Скачать презентацию Искусство Византии 1 2 3 План Периодизация и Скачать презентацию Искусство Византии 1 2 3 План Периодизация и

Искусство Византии.ppt

  • Количество слайдов: 26

Искусство Византии 1. 2. 3. План Периодизация и черты искусства Византии. Особенности византийской архитектуры. Искусство Византии 1. 2. 3. План Периодизация и черты искусства Византии. Особенности византийской архитектуры. Эволюция форм византийской живописи.

Византийская империя возникла на рубеже IV – V веков после распада единой Римской империи Византийская империя возникла на рубеже IV – V веков после распада единой Римской империи на территории, где сейчас расположены несколько государств – Греция, Турция, Болгария, частично Италия

Становление искусства в Византии определялось такими факторами: q языковая общность (основным языком был греческий); Становление искусства в Византии определялось такими факторами: q языковая общность (основным языком был греческий); q религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия (окончательно – с X века); q наличие этнического ядра, состоящего из греков (хотя империя была многонациональной); q устойчивая государственность и централизованное управление; q наличие государственной идеологии прославления христианской монархии и власти императора.

Первый этап в развитии искусства Византии: середина IV – 1 -я пол. VII веков Первый этап в развитии искусства Византии: середина IV – 1 -я пол. VII веков Ø Ø Ø Собор Софии в Константинополе (532 – 537 годы) Формировалось христианство; В искусстве сохранялось влияние античной традиции; Период правления императора Юстиниана (527 – 565 гг. ) был плодотворен для развития искусства, в первую очередь, архитектуры.

Второй этап в развитии искусства Византии: середина VII - начало XIII веков Ø Началось Второй этап в развитии искусства Византии: середина VII - начало XIII веков Ø Началось развитие феодальных отношений; Ø Период «иконоборчества» (726 – 843 годы) определялся запрещением использования икон в церквах и монастырях на уровне государства. Ø Это: «Македонский ренессанс» - : , «Комниновский ренессанс» –.

На втором этапе византийское искусство успешно развивалось в течение двух периодов: «Македонский «Комниновский q На втором этапе византийское искусство успешно развивалось в течение двух периодов: «Македонский «Комниновский q q q ренессанс» : (867 – 1057) успешно развивались ювелирное дело, искусство миниатюры; В прикладном искусстве часто использовались античные сюжеты. началось воссоздание мозаик Софийского собора, уничтоженных «иконоборцами» ; развернулось строительство монастырей. q q q ренессанс» (1052 – 1204) искусство стало особенно изящным; развивались искусство орнаментов, искусство перегородчатой эмали; совершенной стала техника мозаики; усложнилась техника живописи.

Третий этап развития искусства Византии: XIII – середина XV веков На этом этапе важным Третий этап развития искусства Византии: XIII – середина XV веков На этом этапе важным был период «Палеологовского ренессанса» (1261 1453), когда: Ø изображения потеряли статичность; Ø появились пейзажный и архитектурный фоны; Ø углубилось пространство. «Благовещенье» . Мозаика церкви константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами ( «мозаичная мечеть» )).

Эстетика Византии: Ø использовались античные идеи о прекрасном, переосмысленные согласно христианству; Ø отдавалось предпочтение Эстетика Византии: Ø использовались античные идеи о прекрасном, переосмысленные согласно христианству; Ø отдавалось предпочтение духу перед телом; Ø не отрицая телесной красоты, византийские философы намного больше ценили нравственное совершенство; Ø мир рассматривался как творение божественного художника, поэтому красота естественная ценилась выше, чем рукотворная; Ø основной задачей было стремление воплотить в художественном образе идею божественного.

Базиликальный тип культового здания: Интерьер церкви Сан-Аполлинаре де Нуово (Равенна). Прямоугольное здание, состоящее из Базиликальный тип культового здания: Интерьер церкви Сан-Аполлинаре де Нуово (Равенна). Прямоугольное здание, состоящее из нечётного числа частей (3 или 5 нефов). Центральный неф более широкий и высокий, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой – полукруглым выступом, увенчанным полукуполом.

В конхе – верхней части апсиды – размещались наиболее значительные изображения Мозаики свода и В конхе – верхней части апсиды – размещались наиболее значительные изображения Мозаики свода и конхи церкви Сан-Витале в Равенне

Центрический или крестово-купольный тип культового здания: Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне ( 1 -я Центрический или крестово-купольный тип культового здания: Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне ( 1 -я пол. V века) Здание квадратной формы, по центру его симметрично располагаются четыре столба, с них на стены перекидываются арки, на которые опирается барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. Перекрытие такого храма в плане образует равновеликий крест.

Постепенно в Византии утвердился тип крестовокупольного храма, схема которого была заимствована древнерусским искусством Постепенно в Византии утвердился тип крестовокупольного храма, схема которого была заимствована древнерусским искусством

В Византии особенно тщательно украшался интерьер церквей, тогда как экстерьер был декорирован очень скромно В Византии особенно тщательно украшался интерьер церквей, тогда как экстерьер был декорирован очень скромно Перекрытие баптистерия ( «крещальни» ) в Равенне

Мозаичный декор мавзолея Галлы Плацидии в Равенне Мозаичный декор мавзолея Галлы Плацидии в Равенне

Огромный купол собора (диаметром 31, 4 м) возведён на 4 столбах с помощью парусов. Огромный купол собора (диаметром 31, 4 м) возведён на 4 столбах с помощью парусов. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон так прорезаны в основании купола, что его чаша словно парит над храмом. Собор Святой Софии в Константинополе (532 - 537, арх-ры Анфимий и Исидор)

Интерьер Софийского собора был украшен великолепными мозаиками Интерьер Софийского собора был украшен великолепными мозаиками

Основные формы византийской живописи 1. Монументальная живопись - мозаика и фреска; 2. Станковая живопись Основные формы византийской живописи 1. Монументальная живопись - мозаика и фреска; 2. Станковая живопись – икона; 3. Прикладная живопись – книжная миниатюра.

Так как византийская живопись прославляла мощь христианского государства, в интерьерах церквей нередки были портретные Так как византийская живопись прославляла мощь христианского государства, в интерьерах церквей нередки были портретные изображения правителей «Император Юстиниан со свитой» , «императрица Феодора» . Фрагменты мозаик церкви Сан-Витале

Принципы византийского художественного канона: q q q Пропорции человеческого тела изменились (удлинились), тело пряталось Принципы византийского художественного канона: q q q Пропорции человеческого тела изменились (удлинились), тело пряталось под складками одежды. Изображение стало плоским, фигуры двухмерными, объем игнорировался. Линейная перспектива ( «прямая» перспектива) заменилась т. н. «обратной» перспективой. Линии сходятся не за картиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя. Колорит изображения определялся символическим значением цвета по трактату VI века «О небесной иерархии» . Был обозначен круг сюжетов священного писания и композиций, допустимых в иконописи. Были определены канонические схемы изображения Иисуса Христа и Богоматери.

Богоматерь «Одигитрия» ( «Проводница» ) на золотом фоне – символе божественного света Богоматерь «Одигитрия» ( «Проводница» ) на золотом фоне – символе божественного света

Богоматерь «Оранта» ( «Заступница» ) и Богоматерь «Элеуса» ( «Умиление» ) Богоматерь «Оранта» ( «Заступница» ) и Богоматерь «Элеуса» ( «Умиление» )

Канон определял также порядок расположения росписей в храме Каноническая декорация интерьера собора в Чефалу Канон определял также порядок расположения росписей в храме Каноническая декорация интерьера собора в Чефалу (Сицилия)

Оформление канона привело к созданию понятия «первообраза» первоисточника, который объявлялся результатом озарения свыше. Например, Оформление канона привело к созданию понятия «первообраза» первоисточника, который объявлялся результатом озарения свыше. Например, икона «Христос -Пантократор» из монастыря Святой Екатерины (Афон, VI век).

Вследствие развития живописи правила канона становились все более свободными «Крещение» . Церковь успения богородицы Вследствие развития живописи правила канона становились все более свободными «Крещение» . Церковь успения богородицы в Дафни (Греция). Конец XI в.

Мозаики и фрески «палеологовского возрождения» свидетельствовали о постепенном отказе от строгих предписаний канона Мозаики и фрески «палеологовского возрождения» свидетельствовали о постепенном отказе от строгих предписаний канона

Литература: 1. 2. 3. 4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Выпуск I. – Литература: 1. 2. 3. 4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Выпуск I. – М. : Искусство, 1986. Ильина Т. В. Введение в искусствознание: учебное пособие. – М. : Астрель, 2003. – 206 с. История искусств: Учебное пособие. /Сост. А. Воротников, О. Горшковоз, О. Еркина. – Минск, 1999. – 608 с. Популярная художественная энциклопедия в 2 -х томах. – М. : Советская энциклопедия, 1986.