Искусство Владимиро-Суздальского княжества.ppt
- Количество слайдов: 21
Искусство Владимиро. Суздальского княжества n Архитектура n Изобразительно е искусство
Образование Владимиросуздальского княжества До распада Древнерусского государства на отдельные княжества, Владимиро-Суздальское княжество было собственностью Владимира Мономаха, который посадил там на княженик своего сына Юрия Долгорукого. После смерти Мономаха наступил период феодальной раздробленности, северозападные земли вышли изпод власти Киева, и Юрий Долгорукий стал полноправным правителем.
Князь Юрий был не только талантливым полководцем, но и активным созидателем. Он старался застроить Ростово. Суздальскую землю укрепленными городами, церквами и монастырями. При нем активно развивались архитектура, изобразительное искусство
Архитектура
Особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества n n n Использование при строительстве блоков белого камня (известняка). При строительстве возводились две тонкие стенки из каменных блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и камнями и заливалось известковым раствором. Иногда для большей прочности в стены закладывались дубовые балки. Объем храма снаружи четко делится на два яруса. Примерно на середине стены поверх вертикальных лопаток расположен горизонтальный выступ. Небольшие по размеру окна располагались только в верхнем ярусе. В наружном декоре использовался невысокий изобразительный рельеф
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152 Одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Стены собора сложены из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152
Успенский собор, 1158 – 1160 (перестроен в 1186 – 1189 гг) Успенский собор 1158— 1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным, пропорции были достаточно изящными. По высоте (32, 3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
Успенский собор, 1158 – 1160 (перестроен в 1186 – 1189 гг)
Владимирские врата (Золотые ворота во Владимире) 1164 Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. Лестница в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.
Церковь Покрова на Нерли, 1165 Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурноколончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения.
Церковь Покрова на Нерли, 1165 Церковь Покрова на Нерли. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России» , План и пропорции церкви Покрова на Нерли
Дмитриевский собор, 1194 - 1197 Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке)
Дмитриевский собор, 1194 - 1197
Дмитриевский собор, 1194 - 1197 Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века
Живопись
Особенности живописи Владимиро. Суздальского княжества Владимиро-суздальская живопись испытывала огромное влияние византийской традиции, что проявляется в изысканности колорита, пластической моделировке форм при монументальности общего решения, психологической сложности и одухотворенности трактовки. Неизвестный пророк Ок. 1189 г. Успенский собор, Владимир Фреска на юго-восточном столпе.
Росписи Дмитриевского собора во Владимире Пророк Аввакум Ок. 1189 г. Фреска на северо-восточном столпе. Апостолы и ангелы Деталь фрески «Страшный Суд» .
Дмитрий Солунский (конец XII – начало XIII) Монументальная икона Дмитрия Солунского (конец 12 — начало 13 в) предположительно связана с Всеволодом III, патроном которого считался Дмитрий Солунский. Она должна была напоминать о законности и могуществе княжеской власти. В этой иконе Дмитрий Солунский — не суровый воин-подвижник, а властитель, на которого бог руками ангела возлагает княжескую корону.
Ярославская Оранта (Ок. 1218 г) В иконе господствует строгая симметрия, благодаря которой поза Богоматери кажется особенно неподвижной и величественной, но в целом ее образ не отличается непреклонностью. Ее фигура гораздо более стройна, чем фигура Оранты в Киевской Софии. Жест ее воздетых рук, повторенный Христом, не устрашает, а привлекает
Фрески в диаконнике суздальского собора 1233 г На северной и южной пилястрах апсиды расчищены две головы святых старцев, отличающиеся тонким исполнением. Старцы представлены в рост, причем фигуры их вписаны в орнаментированные арки. Лица суровые, аскетические. Строгий, точный рисунок, мягкие охристые высветления, отсутствие резких светотеневых контрастов, столь излюбленных новгородскими живописцами, — все это накладывает на оба лица отпечаток особой сдержанности
Искусство Владимиро-Суздальского княжества.ppt