Скачать презентацию Искусство Византии Мир византийской культуры Сегодня на Скачать презентацию Искусство Византии Мир византийской культуры Сегодня на

1__Mir_vizantyskoy_kultury.ppt

  • Количество слайдов: 70

Искусство Византии Мир византийской культуры Искусство Византии Мир византийской культуры

Сегодня на уроке • Вы познакомитесь с культурой Византии; • Выясните, каковы исторические условия, Сегодня на уроке • Вы познакомитесь с культурой Византии; • Выясните, каковы исторические условия, повлиявшие на её развитие; • Обогатите свой словарь новыми терминами;

План: Урок 1. 1. Развитие образования. 2. Научные знания. Урок 2. 3. Архитектура. 4. План: Урок 1. 1. Развитие образования. 2. Научные знания. Урок 2. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

Империя Ромеев возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на Империя Ромеев возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Западная Римская Восточная часть была названа Византией. империя Византия является наследницей Античности. Восточная Римская История Византии началась с основания ее столицы – импери Константинополя в 330 г. Первый римский император, принявший христианство, Константин перенес столицу Римской империи на Восток. Местом для столицы был выбран город Византий. Последний император Западной Римской империи Ромул Августул был свергнут в 476 году. Восточная же империя просуществовала до 1453 года и сегодня известна как Византийская империя

В 330 году император Константин основал новую столицу Римской империи Константинополь на месте старой В 330 году император Константин основал новую столицу Римской империи Константинополь на месте старой греческой колонии Византий

Факторы формирования византийской культуры • • Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые – Факторы формирования византийской культуры • • Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые – называют следующие: в Византии была языковая общность (основным языком был греческий) Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия) при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое ядро, состоящее из греков Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в 6 развитии культуры

Основа византийской культуры - феодализм Император Константин • претворял в жизнь идею придания христианству Основа византийской культуры - феодализм Император Константин • претворял в жизнь идею придания христианству статуса государственной религии • объявил свободу разным религиозным учениям • старался придать Византии значение мирового центра • имел неограниченную власть 7

Основа византийской культуры - феодализм • Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но Основа византийской культуры - феодализм • Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного • Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически • Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника • Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем) • Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая 8 патриархов по своему усмотрению

После падения Западной империи Восточная или Византийская просуществовала еще целое тысячелетие После падения Западной империи Восточная или Византийская просуществовала еще целое тысячелетие

Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за преобладания Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством» , а её столицу — Царьградом. Государственное устройство Византии. Форма правление – монархия. Император именовался – басилевс. Власть императора не была наследственной. Избранника поднимали по римскому обычаю на щите. Позже родилась традиция венчания на царство патриархом. Нередко императорский трон захватывался в ходе переворота.

 • Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом (в • Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом (в средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской) • Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – «держитель» , повелитель вселенной) • С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира Император Константин I Мозаика мавзолея Константины (церкви С. Констанца) в Риме 11 4 век

Схизма • Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2 -х первых Схизма • Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2 -х первых веков н. э. развивалась в рамках христологических споров • Между Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство • Противоречия между Западной (католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма) 12

Духовные доминанты культуры Византии Библия Теология Икона Храм Христианство – вера в Иисуса Христа, Духовные доминанты культуры Византии Библия Теология Икона Храм Христианство – вера в Иисуса Христа, Спасителя и Единого Бога 13

Три периода «расцвета» византийской культуры • эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской Три периода «расцвета» византийской культуры • эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской культуры - 557 – 565 гг. • период власти македонской династии и время царствования Комнинов считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867 - 1204 гг. • третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 14 1453 гг.

Юстиниан (527 -565) Правило Юстиниана Единое государство, единый закон, единая религия. 1)Юстиниан положил конец Юстиниан (527 -565) Правило Юстиниана Единое государство, единый закон, единая религия. 1)Юстиниан положил конец торговле общественными должностями. 2)Уменьшил количество провинций соединив их. 3)Укрепление городов, строительство дорог. 4)Отстроил более 150 городов. 5)Вёл борьбу против тех, кто не исповедывал христианство. 5)Подавил восстание «Ника» в 532 г.

Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира. 1054 – Разделение церкви на Западную и Восточную. 1204 –захват крестоносцами Константинополя. Образование Латинской империи (существовала до 1261 г). 1453 -падение Восточной Римской империи.

Этапы истории византийской культуры: 1. 4 -7 века – ранневизантийский, характеризуется всесторонним расцветом империи. Этапы истории византийской культуры: 1. 4 -7 века – ранневизантийский, характеризуется всесторонним расцветом империи. Время «первого золотого века» 2. 8 -9 века – иконоборческий. Происходит заметное ослабление Византии и сокращение ее территории 3. 9 -11 века – «Македонское возрождение» . Характеризуется расцветом византийского искусства и окончательным сложением византийского стиля 4. 11 -13 века – правление Комнинов – время стабильного развития. В 1204 г. Константинополь был захвачен рыцарями-крестоносцами и Византия временно перестала существовать: земли были поделены, император бежал в Никею. 5. 1261 -1453 гг. – «Палеологовский Ренессанс» - последний период в истории Византии. В 1453 г. турецкая армия захватила Константинополь

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ 1. Главнейшей особенностью была ее христианская основа. 2. Главные формы ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ 1. Главнейшей особенностью была ее христианская основа. 2. Главные формы архитектуры – храм 3. В изобразительном искусстве – мозаика, фреска, икона 4. Литература: разные жанры религиозного характера. Житие святых и др. 5. Светское направление – основывалось на эллинистическом наследии. Отличалось яркой зрелищностью и великолепием. Взаимодействие этих двух направлений определило своеобразие художественной культуры Византии. Господствующее положение христианства в средневековом мире предопределило новые ценностные ориентиры: Аскетизм, смирение, благочесиме и другие

1. Развитие образования. Византия стала наследницей античной культуры. -Государственным языком был греческий язык. -По 1. Развитие образования. Византия стала наследницей античной культуры. -Государственным языком был греческий язык. -По всей стране были открыты школы для детей простолюдинов. -В специальных школах готовили чиновников. -В Константинополе работала высшая школа , ставшая университетом. Карта Константинополя

Научные знания. Лев Математик Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл Научные знания. Лев Математик Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматическое устройство в тронном зале.

Научные знания. Создавались учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке Научные знания. Создавались учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного монастыря в Константинополе было создано медицинское училище ( первое в Европе)

2. Наука в Византии. «Греческий огонь» . -Византийцы сохранили многие античные знания. Они применяли 2. Наука в Византии. «Греческий огонь» . -Византийцы сохранили многие античные знания. Они применяли на практике труды греческих математиков- Пифагора, Евклида, Архимеда. В 9 веке, при императорском дворце работал Лев Математик. Он ввел буквенные обозначения в алгебре, и создал множество приспособлений в императорском дворце

2. Наука в Византии. «Греческий огонь» . -Высокого уровня достигла медицина- врачи делали сложные 2. Наука в Византии. «Греческий огонь» . -Высокого уровня достигла медицина- врачи делали сложные операции. Для подготовки медиков в 11 в. было открыто медучилище. -В Византии развивались химия(производство стекла, красок, «греческого огня» , география(составлялись карты), История(писались хроники и другие сочине-ния. )

Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Особенно успешно развивалась история. Основанная на документах, рассказов очевидцев , личных наблюдениях.

Средневековый идеал красоты: плоская фигура с тонкими руками и ногами, неестественно вытянутые лица, высокие Средневековый идеал красоты: плоская фигура с тонкими руками и ногами, неестественно вытянутые лица, высокие лбы и огромные глаза, устремленные в незримый, духовный мир. Главный эстетический принцип византийского искусства одухотворенность Для передачи внутреннего мира человека требовался свой особый язык искусства и приемы изображения – так пластический язык становится все более условным, отражая не реально существующие, а умозрительные образы. В византийском искусстве почти исчезает скульптура. Одним из главных художественных средств становится – диспропорция ( выделялась голова) Основой художественной культуры Византии стало понятие «образа» или иконы. Символизм стал вторым важнейшим принципом византийского искусства

I. Византийская архитектура. Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна, Италия. I. Византийская архитектура. Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна, Италия.

Эта центрическая постройка возведена во второй четверти 5 века. Посвящена мученику Лаврентию. Возведена дочерью Эта центрическая постройка возведена во второй четверти 5 века. Посвящена мученику Лаврентию. Возведена дочерью императора Феодосия – Галлой Плацидией Своды украшены разноцветными розетками из стилизованных узоров. Арки, на которые опирается свод, оформлены гирляндами цветов и изображениями золотых оленей у источника и красно-голубых голудей. Стены мавзолея облицованы блестящим мрамором. На густом синем куполе мерцают звезды и крест – знак мучений Христа и символ его победы над смертью

Предназначение христианского храма в отличие от античного (языческого) Античный храм Все праздники проходят Христианский Предназначение христианского храма в отличие от античного (языческого) Античный храм Все праздники проходят Христианский храм Обряд совершается внутри храма снаружи, на площади =>важен наружный вид храма -Жилище бога -внутреннее помещение храма отличалось простотой убранства, отсутствием света, малыми размерами -декоративные украшения и элементы выносились наружу И поэтому храм внешне выглядел богаче и наряднее чем внутри => важно внутреннее убранство храма -место для участия большого количества верующих в таинствах и обрядах Храм это «град божий» , через окна которого проникает свет христианского знания -снаружи выглядел сурово и аскетично - внутри: огромное, светлое помещение для молящихся, богатый и пышный интерьер, мерцание мозаик и блеск золота

Требования к внутреннему пространству христианской церкви • Должно быть вместительным и удобным для совершения Требования к внутреннему пространству христианской церкви • Должно быть вместительным и удобным для совершения ритуала • Места для священнослужителей и «паствы» разграничены • Особое место для алтаря • Содержать христианскую символику

Виды христианских храмов • Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину Виды христианских храмов • Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых

Освещение центрального нефа Центральный неф Боковой неф Освещение боковых нефов Небольшая боковая капелла Боковой Освещение центрального нефа Центральный неф Боковой неф Освещение боковых нефов Небольшая боковая капелла Боковой неф Фонтан для омовения Алтарная апсида Центральный неф Боковой неф Дворик-атриум Крытая колоннада вокруг двора

Реконструкция церкви св. Петра Рим. 400 г. Реконструкция церкви св. Петра Рим. 400 г.

Базилика в Афинах Базилика в Афинах

Базилика в Турманине Базилика в Турманине

Базилика Св. Аполлинария в Равенне Базилика Св. Аполлинария в Равенне

Неонианский баптистерий Его называют Неонианским — по имени епископа Неона, при котором была проведена Неонианский баптистерий Его называют Неонианским — по имени епископа Неона, при котором была проведена перестройка баптистерия. Именно тогда плоское прежде перекрытие было заменено куполом, и именно к тому времени относится создание знаменитых на весь мир мозаик. Все его части строго соразмерны между собой, в чем чувствуются отголоски влияния античной архитектуры. Сцены разделены легкими арочками — теряют тяжеловесность. Мозаики прекрасно вписываются в архитектурные членения. Над арками первого этажа мы видим фигуры пророков, а между арками второго помещены изображения канделябров. Купол расчленен на три пояса, сплошь заполненные мелкими изображениями. За счет подобной «дробности» декорации композиция не выглядит столь масштабной и монументальной, как это будет впоследствии характерно для памятников византийского искусства.

Сан-Витале Церковь Сан-Витале является памятником переходного периода, гораздо более близкого к византийскому стилю. Возведена Сан-Витале Церковь Сан-Витале является памятником переходного периода, гораздо более близкого к византийскому стилю. Возведена она была по приказу императора Юстиниана I в ознаменование отвоевания Равенны у варваров. Так как в это время еще не сложился тот тип крестово-купольного храма, который через некоторое время получит широкое распространение и станет традиционным для византийских церквей, равно как не сложилась еще и типичная система росписи, то и архитектура храма, и его мозаичное убранство довольно необычны.

В плане церковь- восьмигранник с граненым алтарем. Купол несут восемь опор, соединенных между собой В плане церковь- восьмигранник с граненым алтарем. Купол несут восемь опор, соединенных между собой полукруглыми двухэтажными арками. В Сан-Витале характерен контраст между богато декорированным интерьером и предельно аскетичным внешним видом — тем самым иллюстрируется постулат о том, что внешняя оболочка значения не имеет, гораздо важнее — внутренняя сущность. Интерьер же Сан-Витале должен был поражать своим великолепием — многочисленные арки, колонны с кружевными капителями, создающие ощущение легкости, стены, сплошь покрытые мозаиками…

САН – АПОЛЛИНАРЕ НУОВО Равненна, начало 6 в. САН – АПОЛЛИНАРЕ НУОВО Равненна, начало 6 в.

Принятие христианства привело к изменению архитектуры- основное вни мание уделялось внутрен нему убранству, ведь Принятие христианства привело к изменению архитектуры- основное вни мание уделялось внутрен нему убранству, ведь вну три проводилось основное богослужение. -Своды храма расписыва-лись фресками на темы из Библии и Евангелий. -В центр храма падал свет изо всех окон

 • Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних • Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. -Центральный неф увенчан куполом, сделанным из легкого кирпича. Купол опирался на барабан. -Внешнее убранство было оформлено белым и красным кирпичом и каменными узорами.

Основные элементы и формы христианского храма: Из греко-римской архитектуры – купол, арка, свод, портик, Основные элементы и формы христианского храма: Из греко-римской архитектуры – купол, арка, свод, портик, ордер, колонна и др. Использована античная техника – плоский кирпич ( плинфа) с широкими прослойками известкового раствора. Типом храмового сооружения были античные базилики. Базилика – прямоугольное здание, ориентировано по оси востокзапад, разделено рядами колонн на 3, 5 и более продольных галерей (нефы). Главный неф был выше и шире боковых и имел в верхней части окна. Позднее был введен поперечный неф – трансепт, который предал зданию форму креста. Появилась апсида – полукруглый выступ с восточной стороны здания, которым заканчивался центральный неф. Форма апсиды – полукруг (знак солнца, космоса) и здесь размещался алтарь- святая святых храма

 Уже в IV в. возникают новые типы храмов, похожие на античных предшественников, - Уже в IV в. возникают новые типы храмов, похожие на античных предшественников, - церковные базилики и центрические купольные здания Церковь Сан-Витале в Равенне Баптистерий (крещальня) Православных

Церковь Святых Апостолов Салоников. 14 в. Церковь Святых Апостолов Салоников. 14 в.

Средокрестие – место пересечения центрального нефа и трансепта Над средокрестием стали возводить купол на Средокрестие – место пересечения центрального нефа и трансепта Над средокрестием стали возводить купол на барабане, подчеркивая значение центра храма. Крестово-купольное сооружение представляет собой : -В плане квадрат ( реже восьмиугольник или круг) -- опорами служат четыре массивных столба --купол покоится на четырех арках и парусах -( парус – сферический треугольник, служащий для осуществления перехода от квадратного основания стены к окружности купола) --полуцилиндрические своды, примыкающие к куполу , образуют крест

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ

Базилика Святого Петра в Риме Базилика Святого Петра в Риме

САНТА – МАРИЯ МАДЖОРЕ САНТА – МАРИЯ МАДЖОРЕ

Собор Святой Софии. 532 -537 гг. Стамбул (Константинополь). Собор Святой Софии. 532 -537 гг. Стамбул (Константинополь).

Считалось, что храмы лучше всего ставить на открытых и высоких местах Считалось, что храмы лучше всего ставить на открытых и высоких местах

Храм Святой СОФИИ в Константинополе был построен в правление императора ЮСТИНИАНА в период высшего Храм Святой СОФИИ в Константинополе был построен в правление императора ЮСТИНИАНА в период высшего рсцвета византийской культуры- первый золотой век. Идея храма – воплощение мощи империи и величие христианства. Архитекторы – АМФММИЙ из Треалл и ИСИДОР из Милета В храме объединены центрический и базиликальный типы здания при преобладающем значении купола. Длина собора – 75 метров, ширинв – 70 метров В плане – треугольник с выделенным в центре квадратом, обозначенным четырьмя мощными устоями ( опорами) Форма –греческий крест Снаужи вид внушителен и замкнут, стены массивные и гладкие, придают тяжеловесность.

Шедевром среди купольных базилик является Храм Святой Софии в Константинополе (Храм Премудрости Божией). Шедевром среди купольных базилик является Храм Святой Софии в Константинополе (Храм Премудрости Божией).

Собор Святой Софии в Константинополе Собор Святой Софии в Константинополе

Это базилика с огромным куполом на 4 столбах. Это базилика с огромным куполом на 4 столбах.

Давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад.

Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров

Собор Святой Софии. Интерьер. Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма. Внутри храм кажется необыкновенным, заполненным воздухом и светом. Это создается благодаря конструкции, Интерьер храма. Внутри храм кажется необыкновенным, заполненным воздухом и светом. Это создается благодаря конструкции, поддерживающей огромный купол и прилегающие к нему полукупола. Купол – высота-55 метров, диаметр- 31, 5 метра В основании купола имеется 40 окон. Особую прелесть придают 100 изящных мраморных колонн отделанных малахитом и порфиром. Стены мерцают золотом мозаик, Главный купол облицован голубой мозаикой с золотым крестом в центре

Собор Святой Софии. Интерьер. Собор Святой Софии. Интерьер.

40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется парящей 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется парящей над храмом.

На строительство Святой Софии не жалели денег На строительство Святой Софии не жалели денег

II. Мерцающий свет византийских мозаик. Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре Начало II. Мерцающий свет византийских мозаик. Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре Начало XIVв.

К концу первого золотого века византийского искусства в архитектуре развивается идея многоглавия и вырабатывается К концу первого золотого века византийского искусства в архитектуре развивается идея многоглавия и вырабатывается определенная символика: -один купол – символизировал ИИСУСА ХРИСТА -три купола – СВЯТАЯ ТРОИЦА -пять – ХРИСТА и четырех апостолов В более поздние периоды складывается канон внутреннего оформления храма, строгая система строения храма, появляется новый стиль и храмы начинают расти вверх, становятся не столь грандиозными по размерам и приобретают внешнее убранство.

Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия

Мавзолей Теодориха Храм Святой Ирины Мавзолей Теодориха Храм Святой Ирины

Айя–София. Айя - София – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол Айя–София. Айя - София – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. И всем векам – пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. Осип Мандельштам

 • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского творчества? • Какие • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского творчества? • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора святой Софии в Константинополе? • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестовокупольными храмами?

Вывод Связь с античным искусством 1. Классичность (правильная передача пропорций человеческого тела, его объема, Вывод Связь с античным искусством 1. Классичность (правильная передача пропорций человеческого тела, его объема, движений). 2. В центре внимания художника стоит человек. 3. Искусство выполняло эстетическую функцию Достижения художественной культуры Византии 1. Воплощение в жизнь крестово-купольного храма. 2. Синтез различных видов искусств. 3. Ориентированность художественного языка на условность, символику (зарождение иконографии и нотного письма, ). 4. Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.