Витраж.ppt
- Количество слайдов: 31
ИСКУССТВО ВИТРАЖА В ГОТИЧЕСКОМ ХРАМЕ «Всепроникающий свет»
Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло).
Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. В раннехристианских базиликах VVI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.
Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.
Рождение витража, можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь.
Самым древним из уцелевших образцов витража романского периода является поразительная и загадочная голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле.
Другой дошедшей до нас работой является группа из четверых ветхозаветных пророков из Аугсбургского собора, созданная в конце XI – начале XII века. Хорошо сохранившиеся фигуры представляют самый ранний из известных экземпляров цветного, расписного стекла в свинцовых переплетах. В них явно чувствуется влияние иллюстраций к манускриптам.
В изобразительном искусстве готики витражам принадлежит особое место. Использование каркаса в готической архитектуре привело к замене фресок другим видом монументальной живописи – витражами.
Витражи - «всепроникающий свет» создавали волшебный эффект.
Основными центрами возникновения и развития витражного искусства в XIII в. были города Шартр и Париж во Франции. Нотр-Дам де Пари Нотр-Дам де Шартр
Создание витражей — трудоемкий и сложный процесс, требующий от мастеров немало усилий и времени.
В Средние века весь витраж или его фрагмент сначала рисовали в натуральную величину на матовой отражающей поверхности, например, выскобленной добела доске.
Затем к полученному трафарету подбирали кусочки стекла.
После завершения этого этапа из полученной мозаики изымали кусочки, требовавшие индивидуальной росписи, и на них рисовали мелкие детали лиц, рук и орнаментов.
Витражи составлялись из кусочков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками.
Производимый витражами эффект в полной мере оправдывал труды и старания. В них в полной мере проявилось торжество света и цвета.
Свет, проникая в храм, играет, переливается всеми цветами, отражаясь на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде их создателей.
Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами» .
Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.
Нотр - Дам в Шартре До нашего времени дошло немало витражей Средневековья конца XII— XIV в. Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей находится в соборе Нотр-Дам в Шартре (около 100 сюжетов).
Нотр - Дам в Шартре В его главной композиции центральное место занимает Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях.
Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер.
Церквь Сен-Шапель
Витражи в церкви Сен-Шапель
Церквь Сен-Шапель
Витражи в соборе Нотр-Дам в Париже
Собор Святого Вита в Праге
Собор Святого Стефана в Вене
Наряду с традиционными библейскими сюжетами нередко используются и простые жанровые мотивы.
Витражное искусство, как и готическая скульптура, не только выполняло чисто декоративную роль, но и служило просвещению молящихся.
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ v. В каком государстве средневековой Европы появились витражи ? v. Почему в готическом соборе произошла замена фресковой живописи витражами? v. Какова была основная тема сюжетов средневековых витражей? v. Какое назначение было у витражной живописи в средневековых соборах?