Исскуство Византии.pptx
- Количество слайдов: 9
Искусство Византии.
Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства • В 228 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин 1 Великий перенёс свою столицу в город Византий (c 1 века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель» , повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке дебилизмом.
Периоды истории византийского искусства и их характеристика • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, 1 -3 века); • ранневизантийский период, "золотой век" императора Юстиниана 1 (527— 565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (4 -7 века); • иконоборческий период (8 -начало 9 века). Император Лев 3 Исавр (717— 741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы; • период Македонского Возрождения (867— 1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации; • период консервантизма при императорах династии Комнины (1081— 1185) эллинистических традиций (1261— 1453).
Иконопись • Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. • Владимирская икона (начало 12 века, Константинополь)
Ваяние в Византии. • Для религиозных целей воняние с самого начала употреблялось умеренно, потому что восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством, и если до 9 века круглые фигуры ещё были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них. Таким образом, главное поприще деятельности для скульптуры было закрыто, и ей оставалось исполнять только саркофаги, орнаментальные рельефы, небольшие диптихи, даримые императорами сановникам и церковным иерархам, переплёты для книг, сосуды и пр. Материалом для мелких поделок такого рода служила в большинстве случаев слоновая кость.
Порфировые тетрархи
Декоративно-прикладное искусство. • Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа. Византийские художники дошли, наконец, до того, что стали обходиться вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, производя на медной поверхности лишь слегка углублённый контур и выкладывая его другим металлом, серебром или золотом. К этому разряду работ, называемому agemina, принадлежали замечательные двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время её пожара в 1823 году, и принадлежат двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя. Кроме дверей, таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п. Во всех подобных произведениях византийское искусство старалось избегать выпуклости, заменяя рельеф или агеминальной работой, или чернетью, или эмалью, и заботясь пуще всего о роскоши и возможно большем употреблении драгоценных камней.
Триумф Юстиниана. Слоновая кость. Собрание Барберини, вторая четверть 6 го века, Лувр, Париж.
Спасибо за внимание!))))) Презентацию делала Аксенова Вероника! Ученица 6 класса “a”. Школа #950.