Искусство Византии.pptx
- Количество слайдов: 57
Искусство Византии Столица Византии – Константинополь ныне Стамбул. Турция. На протяжении 10 столетий Главной задачей византийского искусства было воплощение божественного начала. А его содержание отражало религиознофилософские воззрения слагающегося средневекового общества. Первый подъем византийского искусства приходится на 6 век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527— 565), когда закладываются основы византийской государственности.
• • • • РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА: 301 – Армения 313 – признание христианства в Римской империи 324 – основание Константинополя 337 - Грузия 380 – утверждение христианства на востоке Римской империи 390 – разделение Римской империи на Западную и Восточную 410 – падение Рима. Великое переселение народов. Образование государств Западной Европы. Византия. Юстиниан. Греческий язык. 726 -787 -843 – иконоборчество 864 – Болгария. Кирилл и Мефодий. 988 – Древняя Русь. 1054 – Разделение церквей на Католическую и Православную 1456 – падение Константинополя.
Две тенденции в развитии Византийской культуры Античная Византийская Христианская культура Духовные доминанты культуры Византии Библия Теология Икона Храм Христианство – вера в Иисуса Христа, Спасителя и Единого Бога
Влияние Византийской империи на искусство Европы, южных славян Древней Руси, Закавказья Храм в Грузии Храм в древней Руси Храм в г. Охрид Македония К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские зодчие и живописцы
а — односкатная б — двускатная крыша; в — вальмовая (четырехскатная) крыша; г — полувальмовая крыша; д — вальмовая крыша с козырьком; е — мансардная крыша с фронтоном; ж — мансардная вальмовая крыша; з — мансардовая крыша с дополнительным скатом; и — бочкообразная крыша; к — шедовая крыша; л — крестовая крыша; м — складчатая конусообразная крыша; н — луковичная глава; о — сомкнутая кровля; и — круглая односкатная крыша; Р — пирамидальная крыша; с — коническая крыша; т—купольная крыша; у — ромбовидная крыша; ф — скатная крыша с луковицей.
А — крестовый свод; Б — монастырский свод; В — цилиндрический свод; Г — купольный свод; Д — сомкнутый свод; Е — стрельчатый свод; Ж — крещатый свод; 3 — зеркальный свод: а — зеркало, б — падуга; И — парусный свод: а — парус; К — византийский свод: а — парус; Л — готический (звездчатый) свод.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена в 493 -526 годах Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой.
Трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне н. 6 века ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого размежевания мирян и клира строительство было начато Теодорихом в 519 г. Золотистые ленты мозаики с двух сторон окаймляют верхнюю часть нефа: справа (с южной стороны) изображены 26 мучеников, приближающихся к Христу, слева - процессия из 22 дев-мучениц, возглавляемая несущими дары волхвами. Над этими сценами с двух сторон можно увидеть фигуры пророков, отцов Церкви и эпизоды из жизни Христа. верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых), средний ярус — изображения пророков и святых, нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).
Процессия мучеников Вид южной (правой) стены центрального нефа
Три волхва. Мозаика. Богоматерь с младенцем и ангелами. Фрагмент мозаики. Святые мученики. Христос предсказывает отречение апостола Петра.
Св. Апполинарий. Мозаика в апсиде. Крест. Фрагмент мозаики.
Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов Пристроенная к храму в IX-X веках 38 -метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. Церковь Сан Витале в Равенне Собой она являет восьмиугольник с восточными архитектурными чертам кирпичные стены расчленены простыми вертикальными и горизонтальными тягами; над ним возвышается сухой по формам граненый барабан.
Мозаики Базилики Сан Витале в Равенне тип центрического храма — церковь Сан Витале в Равенне (526— 547 г. ). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обходной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по колориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви. разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов раковины морских моллюсков. Смальта - цветное искусственное стекло, с добавлением оксидов металлов
Мозаики расположены в три яруса: стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикой Выкладывали ее из кусочков смальты — цветных стеклянных сплавов Смальта, отражая лучи, создает магический эффект рождения света внутри храма.
Мозаика апсиды церкви Сан Витале
Символическое изображение Христа в виде божественного агнца в окружении ангелов. среди цветов мозаики преобладают ярко-зеленый и золотой «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг»
Павлин. Фрагмент мозаики апсиды Птицы в саду. Фрагмент мозаики апсиды.
Мозаика Жертвоприношения Авраама и Исаака. Церковь Сан-Витале в Равенне Св. Троица. Фрагмент.
Юстиниан с придворными церковь Сан Витале в Равенне
Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне Императрица Феодора и ее двор
Императрица Феодора. Мозаика апсиды Император Юстиниан. Мозаика апсиды
Капитель церковь Сан Витале в Равенне Капители в форме корзинки прорезаны ажурным узором, изощренно тонким, привлекательным своей декоративной красотой, но разрушающим тектоническую природу ордера.
Храм Святой Софии. Общий вид.
План храма Святой Софии
На подходе к храму Софии
Внутреннее пространство храма Остатки древней росписи Мозаика с иконой Богородицы
Древний орнамент под штукатуркой Витражи
Мозаика со Спасителем
Мозаика: император Иоанн Комнин II и императрица Ирина перед Богородицей с Младенцем
Мозаика: император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом. 1034 -1042 гг.
Галерея на втором ярусе Галерея на первом ярусе
Вид со второго яруса
Богородица. Мозаика XIIIв. Иоанн Предтеча. Мозаика XIIIв Иисус Христос. Мозаика XIII в.
Украшение рукописей носит орнаментальный характер; особенно типичен для них так называемый изоморфический тип инициалов, остов которых образуют несколько стилизованные рыбы, птицы, животные, реже человеческие фигуры. Ранний период иллюстрирования Дальнейший период иллюстрирования Миниатюра из т. н. Парижской Псалтири. Давид в образе Орфея. Византия. Хлудовская псалтирь. Книжная миниатюра. определился переход от античной книгисвитка к «кодексу» , т. е. книге, состоящей из отдельных сшитых листов.
Главное место занимала религиозная литература, распространявшаяся в огромном количестве рукописей, снабженных миниатюрами. главную роль играют большие животные, человеческие и фантастические декоративные кресты, венки и аркады. образы сливаются с буквами, распятие служит буквой «Т» ; фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I» . Трактовка фигур примитивна. Буквы ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым.
Трон архиепископа Максимиана, украшенный резными пластинами слоновой кости. 6 век. На пластинах из слоновой кости, которыми отделан так называемый трон архиепископа Максимиана, наряду с довольно схематичными фигурами святых и библейскими и евангельскими сценами с пышностью и ювелирной тонкостью воспроизведены богатые растительные мотивы, сочетающиеся с изображениями животных и птиц.
С 6 в. большое развитие получили в Византии изделия из эмали, производство которой достигло наивысшего подъема позже Железная корона. Около 5 век Золотая корона, украшенная драгоценными камнями и эмалями, была создана в Константинополе. Согласно легенде, ее внутренний обод изготовлен из гвоздя Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Корона императора Константина IX Мономаха 11 в. золото, эмали.
Реликварий. Около 800 года, Константинополь. Реликварий. Сделан в виде Перегородчатая эмаль, серебро, миниатюрной модели собора золото. 2. 7 x 10. 3 x 7. 1 cm Сан-Марко. 12. в. Константинополь. в римско-католической церкви ковчег для хранения мощей святого.
Шестигранный кубок. Высота 20 см. Серебро, цв. стекло, горный хрусталь, позолота, инкрустация. X - XI в. в. Дискос. Алебастр, серебро, драгоценные камни; позолота, гравировка, перегородчатая эмаль
Тарелка. Стекло, позолоченное серебро, жемчуг, драгоценные камни. XI в. Потир. Сардоникс, др. камни, золото, перегородчатая эмаль. потир — чаша с длинной ножкой и круглым основанием.
Чаша из стекла, расписанная мифологическими сценами в оправе из серебра с драгоценными камнями. X в.
Иконка с Христом вседержителем и Девой Марией на обороте. Сделана в Константинополе в 1100 году Медальон со св. Иоанном из оправы иконы Около 1100 г, перегородчатая эмаль, золото. Диам. 8, 3 см.
Плашка со св. Петром, 11 в. Перегородчатая эмаль, золото. 3. 5 x 1. 8 x 0. 1 cm Техника перегородчатой эмали в Византии достигли расцвета в XI—XII вв. Перегородки нужны потому, что минеральная краска плавится прямо на поверхности и, чтобы краски не смешивались, тонкие золотые перегородки припаивали по контурам рисунка. В каждую из образовавшихся ячеек засыпали порошок нужного минерального красителя с кварцевым песком и нагревали до высокой температуры. Порошки расплавлялись, и все ячейки оказывались заполненными ярким блестящим стекловидным веществом. Эффект увеличивался полировкой поверхности
Браслеты с перегородчатой эмалью. 8 -10 вв.
Алтарный образ в базилике Святого Марка Размеры алтаря составляют 3, 34 на 2, 51 метра.
Центральная часть алтарного образа (так называемой Пала д'Оро) с изображением Христа. Эмаль, рагоценные амни. д к 10 - 14 Миниатюры алтаря (около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках
Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен. Архангел Михаил. Икона. Константинополь. К. 12 - н. 13 вв. серебро, жемчуг, драг. камни, позолота, перегородчатая эмаль. Собор Сан-Марко. Архангел Михаил. Икона. Константинополь. К. 10 - н. 11 вв. серебро, жемчуг, драг. камни, позолота, перегородчатая эмаль. Собор Сан-Марко.
Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе. Византийская художественная культура оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь. икона, фреска, мозаика являются неким отражением божественного «архетипа» . При помощи икон верующий обращается к божеству, и до людей доносится религиозная идея. Григорий чудотворец. Икона 12 век
Ожерелье. Византия. Золото, жемчуг, аквамарины. Медный Крест , украшенный драгоценными камнями, золотом, был подарен собору Св. Петра в Риме византийским императором Юстинианом, просившим Бога о выздоровлении. 2 пол. 6 века.
Золотое ожерелье совмещено с нагрудным украшением, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. К. 9 -н. 10 в. Золотые браслеты. 7 век. Пуговка или подвеска, примерно 900 -950 гг, размеры 3. 2 x 2. 9 см.
Одежда Византии Одежда из многоузорчатого шелка с пестро вышитой или вытканной отделкой. дорогие ткани отличались красотой расцветки; в узорах преобладали геометрические и стилизованные растительные мотивы.
Искусство Византии.pptx