испанский театр эпохи барокко.ppt
- Количество слайдов: 23
Испанский театр эпохи барокко
Жанры ауто пасос (испанский фарс). комедия, драма
• Ауто — поджанр драмы, род религиозноаллегорических одноактных драматических представлений на библейские и евангельские сюжеты, распространённый со 2 -й половины 13 до 18 века. • Вначале исполнялись 3 -4 любителями, в 16 -17 веках превратилось в пышное зрелище, близкое к мистерии. • В театрах, играющих в таком стиле, представления ставились на передвижной платформе и в основном во время церковных праздников. • Ауто, наряду со светским театром, существовал в Испании до второй половины 18 в. ; его литературную обработку начал Лопе де Вега.
Изначально театральные представления проводились на улицах и площадях, а также патио (patios) – внутренних двориках поместий, которые со временем приобрели вид полноценных театров, со сценами, декорациями, сценическими инструментами для создания соответствующей обстановки
Театральные «загоны» ( «Corrales» ) XVI-XVII вв
Театральные «загоны» ( «Corrales» ) XVI-XVII вв
По принципу corrales в Мадриде, начиная с середины 16 века, строят постоянные театры.
В первые годы своего существования «загоны» давали представления исключительно для мужчин один раз в неделю. Со временем итальянские предприниматели, которым власти Мадрида отдали театры в аренду, получили разрешение на две постановки в неделю и добились права на посещение театров женщинами.
Спектакль представлял собой синтетическое действо, объединяющее в себе разные виды искусства. Он начинался с пения под аккомпанемент гитары, затем произносился пролог, после чего следовало непосредственно представление пьесы
• хорнада (день) – 3 части, на которые подразделялась пьеса. • сайнеты (интермедии) - пьески с музыкой и плясками или танцевальные номера, разыгрывались в антракте после каждой хорнады. • мохиганга (от исп. mojiganga маскарад, буффонада) - всеобщий танец в масках, с куплетами и шутками, подхватываемыми зрителями, разыгрывалась в конце спектакля.
• Герои и героини испанской комедии - люди цельного и сильного характера. Согласно требованиям чести, они не допускают корыстных и низких поступков. Это движет всеми действиями героев.
Лопе де Вега (15621635 гг. ) - испанский драматург, поэт и прозаик. Автор более чем 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней. Творчество Лопе де Вега представляет собой переход испанской драматургии от Возрождения к барокко.
Все пьесы Лопе де Вега можно разделить на два жанра: - «Комедия плаща и шпаги» ( «Собака на сене» , «Дурочка» и др. ) — собственно комедии, преимущественно любовные. - «Комедия героическая» (историческая драма) ( «Фуэнте Овехуна» )
Титульная страница • теоретического очерка (в стихах) Лопе де Вега «Новое искусство создания комедий в это время» (1606 • г. ) • • • Лопе де Вега изложил здесь собственную концепцию нового театра, в соответствии с которой комедия должна 1. достичь полной свободы «времён и мест» , 2. совместить в себе «трагическое и комическое начала» , 3. состоять из трёх примерно равных по длительности частей. По замыслу автора, первый акт должен раскрывать перед зрителями общую направленность (тему) представления, второй – доносить до публики суть (конфликт) действа, третий – повествовать о развязке (решении конфликта).
( • Ти рсо де Моли на (настоящие имя и фамилия Габриэ ль Те льес ; 1579 -1648) испанский драматург, доктор богословия, монах. • Автор более 400 стихотворных пьес, из которых до нас дошло только 84 комедии и 5 «ауто» . • Основные произведения: • «Севильский обольститель, или Каменный гость» ; • «Благочестивая Марта» ; • «Любовь и ревность заставят поумнеть» ; • «Богородица оливковой рощи» ; • «Осужденный за недостаток веры»
• В драме «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) де Молина создал образ бесчестного обольстителя, способного надругаться над святынями, попирающего любовь во имя себялюбия; его Дон Хуан Тенорио предшественник Дон Жуана в литературе и драматургии.
• Пе дро Кальдеро н де ла Ба рка (1600 -1681) — испанский драматург и поэт, чьё творчество явилось барочным завершением театральной модели, созданной в конце XVI - начале XVII века Лопе де Вега. • Перу Кальдерона принадлежит около 120 комедий и драм, 80 ауто, 20 интермедий.
Типы пьес Философские драмы Драмы чести Комедии интриги
Философские драмы • Пьесы этого типа затрагивают фундаментальные вопросы бытия, прежде всего — человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Действие происходит чаще всего в «экзотических» для Испании странах (например, Ирландии, Польше, Московии); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику.
• «Стойкий принц» - (философская драма, 1628) пьеса о жизни и смерти португальского инфанта Фернандо, который ради христианской веры предпочел остаться в плену у мусульман Марокко, нежели быть выкупленным и вернуться домой. • В качестве выкупа мусульмане хотели получить город Сеута, считавшийся цитаделью Европы и христианства в Африке, и принц не посчитал себя достаточно ценным для такого обмена. И в истории, и в пьесе он умирает в плену, оставшись стойким принцем, не сломленным врагами.
• «Жизнь есть сон» ( 1635) в центре произведения — конфликт между судьбой и роком, человеком и природой, властью и личностью. • Действие пьесы происходит в Польше, а один из её персонажей (Астольфо) носит титул «князя Московского» (duque de Moscovia, буквально «герцог Московский» ), однако историческая обстановка, как было принято в литературе того времени, совершенно условна, и какой-либо местный колорит отсутствует.
Драмы чести • В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь. • Конфликт связан либо с отступлением от этих принципов, либо с трагической необходимостью их соблюсти, даже ценой человеческой жизни. • Пример: «Саламейский алькальд»
Комедии интриги • Самая «традиционная» группа пьес Кальдерона включает в себя комедии, выстроенные по канонам театра Лопе де Вега, с запутанной и увлекательной любовной интригой. • Инициаторами и самыми активными участниками интриги чаще всего становятся женщины. Комедиям присущ так называемый «кальдеронов ход» — случайно попавшие к героям предметы, письма, пришедшие по ошибке, потайные ходы и скрытые двери. • Примеры: «Дама-невидимка» , «В тихом омуте…» , «По секрету вслух» .
испанский театр эпохи барокко.ppt