Искусство Западной Европы ( 17 – 18 вв.
17_-_18_vv_iskusstvo_2008.ppt
- Размер: 29.6 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 111
Описание презентации Искусство Западной Европы ( 17 – 18 вв. по слайдам
Искусство Западной Европы ( 17 – 18 вв. )
Религиозное разделение Западной Европы ( Реформация и Контрреформация)
• Реформ цияаа • (от лат. reformatio — преобразование) — общественное движение в Западной Европе в 16 веке, направленное на реформирование католической Церкви. • Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера (1483 – 1546) • Реформация положила начало протестантизму
• Протестант змиа определил принципиальными три положения : – спасение личной верой – священство всех верующих – исключительный авторитет Священного Писания (Библии) • католиков — около 1 млрд. человек • протестантов — около 400 млн. • православных — около 240 млн.
• КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в 16– 17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации. • Тридентский собор (1545– 1563) официально отверг протестантское учение. • Орудиями Контрреформации стали – инквизиция (1542) и – орден иезуитов (1540, Игнатий Лойола). • Был издан Индекс запрещенных книг
Варфолом евская ночьеа • Резня гугенотов во Франции , устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 , день св. Варфоломея. • Во Франции с августа по октябрь погибло около 70 тысяч человек.
• Тридцатилетняя война ( 1618 — 1648 ) вовлекла в военные действия почти все европейские страны • Причины: – Религиозное противостояние между протестантами и католиками – Борьба против гегемонии династии Габсбургов , распространивших свою власть на Португалию, Фландрию, южную Италию, Чехиею, Венгрию, Хорватию, а также испанские колонии в Америке
• Война изменила расстановку сил в Европе: • Испания потеряла свое доминирующее положение • Гегемония перешла к Франции • Швеция стала великой державой, укрепив свои позиции на Балтике • Наибольший урон был нанесён Чехии и Германии , где погибла примерно треть населения • В Германии шведы уничтожили треть всех городов и деревень, а также сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи
Барокко
• Бар кко оа (итал. barocco — «странный» , «причудливый» ; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ) — стиль европейской культуры 17 -18 веков • Сформировался в Риме под влиянием контрреформации Основные черты: • Обращение к эмоциям и воображению зрителей • Напряжённая динамика образов • Стремление к величию и пышности • Создание ансамблей (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера)
• Стиль барокко получил распространение • в архитектуре католических стран: • Италии • Испании • Австрии • Германии • Чехии • Польши
Архитектура барокко
• Джакома делла Порта • (ок. 1540 -1602) • Ученик Микеланджело и Виньолы. • Работал в основном в Риме. • Для его творчества характерны динамизм архитектурных форм. • Обращение к архитектуре античности эпохи эллинизма и поздней империи, а также к искусству Высокого Возрождения.
• Джакомо делла Порта Церковь Иль Джезу (фасад)
• Игн á тий Лой лаоа (1491 -1556) – основатель ордена иезуитов. • Орден проявил себя в: • — миссионерской деятельности; • -образовании и воспитании; • — литературе и театре.
• Виньола и • Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. 1575 • Отказ от центрической схемы Высокого Возрождения. • Возвращение к базиликальному типу раннехристианских церквей Рима.
• Для зодчих барокко важна пластическая сторона архитектуры и ее пространственная организация.
Джакомо делла Порта. Вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима. 1598 —
• Складывается система итальянского парка: наличие единой оси парка, расположенного на склоне горы с многочисленными спусками , террасами гротами. • На этой же оси расположено и главное здание.
Доменико Фонт а на (1543 -1607)
Доменико Фонтана. Латеранский дворец в Риме 1586 -1590.
• Доменико Фонтана • Фонтан Аква Феличе (Фонтан Моисея) • 1585 -88 • Расположен в районе Квиринал на том месте, где заканчивался акведук Аква Феличе, отреставрированный Папой Сикстом V.
Ангелы с фамильным гербом Папы Сикста V
В центре — Моисей, слева — Аарон, справа – Иисус Навин
Фонтана. Библиотека Ватикана.
Сикстинский зал Ватиканской апостольской библиотеки
В 1586 в центре площади Собора Святого Петра был установлен египетский обелиск (25 м)
• Установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в день 10 сентября 1586 года. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы : “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, что бывает в воскресенье, предшествующее Пасхе.
• Для сооружений барокко показателен акцент на фронтальность, фасадность построения.
Франческо Борромини (1599 – 1667)
• Работал в Риме. • Соперничал с Лоренцо Бернини за папское внимание. • Характерно изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров. • Кругу предпочитал эллипс. • В 1667 сжег рукописи и рисунки, затем покончил с собой (закололся).
• Франческо Борромини • Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Риме 1634 -1667 гг.
• Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (1642 — 60) была построена Борромини по заказу папы Урбана VIII. • Церковь является частью Университета Сапиенца, основанного в 13 веке.
• Папа Римский • Урбан VIII (Маффео Барберини), • (1623 — 1644)
• Томмазо Кампанелла предлагал папе основать колледж для того, чтобы воспитывать миссионеров и основать мировую теократию с папой во главе: «универсальная монархия» , писал Кампанелла, «когда будет одно стадо и один пастух, и счастливая жизнь на земле» . • Урбан одно время рассматривал этот проект вполне серьезно.
Борромини. Университетская церковь в Риме. 1642 -60.
• Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: • очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом.
• В интерьере план пола продолжается в форме перекрытия. Основание и купол сливаются так, что ребра купола, продолжающие линии пилястр, кажется поднимаются прямо с пола. • Эти черты архитектуры Борромини, приводившие в изумление его современников, стали характерными чертами позднего барокко и рококо.
Интерьер. Алтарная композиция Пьетро да Кортона «Св. Иво»
Голубь в фонаре, окруженный 12 языками пламени и статуи апостолов в нишах церкви
«Ключ Соломона» призывает Премудрость с помощью различных талисманов, магических кругов и печатей
Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680)
• Учился у отца — скульптора Пьетро Бернини , интересовался театром. • Бернини живописно сочетает разные материалы , использует • раску, • позолоту, • световые эффекты.
Колоннада площади перед собором св. Петра в Риме
Лоренцо Бернини. Кафедра святого Петра. 1657 —
Бернини. Лестница Скала Реджа. 1663 —
Бернини. Лестница Скала Реджа. План
Скульптура барокко
• Скульптура барокко отличается: • повышенной эмоциональностью • стремлением к театрализованным эффектам • применением разных материалов • стремлением «завоевать» пространство
• Джованни Лоренцо Бернини • Похищение Прозерпины • 1621 -1622 • Мрамор. 295 см • Галерея Боргезе. Рим • Бернини было всего 23 года
• «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…»
• Бернини • Аполлон и Дафна • 1622 -1625 • Мрамор, 243 см • Галерея Боргезе. Рим
• Кардинал Маффео Барберини: • «Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся с руками, полными листвы и горьких ягод» .
Бернини. Экстаз св. Терезы. Капелла Корнаро. Санта Мария делла Виттория. 1644 -1652 гг.
• Кардинал Федерико Корнаро • (1579 -1653) • Заказчик оформления капеллы. • Портрет кисти Бернардо Строцци.
Бернини. Портрет Людовика XIV. 1665.
Никола Сальви. Фонт н Тр виааеа. ( 1732— 1762 ). Рим
• Самый большой фонтан Рима (49 м шириной и 26 м высотой). • Вода поступает из источника, расположенного в 13 км от Рима, по водопроводу, который действует с I в. до н. э. • На заднем плане — Палаццо Поли (архитектор Луиджи Ванвителли).
• «Укрощение вод» – тема скульптурной композиции. • Тритоны направляют колесницу из морских раковин Посейдона, которую влекут гиппокампы – водяные лошади.
Живопись барокко • Стремление эмоционально воздействовать на зрителей: – Контрасты цвета и света – Динамизм композиций (диагональное размещение основных деталей или размещение по спирали) – Частое совмещение двух планов: реального и воображаемого – Игра с пространством
• Джован Баттиста Гаулли (1639 – 1709) — итальянский живописец, прозванный «Бернини живописи» . • Роспись купола церкви Иль Джезу в Риме (главного храма ордена иезуитов) — «Триумф Имени Христа»
Андреа дель Поццо. Триумф св. Игнатия. 1691 -1694. Плафон церкви Сант-Иньяцио. Рим
Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. 1636 -1639. Палаццо Барберини в Риме.
• Петер-Пауль Рубенс (1577 -1640) — знаменитый фламандский живописец. • Мастер, великолепно работавший почти во всех жанрах живописи.
Автопортрет с Изабеллой Брант,
Похищение дочерей Левкиппа. ок. 1617— 1618. Холст, масло. 224 × 211 см. Старая пинакотека. Мюнхен
• Диоскуры – братья-близнецы Кастор и Полидевк – похители дочерей Левкиппа, невест сыновей Афарея. • Ссора между Диоскурами и сыновьями Афарея привела к тому, что только Полидевк остался в живых. • По просьбе Полидевка Зевс, отец Диоскуров, разрешил ему и Кастору «поделить» обещенное Полидевку бессмертие.
Рубенс. Мученичество Св. Ст фанеа а. 1617 «. . . вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» .
Рубенс. Снятие с креста. 1612 -1614. Дерево, масло, 421 x 311 см Собор Антверпенской Богоматери
• Триптих, предназначенный для капеллы Гильдии аркебузьеров (полувоенного братства), состоит из: • «Встреча Марии и Елизаветы» • «Снятие с креста» • «Представление Иисуса в Иерусалимском храме»
• Рубенс • «Шубка» • (Елена Фоурман) • ок.
Рубенс. Вирсавия. 1635, дерево, масло, 175 x 126 см Картинная галерея, Дрезден, Германия
• Джованни Баттиста Гаулли (1639 – 1709) — выдающийся итальянский живописец-декоратор, прозванный «Бернини живописи» . • Самой значительной работой Гаулли, заказанной ему генералом ордена иезуитов по совету Бернини, является грандиозная роспись купола церкви Иль Джезу — главного храма ордена иезуитов. • Основным мотивом росписи огромного купола является иллюзорный свет, изливающийся из его центра – аллегория деятельности Ордена. • Особого эффекта осязаемости изображенного Гаулли добивается, сочетая созданный кистью художника ослепительный свет с раскрашенным гипсом лепнины.