глаза Сони Скатерть в комнате Сони
Серый цвет Одежда Раскольникова Фамилия Лужина Дом Порфирия Петровича Повестка Кредитки Петра Петровича Лошади
Коричневый цвет Летний пиджак Лужина Платье Сонечки на похоронах Запекшаяся кровь на бахроме
Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету.
2. 2 Частотность использования цвета в романе «Преступление и наказание» До совершения преступления (I глава) После совершения убийства Общее количество Жёлтый 23 32 55 Красный 12 41 53 Белый 3 33 36 Чёрный 7 28 35 Зелёный 3 11 14 Синий, голубой 1 8 9 Серый - 8 8 Коричневый - 6 6 Розовый 1 2 3
Таким образом, проследив изменения цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» , соотнеся их с психологическим состоянием Раскольникова, установив частотность употребления цветов в романе, можно сделать вывод о связи «цветового» и психологического восприятия романа.
Глава 3 Роман «Преступление и наказание» глазами современного читателя
Результаты опроса обучающихся 10 -х классов Цвет Количество серый 42 жёлтый, бледно-жёлтый, грязно-жёлтый, серо-жёлтый красный, алый бордовый, цвет крови 20 коричневый, тёмно-коричневый 11 чёрный 9 тёмные 4 болотно-зелёный, тёмно-зелёный 3 тусклые 2 бледные 2 скудные, невзрачные 2 синий, голубой 2 12
Результаты опроса педагогов Учителя литературы Цвет Учителя других предметов 0 серый 7 6 жёлтый 0 0 чёрный 7 0 белый 2 0 коричневый 2 0 тёмно-синий 1 0 красный 1 0 зелёный 1
Выводы: Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие. Выбор цвета в романе является важным средством выражения не столько мысли, сколько эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение писателя. Цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя. Чаще всего встречается в романе жёлтый цвет, он, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Проведя исследование мы сделали вывод о связи «цветового» и психологического восприятия романа. Опрос, проведённый среди десятиклассников и педагогов гимназии о том, какой цвет в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» наиболее яркий, показал, что и младшее, и старшее поколения больше склоняются к серому цвету. Обучающиеся выделяли ещё жёлтый и красный; взрослые — чёрный.
Перспективу нашей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму, использованную в произведении Ф М. Достоевского, с символикой цвета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» .
Благодарим за внимание
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА [восстановлен].pptx