ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРТ В НАУКУ.ppt
- Количество слайдов: 19
Исследование взаимодействия культур в селе Нижняя Елюзань Автор работы: Мукунева Альбина Научный руководитель: учитель истории и обществознания Сайфетдинова Э. Х.
Целью исследования является анализ историко-культурных связей русских и татар на территории села Нижняя Елюзань. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • выявить особую роль села Нижняя Елюзань как центра этнокультурных взаимодействий; • проследить процесс этногенеза русских и татар в ходе развития истории страны; • рассмотреть особенности этнокультурных отношений ; • проанализировать характер культурного взаимодействия татарского и русского народов в селе Нижняя Елюзань. • выявить круг проблем в межнациональных отношениях на современном этапе и пути их решения.
Исторически сложилось так, что на территории села Нижняя Елюзань проживают люди нескольких национальностей, преимущественно это – русские, татары, мордва.
Архивная справка из школьного музея дает нам следующие сведения. Из рассказа старожила села Живаева М. Т: « Когда работал председателем сельского совета, нашел в архиве документ, в котором было написано: приблизительно в 1280 году по реке Кадада прибыло несколько семей мурзы-муровов; они были некрещеные, разговаривали на татарском языке. Местный князь за какую-то услугу подарил одной из семей землю. В семье было три брата. Отец одному дал землю, где сейчас находится Средняя Елюзань, другому – Верхняя Елюзань, третьему – Нижняя Елюзань. Так появились три Елюзани. Мурза-муровы крепостных не имели, все работы выполняли сами, пахотной земли было мало. Рядом с селом находилось поместье русского помещика, у которого были крепостные крестьяне. Мурза-муровам не разрешалось жениться на русских девушках. Они женились на мордовских. Так в селе появилось три конца (улицы): русский, татарский, мордовский. И до сих пор в нашем селе мирно уживаются люди разных национальностей.
Изучая советский период в жизни России, и в жизни нашего села мы пришли к выводу, что "в этническом плане ситуация выглядела предпочтительнее для представителей татарской национальности, так как язык и культура сохранили доминирующее положение, в то время как русских ожидала участь "сближения" и "слияния". Тем не менее русские сумели сохранить свою национальную культуру, в условиях проживания в татарском селе. На наш взгляд, это удалось благодаря межэтническому взаимодействию народов. Позитивным примером межэтнического взаимодействия может служить совместная деятельность людей в области образования, культуры, сельского хозяйства, быту их диалог и взаимодействие. В селе функционируют школа, библиотечно-досуговый центр, где работают представители и татар и русских, которые являются хранителями традиций обеих культур. Национальные праздники, фестивали не бывают по составу своих участников однонациональными, а собирают представителей разных национальностей.
Нижнеелюзанцы чтят память своих земляков. В школьном музее хранятся автобиографии, фотографии людей разных национальностей. На мемориальной доске памятника павшим в годы Великой Отечественной войны высечены имена погибших, среди которых есть и русские фамилии.
ОПРОСЫ "Что необходимо Вашему народу? " "Что стоит на втором месте по важности? " “Что для вас важнее религия или культура вашего народа? ”
Русские уважают и почитают татарские праздники. Все вместе празднуют Курбанбайрам, Ураза – Байрам, Сабан – туй. Особенно всеми любим праздник Сабан-туй, который традиционно проходит в селе Средняя Елюзань. В нем тоже участвуют люди разных национальностей, и не только жители нашей области, а так же гости из других краев и областей.
В Нижней Елюзани из проживающих здесь 2096 татар и 736 русских считают родным языком язык своей национальности. В селе никогда остро не ставился вопрос о создании школы на родном языке. В своем большинстве и русские и татары поддерживают идею изучения родного татарского языка в школах как предмета.
Так как в селе больше татар, все население, независимо от национальности умеет разговаривать и на русском и на татарском языках. На территории села много русских по национальности, но свободно говорящих на татарском языке. И многие русские считают татарский язык своим вторым родным языком. С самого раннего детства ребенок общается на двух языках. И до определенного возраста человек и не задумывается над вопросом, кто он русский или татарин. И процесс создания смешанных браков увеличивается, что ведет к стиранию границ между нациями. Семья Богдаловых Семья Ефимовых Муж Наиль Исхакович Богдалов Муж Николай Александрович Ефимов Жена Любовь Александровна Отставнова Жена Гузель Джабировна Давыдова
В селе Нижняя Елюзань имеются две действующие мечети, которые активно посещает мужское население села. Однако нет христианского храма, но если бы он был, то татары с уважением бы относились к нему. Этому свидетельствует нахождение на территории села христианского кладбища. Доказательством того, что в селе мирно уживались две религии, свидетельствует тот факт, что некоторые русские посещали мечеть во время праздников. Достоверно известно, что житель села Нижняя Елюзань, проживающий на «русском конце» Ларькин Петр неоднократно посещал мечеть во время праздника Ураза байрам, Корбан байрам.
Когда-то давным-давно в нашем селе жил Рай-бабай. Это был очень добрый, душевный человек. Он был женат на простой девушке. И вот однажды его жена , а это было зимой, захотела поесть ягод. Причиной этого была беременность его жены. Раю захотелось исполнить желание своей жены и он почувствовал в себе какие-то силы. Он сказал жене: полезай в подпол и там ты найдешь ягоды. Жена сильно удивилась, но послушалась мужа. И каково было ее удивление, когда она увидела поляну. На которой росли ягоды. Когда она вернулась, муж предупредил жену, чтобы она ни о чем не рассказывала, но наутро, забывшись, она рассказала обо всем соседке. Потом она заболела и через несколько дней умерла. Рай очень переживал смерть своей жены. После этого он никогда не женился и решил свою жизнь посвятить людям. Он помогал бедным, обездоленным, читал молитвы. Однажды на берегу реки Кадады Рай увидел девушек, которые звали на помощь. Рай быстро побежал, но не успел спасти девушек. Семь девушек утонули спасая друга. Не мог простить себе Рай, то, что он не успел и не помог в беде. Девушек похоронили на берегу реки, так как, по народным поверьям, нельзя было переносить тело покойника через реку, так как, это могло бы привести к большим бедам. Рай-бабай всю оставшуюся жизнь ухаживал за этими могилами и завещал похоронить себя рядом с девушками. Жители села ухаживали за могилами девушек и Раябабая, и все они были причислены к лику святых, А место захоронения - стало местом поклонения людей. Считалось, если прийти на это святое место и попросить бога о помощи, он обязательно поможет тебе в этом. Но с годами могилы заросли травой, место становилось неухоженным. И только самые старые жители села иногда приходили сюда помолиться.
Когда недалеко от села Нижняя Елюзань строился памятник татарской культуры, в этой работе приняли участие не только татары, но и русские. Все население села активно вовлеклись в эту работу. А теперь – этот памятник стал местом поклонения не только татар, но и русских.
. Вывод Несмотря на отрицательные факторы, межэтнические противоречия в стране, население села Нижняя Елюзань, сохраняет дружеские взаимоотношения и не подвержено множеству разного рода провокаций, так как здесь культура взаимопонимания складывалась веками и давно перешла из области полиэтнических отношений в область межличностных связей, которые нередко оказываются более важными и ценными для людей, даже по сравнению с политическими и экономическими проблемами. Эти взаимоотношения формировали самобытную культуру села, и они могут стать той базой, на которой будет продолжено укрепление полиэтнической сущности села Нижняя Елюзань. Углублению межкультурных взаимодействий русских и татар способствовал комплекс объективных причин, а именно: общая природно-климатическая зона проживания, единая историческая судьба в рамках общей политической системы. Поэтому проблема изучения совместимости культур народов, проживающих на территории села, актуальна и является важнейшим индикатором стабильности их совместного проживания.
Спасибо за внимание!!!