Средние века.ppt
- Количество слайдов: 114
Искусство Средних Веков Периодизация • Дороманский период (V – X вв. ) Искусство периода Переселения народов и «варварских» королевств (V – VIII вв. ) Искусство периода Каролингов (кон. VIII – X вв. ) • Романский период (к. X - XII вв. , в Германии до XIII в. ) Ранняя романика (к. X – XI вв. ) Зрелая романика (XII вв. ) • Готический период (XII– XIV вв. , в Англии до XVI в. ) Ранняя готика (к. XII-н. XIII вв. ) Зрелая готика (XIII-XIV вв. ) Поздняя готика (к. XIV - XV вв. )
Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). Термин «Готика» ввел итальянский архитектор, живописец и писатель Дж. Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) Термин «Романика» ввел в 1823 г. французский историк архитектуры и археолог Арсис де Комон
Фибула «филигранного стиля» I - IV вв. Фибула из Чезены. Париж, Музей Клюни Вотивная корона короля вестготов Рецесвинта. Мадрид. VII в. «Полихромный стиль» IV – VI вв.
Фибулы. Оклад Евангелия королевы лангобардов Теодолинды. VII в. Мадрид
Фибула. Украшения корабля из погребения в Осеберге. IX в. Осло «Абстрактный звериный орнамент» , «стиль викингов» VI –XI вв.
Рельеф из Хорнхаузена. Ок. 700 г. Галле «Абстрактный звериный орнамент» дополняет изображение человека – возможно, это Вотан, убивающий змея
Йеллингский камень. X в. Дания.
Ирландские кресты. X - XI вв.
Ангел – символ евангелиста Матфея. Евангелие из Дурроу. VII в. Северная Англия или Ирландия. Дублин
Келлская книга. Ок. 800 г. Ирландия. Дублин. Страница с монограммой Христа. Миниатюра «Взятие Христа под стражу»
Келлская книга. Страница с символами евангелистов
Ковер из Байё. Фрагменты. XI в. Длина более 70 м, ширина 0, 5 м, вышивка включает 58 сцен завоевания Англии Вильгельмом Нормандским
Остготы. Гробница Теодориха в Равенне. Италия. 526 -530. Нижняя часть – десятигранник диаметром 13, 5 м, верхняя – круг. Каменный монолит имитирует свод
Меровинги. Баптистерий Сен Жан в Пуатье. VII в. С востока примыкает апсида, квадратная снаружи и многогранная внутри, с запада – пятиугольный притвор
Вестготы. Церковь Санта Мария дель Наранко в Овьедо. IX в. Испания. Однонефное здание, перекрытое цилиндрическим сводом
• Дворцовая капелла в Аахене — единственный сохранившийся относительно неприкосновенным фрагмент знаменитого Аахенского дворца в Германии. Это уникальный памятник архитектуры времён Карла Великого, периода Каролингского возрождения. • Карл Великий начал строительство дворца в Аахене не позже 792 года. Дворцовая церковь была освящена папой Львом III во имя Девы Марии в 805 году. Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. В его архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале). Проект разработал некий Одон из Меца.
Капелла в Аахене. Современный вид, план, разрез. До 805 г. Для сравнения - план Сан Витале в Равенне
Восьмиугольник диаметром 15 м вписан в 16 -угольник диаметром 29 м, обход перекрыт в нижнем ярусе крестовыми, в верхнем – цилиндрическими наклонными сводами
Капелла в Аахене. Интерьер
Капелла в Аахене. Интерьеры обхода
«Ворота» с надвратным залом в Лорше. Около 800. Лорш, Германия
Реликварий св. Веры. X в. Конк. Скульптура всадника (предполагаемое изображение Карла Лысого). IX в. Париж
Четыре евангелиста. Миниатюра Евангелия. Ок. 820. Аахен Аббат Вивьен вручает Библию Карлу Лысому. Миниатюра Библии. Ок. 850. Рим
Христос на троне. Миниатюра из Евангелия Годескалька. 781. Париж. Возвеличивание Давида перед его врагами. Миниатюра из Утрехтской псалтыри. IX в. Утрехт
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10 -12 вв. (в ряде стран также 13 в. ). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.
Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый на нервюрах и сомкнутый. Схема. Поперечные разрезы дороманской и романской базилик
Схема базилики (на примере несохранившейся базилики св. Петра в Риме). Церковь св. Иржи в Праге (Чехия). 1143 -1151. Интерьер
Романская архитектура Франции отличается разнообразием школ
Прованс. Для базиликальных храмов этого района Франции, граничащего с Италией, характерно использование цилиндрических сводов во всех нефах и античные мотивы (триумфальная арка, ордер, трактовка скульптур) на фасадах. Церковь Сен-Трофим в Арле. 1180 -1200
Церковь Сен-Трофим в Арле. Западный портал
Церковь Сен-Трофим в Арле. Христос в окружении символов евангелистов. Фрагмент западного портала
Тетраморф (греч. τετραμορφος — четырёхвидный) — в иудеохристианской мифологии и богословии — крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ, которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла
Аквитания. Для югозападных районов, как и в южных, актуальность сохраняло античное наследие. Собор Сен. Фрон в Перигё. 1120 -1179
Собор Сен Фрон в Перигё и собор Сан Марко в Венеции (XI в. )
Собор Нотр-Дам ла Гранд р в Пуатье. Конец XI — середина XII вв. Пуату. В западных и югозападных провинциях использовался также тип зальной церкви. ЗАЛЬНЫЙ ХРАМ - церковь с нефами равной высоты или однонефная без трансепта. Зальные храмы с ровным освещением в чаще всего строились в богатых солнцем районах.
Церковь Сен-Савен-сюр. Гартан в Пуату. Конец XI — начало XII вв. Пуату, Франция
Жертвоприношение Каина и Авеля. Фреска церкви Сен. Савен-сюр-Гартан в Пуату. Конец XI — начало XII вв. «Школа светлых фонов»
Ноев ковчег. Фреска церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Конец XI — начало XII вв. Фреска. Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан, Пуату
Опьянение Ноя. Фреска церкви Сен -Савен-сюр-Гартан в Пуату. Конец XI — начало XII вв. Фреска. Вавилонская башня. Фреска церкви Сен-Савенсюр-Гартан в Пуату. Конец XI — начало XII вв. Фреска. Церковь Сен-Савен-сюр. Гартан, Пуату
Апокалипсис из Сен-Севера (Париж, Национальная библиотека) — французский апокалиптический манускрипт XI века. Был создан в аббатстве Сен-Север приблизительно в 1050. Гасконь, ощутимо испанское влияние
Овернь. Собор Нотр Дам дю Пор в Клермоне. XII в. Характерно использование цилиндрического свода в главном нефе и крестовых – в боковых. За алтарем имеется обход – деамбулаторий – с «венком капелл»
Юг-Пиринеи. Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096— 1250. Пример паломнической церкви с деамбулаторием.
Нормандия (входила во владения английского короля). Церковь Ла Трините в Кане. 1059— 66 и 1100 — 30. Храм отличается мощными башнями. Композиция западного фасада намечает путь к готике. В перекрытиях использована «связанная система»
Бургундия. Клюни. 1088 -1130. Монастырский храм ордена Бенедиктинцев с 2 трансептами. Высота свода – 32 м, длина – 127. Был самым крупным романским храмом Франции
Церковь Сен-Мадлен в Везле. 1120— 1150 Христос, поучающий апостолов. Тимпан главного портала. Фрагмент
Церковь Сен-Мадлен в Везле. Фрагмент фасада. Давид и Голиаф. Капитель
Собор Сен-Лазар в Отёне. Первая половина XII в. Западный портал
Сен Лазар в Отёне. 1130 -1135. Скульптор Гислеберт. Страшный Суд. Тимпан
Собор в Отёне. Тимпан портала. Фрагмент
Собор в Отёне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет Рельефы фигуративных капителей.
Отён. Адам и Ева, Искушение Христа. Капители.
Скульптура Евы (с разрушенного в период революции северного тимпана собора в Отёне). Тайная вечеря. Капитель церкви Сен. Поль в Иссуаре. XII в.
Вормс (Германия). Скульптура западного фасада. 1171 -1234. Шартр (Франция). Фрагмент портала. 1135 -1155
Замок Лош, рубеж XI—XII вв.
Церковь св. Михаила в Гильдесгейме (Германия). 1010 -1033 гг. Отличительная особенность многих немецких храмов – близкое решение западного и восточного фасада и два трансепта
Церковь св. Михаила в Гильдесгейме. Бронзовые двери. 1015. Фрагмент «Бог обличает Адама и Еву»
Собор св. Петра в Вормсе (Германия). 1171 -1234.
Собор в Шпейере. 1030 - 1106
Особенности романской архитектуры и скульптуры • Базиликальные композиции • Толстые стены и опоры • Своды цилиндрические или крестовые, иногда деревянные потолки • Небольшие окна • В композициях преобладает горизонтальность • Строятся в основном монастырские храмы и замки • Максимальная высота интерьера 32 м (собор в Клюни) • Скульптура целиком подчинена архитектуре • Скульптура локализована на тимпанах и капителях • Фигуры трактованы плоскостно, иногда подчеркнутодинамично • Характерны: разномасштабность фигур, центричность композиций, экзальтация, наивный реализм, интерес к фантастике
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГОТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15 -16 вв. ), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Два варианта распределения нагрузок: романика и готика
Готический храм. Схема
Готический свод. Схемы расположения нервюр.
Крестовый свод. Звездчатый свод. Веерный свод
Аркбута н (фр. arcboutant) — наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб — контрфорс, расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов. Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая сила» ) — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
• Нервюра (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. • Пинакль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — заостренный верх крыши) в романской и готической архитектуре — остроконечная декоративная башенка, увенчивающая контрфорс. Иногда пинакли также ставили на столбах перил и на гребне крыши. Установленный на контрфорсе пинакль нёс не только декоративную, но и конструктивную функцию — нагрузку пяты аркбутана в месте его примыкания к контрфорсу. • Крестоцвет (флерон), декоративная деталь в архитектуре готики в виде стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями, завершающая башни, вимперги, пинакли. • Вимперг (нем. Wimperg), остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Вимперги украшались ажурной или рельефной резьбой.
Аббатство Сен -Дени. Париж. 1137 -1150. Аббат Сугерий писал: «Чувственной красотою душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам»
Ранняя готика (к. XII-н. XIII вв. ). Собор Парижской Богоматери. 1163 -1345. Жан де Шель, Пьер де Монтрей и др. 5 – нефная базилика почти 130 метров в длину, 50 метров в ширину и 35 - в высоту. Высота колоколен 69 м. Может вместить более 9000 человек.
Центральный портал Страшного Суда. 1210 -1230.
Левый портал Девы Марии (Коронации)
Правый портал св. Анны
Гаргульи. I пол. XIII в.
Центральный неф. Северная роза. Жан де Шелль. Ок. 1250. Витраж посвящен Ветхому завету. В центре – Мадонна
Южная роза. Ок. 1260. Диаметр 13 м. После реставрации Э. Виолле-ле. Дюка. В центре – Христос, вокруг – святые, ангелы, сцены из Ветхого и Нового Завета. В поясе витражных просветов – пророки и евангелисты
Западная роза. Ок. 1220. Диаметр 9, 6 м. Центральный фрагмент. В центре – Мадонна, вокруг – пророки, сезонные сельхозработы, добродетели и пороки
Статуя Мадонны – покровительницы Парижа. XIV в.
Ограда хор. Южная сторона. Жан Рави. Нач. XIV в.
Собор в Шартре. 1135 -1225
Собор в Шартре. Королевский портал на западном фасаде. 1145— 50
Шартрский собор. Благовещенье. Витраж. Общая площадь витражей составляла 2600 кв. м.
«Богоматерь прекрасного окна» . История Иосифа. Витражи собора в Шартре
Моление о чаше. Чудесный улов. Витражи собора в Шартре. 1194 - 1225.
Зрелая готика (XIIIXIV вв. ). Собор Богоматери в Реймсе. Жан ле Лу, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Жан д΄Орбе, Робер де Куси. 1210 - нач. XIV в.
Собор в Реймсе
Встреча Марии и Елизаветы. Благовещение. Скульптура собора в Реймсе
Скульптура собора в Реймсе
Пьер де Монтрей. Сент Шапель. 1243 -1248. Высота верхней церкви 20, 5 м.
Часовня Сент-Шапель в Париже. 1243— 1248
Собор в Амьене. 1218 -1268
«Благой Бог» и «Золотая Мадонна» собора в Амьене
Поздняя готика (к. XIV - XV вв. ). Собор Богоматери в Руане. XV в.
Особенности готической архитектуры • • • Базиликальные композиции Каркасная система нервюр Своды стрельчатые Стены почти полностью заменены огромными витражными окнами, опоры тонкие Нагрузка аркбутанами передается наружу, на контрфорсы Изобилие скульптуры В композициях преобладает вертикализм Строятся в основном городские соборы и ратуши Максимальная высота интерьера 48 м (собор в Бове)
Наумбург. Собор Петра и Павла. 1210 -1330. 3 -нефная базилика с 2 трансептами, 2 хорами и 4 башнями
Наумбург. Эккехард и Ута. Статуи донаторов расположены по периметру западного хора. 1250 -1260
Наумбург. Герман и Риглинда
Наумбург. Пилат умывает руки. Ограда западного хора
Наумбург. Распятие над входом в западный хор
Собор свв. Петра и Георгия в Бамберге (Германия). 1186 -1237. Памятник «переходного стиля» . «Бамбергский всадник» . 1237
Особенности готической скульптуры • • Огромное количество на всех фасадах Разнообразие тематики, в т. ч. светской Эмансипация от стены Правильные пропорции, одинаковый масштаб Объемность S-образный изгиб Чудовищное уходит на второй план Индивидуальная характеристика, сложность внутреннего мира персонажей
Собор Богоматери в Трире. 1230 -1260. Кафедральный собор во Фрейбурге. 1200 -1513
Собор в Кельне. 1248 - XVI в. Камень. Церковь Марии в Любеке. 1250 -1350. Кирпич
Церковь св. Елизаветы в Марбурге. XIII в.
Особенности немецкой готики в сравнении с французской • Отсутствие «венка капелл» • Аркбутаны почти не используются • Вместо двух башен на главном фасаде часто находится только одна • Здание сильнее вытянуто по вертикали • Отсутствие «розы» , вместо нее - большое стрельчатое окно • Характерен зальный тип: центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту • Использование кирпича • Сдержанность внешнего декора • Обилие скульптуры в интерьерах
Собор в Линкольне. 1192 -1380.
Интерьер собора в Линкольне. Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. 15031519
Особенности английской готики в сравнении с французской • Протяженный и более низкий западный фасад • Обилие горизонтальных членений • Прямоугольные в плане апсиды • Отсутствие «венка капелл» вокруг апсиды • Широкий трансепт, часто два трансепта • Средокрестье смещено к западу • Крупная башня на средокрестье • «Роза» отсутствует • Окна меньше по размерам • Предельная усложненность сводов
Фрагмент ларца со сценой из романа о Тристане и Изольде. Слоновая кость. Реликварии. Лиможская эмаль. XII - XIII вв. Серебро. XIV в. Шпалера «Дама с единорогом» . Брюссель. Ок. 1500.
Братья Лимбурги. Миниатюры «Апрель» и «Июнь» из «Великолепного часослова» герцога Беррийского. XV в.