Скачать презентацию ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ План 1 Эстетические основания искусства Возрождения Скачать презентацию ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ План 1 Эстетические основания искусства Возрождения

Л. 7. Искусство Возрождения.ppt

  • Количество слайдов: 105

ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ План 1. Эстетические основания искусства Возрождения. (Красота гуманизма. Возвышенное и низменное) 2. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ План 1. Эстетические основания искусства Возрождения. (Красота гуманизма. Возвышенное и низменное) 2. Изобразительное искусство Высокого Возрождения 3. Изобразительное искусство Позднего Возрождения

В эпоху Ренессанса деятельность приобрела самодовлеющее значение. Человек жаждал реальной власти над природой, над В эпоху Ренессанса деятельность приобрела самодовлеющее значение. Человек жаждал реальной власти над природой, над самим собой. С помощью интенсивного преобразования он пытался создавать новую красоту, совершенствуя окружающий мир. Не случайно в это время рождаются известные утопии Мора, Кампанеллы. Созидающая энергия эпохи сумела совершить мощный прорыв в утверждении вдохновляющих и оптимистических возвышенных идеалов.

Красота гуманизма • С точки зрения эстетики гуманизма природа не противопоставлялась Богу. Она отражала Красота гуманизма • С точки зрения эстетики гуманизма природа не противопоставлялась Богу. Она отражала факт божественного присутствия. • Для возрожденческой художественной культуры, мир представал в максимально одушевленном, максимально красочном, ярком виде. Происходит реабилитация чувственной красоты. • Красота рассматривалась как очищенное совершенство самой природы, которое необходимо выявить, раскрыть через искусство. В это время возникает исключительный интерес к гармонии природных явлений, которые окрыляют на художественное созидание.

Данте Алигьери (1265 -1321), Петрарка (1304 -1374) Данте Алигьери (1265 -1321), Петрарка (1304 -1374)

Природа в живописи начинает выступать не только фоном, но и достойным объектом эстетического созерцания. Природа в живописи начинает выступать не только фоном, но и достойным объектом эстетического созерцания. Отцом современно пейзажа принято считать Тициана. (Пейзаж – с франц. – местность) Пейзаж. Тициан

Красота гуманизма • На первый план выдвигалась не природа сама по себе, но ее Красота гуманизма • На первый план выдвигалась не природа сама по себе, но ее эстетическое осмысление. Считалось, что искусство выше природы и художник не натуралист, он творит, отбирая, обрабатывая, пересоздавая первозданный мир по своим собственным законам. • Особое значение приобрело художественное воплощение красоты человека. • В первую очередь, наиболее яркое выражение получает телесное совершенство венца природы. Новое искусство рассматривает тело в качестве важнейшей эстетической ценности. • Особая роль в это время отводилась культу женской красоты.

Св. Себастьян венецианского художника Антонелла да Мессина. Св. Себастьян венецианского художника Антонелла да Мессина.

Культ женской красоты Ботичелли. Рождение Венеры. Галерея Уффици, Флоренция. Культ женской красоты Ботичелли. Рождение Венеры. Галерея Уффици, Флоренция.

Культ женской красоты Тициан. Венера с зеркалом. Культ женской красоты Тициан. Венера с зеркалом.

Культ женской красоты Тициан. Даная. Эрмитаж СПб. Культ женской красоты Тициан. Даная. Эрмитаж СПб.

Культ женской красоты • В моду входит украшение одежды золотой, серебряной вышивкой, драгоценными камнями, Культ женской красоты • В моду входит украшение одежды золотой, серебряной вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Красивая, нарядная, образованная женщина жаждала очаровывать. • В целом эпоха Ренессанса породила величайшее многообразие оттенков в интерпретации прекрасного, эстетическое многоголосье, основанное на культе человеческой уникальности.

Джотто ди Бондоне (ок. 1266 1337) • Заложил основу искусства Возрождения, работал как живописец, Джотто ди Бондоне (ок. 1266 1337) • Заложил основу искусства Возрождения, работал как живописец, скульптор и архитектор. Его искусство утверждало не только высокое моральное совершенство человека, но и его реальную, целостную значимость. • Даже Христа художник изображал не просто как символический, недосягаемый образ, но как человека среди других людей, прорисовывая психологическую достоверность харизматической личности.

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды

Сандро Боттичелли (1445 -1510) Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи • Работал при дворе Сандро Боттичелли (1445 -1510) Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи • Работал при дворе Медичи. Красота, воплощенная в творчестве Боттичелли, представала то в виде утонченности, естественной чистоты, невинности, безмятежности, романтической приподнятости, трепетности, внешней ясности, легкости, таящей, однако, непробужденную силу бурных страстей, то в художественный мир художника врывались напряженность, динамизм, повышенная экзальтация, драматизм, аритмия экспрессивных образов.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475 г. Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475 г.

Сандро Боттичелли. Весна. Галерея Уффици. 15 в. Сандро Боттичелли. Весна. Галерея Уффици. 15 в.

Сандро Боттичелли. Весна. • Источником для Боттичелли послужили литературные произведения античных авторов: поэма Лукреция Сандро Боттичелли. Весна. • Источником для Боттичелли послужили литературные произведения античных авторов: поэма Лукреция «О природе вещей» (Венера, Флора, Меркурий ) и Овидия «Фасты» (Хлорида и Хариты) Меркурий Три Хариты Флора Нимфа Хлорида и Зефир

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины «Мадонна Евхаристии» Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины «Мадонна Евхаристии»

Леонардо да Винчи (1452 -1519) • Красота Леонардо да Винчи волнует своей вечной загадкой Леонардо да Винчи (1452 -1519) • Красота Леонардо да Винчи волнует своей вечной загадкой беспредельности человеческой души. • Художник воплотил эстетику «сфумато» , передающую легкость, воздушную текучесть, изменчивость, завуалированность потаенных глубин бытия. Совершенство человека у Леонардо да Винчи никогда не противостоит гармонии природы. • Непостижимость улыбки Моны Лизы есть непостижимость красоты.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза Джоконда. 1503 1506 гг. Леонардо да Винчи. Мона Лиза Джоконда. 1503 1506 гг.

Эстетика Ренессанса • Выдающийся вклад искусства Ренессанса в развитие эстетического миропонимания заключен не только Эстетика Ренессанса • Выдающийся вклад искусства Ренессанса в развитие эстетического миропонимания заключен не только в возрождении доверия к чувственной, телесной, зримой красоте, культивировании интереса к гармонии конкретного мира, но и в органичном, глубоком синтезе телесного и духовного, земного и небесного, внешнего и внутреннего, физического и метафизического, относительного и абсолютного, эмоционального и рационального.

Возвышенное и низменное • Безмерное раскрепощение личности, дух индивидуализма, жажда ничем не ограниченного самоутверждения, Возвышенное и низменное • Безмерное раскрепощение личности, дух индивидуализма, жажда ничем не ограниченного самоутверждения, неоправданная вера во врожденную благородность человеческой натуры способствовали актуализации негативных проявлений, нарастанию деструктивных процессов, что вносило ощутимый диссонанс в становление реальных норм гармонии. • В реальной жизни теория упрощенного понимания свободы обернулась всеобщим падением нравов. • Роль семьи в жизни общества заметно упала. Даже многие гуманисты воспринимали брак, как тяжкое бремя. • Таким образом, гуманизм как ядро эстетического мировоззрения, как сущностный аспект красоты был в культуре Возрождения элитарным, ограниченным, не затрагивающим массовое сознание.

Изобразительное искусство Высокого Возрождения • Архитектура этого самого славного периода в эпохе Возрождения получает Изобразительное искусство Высокого Возрождения • Архитектура этого самого славного периода в эпохе Возрождения получает свое развитие в Риме. Здесь она отличается монументальностью, величием, является символом мощи, объединения и силы. • Одним из основателей архитектуры Возрождения является Донато де Анджело Браманте. • Высшим достижением Браманте являются его сооружения в Ватикане. Самым грандиозным сооружением Браманте и одним из величайших созданий эпохи Итальянского Возрождения стал собор Святого Петра (Сан Пьетро). Донато де Анджело Браманте (1444 1514).

Архитектура высокого Возрождения Браманте. Собор св. Петра в Риме Архитектура высокого Возрождения Браманте. Собор св. Петра в Риме

Микеланджело Буонаротти (1475 -1564) Портрет. 1535 г. • Занимает видное место в истории итальянской Микеланджело Буонаротти (1475 -1564) Портрет. 1535 г. • Занимает видное место в истории итальянской архитектуры. Он не только отражает в своем творчестве идеи Ренессанса, но и является предвозвестником зарождающегося барокко. • Главным творением Микеланджело в области зодчества, к которому он приступил в 72 летнем возрасте, является собор Святого Петра, начатый Браманте.

Микеланджело Буонаротти • Одним из его крупнейших архитектурных сооружений является пристроенная к церкви Сан Микеланджело Буонаротти • Одним из его крупнейших архитектурных сооружений является пристроенная к церкви Сан Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи

Микеланджело. Скульптурные надгробия капеллы Медичи во Флоренции. Микеланджело. Скульптурные надгробия капеллы Медичи во Флоренции.

Скульптурные надгробия капеллы Медичи во Флоренции Скульптурные надгробия капеллы Медичи во Флоренции

Микеланджело. Библиотека «Лауренция» Микеланджело. Библиотека «Лауренция»

Архитектура Микеланджело Ансамбль площади Капитолия в Риме Архитектура Микеланджело Ансамбль площади Капитолия в Риме

Микеланджело. «Пьета» (оплакивание) Собор св. Петра. Ватикан. Микеланджело. «Пьета» (оплакивание) Собор св. Петра. Ватикан.

Микеланджело. Давид. Флоренция. Символ идеального гармоничного героя, уверенно сражающегося с любыми врагами, символ искусства Микеланджело. Давид. Флоренция. Символ идеального гармоничного героя, уверенно сражающегося с любыми врагами, символ искусства Микеланджело, символ Высокого Возрождения.

Микеланджело. Статуя Моисея на могиле папы Юлия П. Рим. 1515 г. Микеланджело. Статуя Моисея на могиле папы Юлия П. Рим. 1515 г.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы. Рим. Ватикан. Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы. Рим. Ватикан.

Микеланджело. Страшный суд. Сикстинская капелла. Рим. Ватикан. Микеланджело. Страшный суд. Сикстинская капелла. Рим. Ватикан.

Микеланджело. Купол собора св. Петра в Ватикане. Микеланджело. Купол собора св. Петра в Ватикане.

Имя великого Леонардо да Винчи озаряет живопись Высокого Возрождения. Автопортрет Имя великого Леонардо да Винчи озаряет живопись Высокого Возрождения. Автопортрет

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком

Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте. Мастер ввел в итальянскую живопись новый мотив изображение Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте. Мастер ввел в итальянскую живопись новый мотив изображение Марии с детьми в пейзаже.

Мадонна Литта. 1490 1491. Эрмитаж. СПб. Мадонна Литта. 1490 1491. Эрмитаж. СПб.

Фреска «Тайная вечеря» . Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие близ Милана. Фреска «Тайная вечеря» . Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие близ Милана.

Фреска «Тайная вечеря» . Фрагмент Фреска «Тайная вечеря» . Фрагмент

Рафаэль Санцио (1483 -1520) Особую известность принесли Рафаэлю его Мадонны Рафаэль Санцио (1483 -1520) Особую известность принесли Рафаэлю его Мадонны

Рафаэль. Сикстинская мадонна. Алтарный образ монастыря Сикста в Пьяченце. Рафаэль. Сикстинская мадонна. Алтарный образ монастыря Сикста в Пьяченце.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504. Эрмитаж. СПб. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504. Эрмитаж. СПб.

Рафаэль. Фреска. Афинская школа. Рафаэль. Фреска. Афинская школа.

У Рафаэля много портретных работ. Портрет Юноши У Рафаэля много портретных работ. Портрет Юноши

Рафаэль. Дона Велата Рафаэль. Дона Велата

Рафаэль Преображение, 1520. Последняя работа незавершенная на момент смерти. Рафаэль Преображение, 1520. Последняя работа незавершенная на момент смерти.

Рафаэль. Любовница (дочь пекаря Маргарита Luti) Рафаэль. Любовница (дочь пекаря Маргарита Luti)

По рисункам Рафаэля на сюжеты из истории апостола Петра были вытканы ковры для украшения По рисункам Рафаэля на сюжеты из истории апостола Петра были вытканы ковры для украшения Сикстинской капеллы в Ватикане

Искусство Высокого Возрождения • Живописное искусство Высокого Возрождения не исчерпывается именами гениев. Одновременно с Искусство Высокого Возрождения • Живописное искусство Высокого Возрождения не исчерпывается именами гениев. Одновременно с ними во Флоренции, Венеции и некоторых других городах Италии работали очень известные художники, в творчестве которых также нашли отражение принципы искусства этой эпохи. • Следует знать имена: • флорентийского живописца Фра Бартоломео (1472 1517) работами которого вдохновлялся Рафаэль; • Андреа дель Сарто (1486 1531), чьи картины ("Рождение Марии", "Благовещение", "Мадонна с гарпиями") отличаются от всех теплой золотистой красочной гаммой, изнеженностью и хрупкостью образов; • Антонио Аллегри да Корреджо (1489 1534), создавшего изящные, полные светской галантности картины и фрески.

Корреджо Аллегория порока, 1525 1530 Музей Лувр, Париж Корреджо Аллегория порока, 1525 1530 Музей Лувр, Париж

Джорджоне Барбарелли да Кастельфранко (1476 1510), своими работами Джорджоне Барбарелли да Кастельфранко (1476 1510), своими работами "Юдифь", "Гроза", "Спящая Венера", "Сельский концерт" сформировал венецианскую школу живописи. Автопортрет

Тициан Вечеллио (кон. 1480 х 1576) • Венецианская школа достигает своего расцвета в работах Тициан Вечеллио (кон. 1480 х 1576) • Венецианская школа достигает своего расцвета в работах Тициана. • Он заимствует сюжеты из мифологии и литературы, много пишет нагое тело, стремясь передать его трепетность и теплоту, придает большое значение пейзажу, разрабатывает новый тип ренессансного портрета. • Наиболее известными произведениями являются:

Тициан. Любовь небесная и земная Тициан. Любовь небесная и земная

Тициан. Тициан. "Вакх и Ариадна"

Тициан Тициан "Даная"

Тициан Вечеллио Кающаяся Магдалина Юноша с перчаткой Тициан Вечеллио Кающаяся Магдалина Юноша с перчаткой

Маньеризм. Во второй половине XVI в. отмечается угасание стиля Ренессанс. Конец XVI в. характеризуется Маньеризм. Во второй половине XVI в. отмечается угасание стиля Ренессанс. Конец XVI в. характеризуется господством маньеризма художественного направления, в котором живое общение с реальностью подменяется эффектной и виртуозной игрой форм (считается ранней формой барокко). В скульптуре позднего Возрождения самой яркой фигурой был ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини (1500 1571).

Бенвенуто Челлини. Персей. Бенвенуто Челлини. Персей.

Бенвенуто Челлини. Сальера (солонка). Бенвенуто Челлини. Сальера (солонка).

Маньеризм. Якопо Понтормо (1494 -1556). Снятие с креста Маньеризм. Якопо Понтормо (1494 -1556). Снятие с креста

Паоло Кальяри, прозванный по месту рождения Веронезе (1528 1588) мастер больших алтарных картин и Паоло Кальяри, прозванный по месту рождения Веронезе (1528 1588) мастер больших алтарных картин и монументальных росписей, в которых главное действующее лицо шумная толпа его сограждан. Вместе с тем он много пишет мифологических сюжетов, портретов, пейзажей.

Веронезе. Плафон зала палаццо Дожей в Венеции Веронезе. Плафон зала палаццо Дожей в Венеции

Веронезе. Триумф Венеции. Веронезе. Триумф Венеции.

Веронезе. Брак в Кане Галилейской. В центре автопортрет Веронезе. Брак в Кане Галилейской. В центре автопортрет

Якопо Робусти (1518 1594), прозванный своими согражданами Тинторетто • В середине XVI века это Якопо Робусти (1518 1594), прозванный своими согражданами Тинторетто • В середине XVI века это самый крупный мастер не только в Венеции, но и во всей Италии. • Полотно «Происхождение Млечного пути» создавалось в конце 1570 х годов для пражского двора императора Рудольфа П. На нем в удивительно динамичной и экспрессивной манере запечатлена красивая древняя легенда о том, как возник на небе Млечный путь. Автопортрет

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре на Соборной площади Флоренции Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре на Соборной площади Флоренции

Палаццо – городской особняк в Италии. Палаццо – городской особняк в Италии.

Отделка зданий граненным камнем Отделка зданий граненным камнем

Палаццо Медичи Риккарди Палаццо Медичи Риккарди

Северное Возрождение • До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но Северное Возрождение • До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV XVI вв. возрожденческая культура быстро распространилась по странам Западной Европы к северу от Альп — в Нидерландах, Германии и Франции. • Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии. • Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам. Питер Аеpтсен

Северное Возрождение • Для искусства Северного Возрождения характерны переживания глубокого диссонанса, отход от идеализированной, Северное Возрождение • Для искусства Северного Возрождения характерны переживания глубокого диссонанса, отход от идеализированной, возвышенной, совершенной личности. • Здесь возникает интерес к реальному, конкретному человеку, со всеми его пороками, уродливыми проявлениями. • Творчество художников насыщено причудливофантастическими, иносказательными, ироническими образами. • В мир врывается отталкивающий, низменный лик бытия.

Изобразительное искусство Северного Возрождения • • • Дюрер Альбрехт (1471 -1528) основоположник немецкого Возрождения. Изобразительное искусство Северного Возрождения • • • Дюрер Альбрехт (1471 -1528) основоположник немецкого Возрождения. Единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересовможет быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения. Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него ведущее место. Наследие Дюрера рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи.

Пейзажи Дюрера – первые чистые пейзажи в европейском искусстве Молотильня (акварель с гуашью) Пейзажи Дюрера – первые чистые пейзажи в европейском искусстве Молотильня (акварель с гуашью)

Дюрер. Поклонение волхвов. Ок. 1504 г. Дюрер. Поклонение волхвов. Ок. 1504 г.

Дюрер. Адам и Ева. Гравюра на меди. 1504. Дюрер. Адам и Ева. Гравюра на меди. 1504.

Дюрер. Праздник венков и роз. 1506. Прага. Дюрер. Праздник венков и роз. 1506. Прага.

Агнесса Дюрер. Жена художника. 1494. Агнесса Дюрер. Жена художника. 1494.

. Дюрер. Автопортрет серебряным шрифтом. 1484. . Дюрер. Автопортрет серебряным шрифтом. 1484.

Дюрер. Портрет Освальда Креля. Мюнхен. Дюрер. Портрет Освальда Креля. Мюнхен.

Дюрер. Гравюры • Работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области Дюрер. Гравюры • Работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. • Превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. • Его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498)

Немезида или большая фортуна Немезида или большая фортуна

Носорог. 1515. Носорог. 1515.

Дюрер. Эразм Роттердамский. 1520. Лувр. Дюрер. Эразм Роттердамский. 1520. Лувр.

Нидерландское Возрождение Братья Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1432. Нидерландское Возрождение Братья Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1432.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Роллена. 1435 г. Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Роллена. 1435 г.

Ян ван Эйк. Портреты Жена художника и супруги Арнольфини (1434) Ян ван Эйк. Портреты Жена художника и супруги Арнольфини (1434)

Рогир ван дер Вейден (1400 1464) Автопортрет в образе св. Луки Рогир ван дер Вейден (1400 1464) Автопортрет в образе св. Луки

Рогир ван дер Вейден «Снятие с креста» Рогир ван дер Вейден «Снятие с креста»

Гуго ван дер Гус (1435 1482). Успение Марии Гуго ван дер Гус (1435 1482). Успение Марии

Нидерландское Возрождение. Иероним Босх (1450 1516) Нидерландское Возрождение. Иероним Босх (1450 1516)

Иероним Босх Корабль дураков (По мотивам сатирической поэмы Себастиана Бранта «Корабль дураков» ) Иероним Босх Корабль дураков (По мотивам сатирической поэмы Себастиана Бранта «Корабль дураков» )

Иероним Босх Корабль дураков Иероним Босх Корабль дураков

Босх. Триптих. Сад наслаждений Босх. Триптих. Сад наслаждений

Босх. Искушение св. Антония Босх. Искушение св. Антония

Питер Брейгель Старший (Мужицкий) 1525/30 -1569 Питер Брейгель Старший (Мужицкий) 1525/30 -1569

Зимний пейзаж из цикла «Времена года» . Зимний пейзаж из цикла «Времена года» .

Охотники на снегу. 1565. Охотники на снегу. 1565.

Битва масленицы и поста. 1559. Битва масленицы и поста. 1559.

Крестьянский танец. 1568. Крестьянский танец. 1568.

Кухня тучных Кухня тучных

Питер Брейгель. Слепые. 1568 (Музей Каподимонте, Неаполь) Считается, что сюжет картины основан на библейской Питер Брейгель. Слепые. 1568 (Музей Каподимонте, Неаполь) Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму» .