Скачать презентацию Искусство Средневековья   • Изучение культурного фундамента Скачать презентацию Искусство Средневековья • Изучение культурного фундамента

Лекция 2 ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Новое.ppt

  • Количество слайдов: 36

Искусство Средневековья Искусство Средневековья

 • Изучение культурного фундамента европейской цивилизации во взаимосвязи мировоззрения, христианских идей с содержанием • Изучение культурного фундамента европейской цивилизации во взаимосвязи мировоззрения, христианских идей с содержанием и формой памятников архитектуры, скульптуры, прикладного искусства и живописи. • Изучение ансамблей и основных стилевых явлений, региональных школ и творчества наиболее значимых мастеров. • Формирование у студентов навыков анализа формы и содержания произведений. Цель преподавания дисциплины:

Византия - связующее звено между античностью и европейским средневековьем. • Своеобразие романской архитектуры в Византия - связующее звено между античностью и европейским средневековьем. • Своеобразие романской архитектуры в Германии, Франции и Италии. • Особенности готического синтеза искусств. • План работы

ПЕРИОДИЗАЦИЯ • • • V – X вв. – дороманское искусство XI – XII ПЕРИОДИЗАЦИЯ • • • V – X вв. – дороманское искусство XI – XII вв. – романское искусство XIII – XIV вв. – готическое искусство (точнее, 1140 – 1450) ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Христианство оказало наиболее важное влияние на процессы формирования средневековой художественной культуры. Коренные изменения в Христианство оказало наиболее важное влияние на процессы формирования средневековой художественной культуры. Коренные изменения в политическом статусе христиан произвел император Константин (ок. 274 -337). Христианство

 • 313 год – Миланским эдиктом император Константин (ок. 274 -337) даровал христианам • 313 год – Миланским эдиктом император Константин (ок. 274 -337) даровал христианам свободу проводить богослужения на всей территории империи, позволил церкви владеть собственностью. • 325 год - на Никейском соборе был утвержден догмат о триединстве Бога: Бог-Отец – как исток и начало всего сущего, Бог-Сын – или Логос – как упорядочивающее начало, Бог-Дух Святой как животворящее начало. На этом же Соборе был утвержден Символ веры. ХРОНОГРАФ

Одна из идей христианства – учение о двух реальностях, из которых земная, ограниченная во Одна из идей христианства – учение о двух реальностях, из которых земная, ограниченная во времени и пространстве, является слабым отражением неизведанного, вечного и совершенного мира. В искусстве господствовали представления о духовном образе человека, восходящего к божественному прототипу. Главная задача искусства – воплощение божественного начала. Изображения реальных форм обесцениваются и превращаются в символы, подчиняются системе иерархии, служат «Библией для неграмотных» . Безымянные мастера занимают положение ремесленника.

Дороманский период Политическая карта Средневековья дороманского периода очень изменчива. Это эпоха Великого переселения народов, Дороманский период Политическая карта Средневековья дороманского периода очень изменчива. Это эпоха Великого переселения народов, когда Европа представляла собой котел, в котором переплавлялись страны и народы, период формирования европейских государств. Самыми значительными политическими силами в ранневарварской Европе были государства вестготов, лангобардов, франков, остготов, англо-саксонские королевства.

В конце 8 века крупнейшей державой становится империя Карла Великого, опиравшегося на предания о В конце 8 века крупнейшей державой становится империя Карла Великого, опиравшегося на предания о могуществе Рима. В искусстве Каролингов возродился интерес к античности. На развалинах империи Каролингов образовались современные государства Европы. 751 – 987 гг. – Каролингская эпоха (Каролингское возрождение)

Указы Карла Великого В 787 был издан указ о создании школ при монастырях, в Указы Карла Великого В 787 был издан указ о создании школ при монастырях, в 789 — об обязательном образовании всего свободного мужского населения (остался невыполненным). В государстве всячески культивировалась латинская словесность. Результаты деятельности Карла Великого

Книжная миниатюра Книжная миниатюра

Центром Каролингского возрождения стала так называемая Академия, придворный кружок, которым руководил англосакс Алкуин и Центром Каролингского возрождения стала так называемая Академия, придворный кружок, которым руководил англосакс Алкуин и членом которого был Карл Великий. Ко двору Карла и его наследников были приглашены наиболее образованные люди того времени, среди них — выдающийся мыслитель раннего средневековья Иоанн Скот Эриугена. Алкуин (Alcuin) Флакк Альбин (ок. 735 -804) англосаксонский ученый, автор богословских трактатов, учебников философии, математики и др. ; советник Карла Великого. Аббат Турского монастыря. Академия - Алкуин

Сложилась традиция богослужений (службы Оффиция) и певческий репертуар в соответствии с основными праздниками и Сложилась традиция богослужений (службы Оффиция) и певческий репертуар в соответствии с основными праздниками и днями церковного года. Капелла Карла Великого

Сан-Франческо в Ассизи РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО Термин романский был введен в 1825 году французским археологом Сан-Франческо в Ассизи РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО Термин романский был введен в 1825 году французским археологом Арсисом-де. Комоном. Он дал подобное название эпохе, следующей за Каролингским возрождением. Определение связано с мнением, бытующим среди французских археологов, о подражательном характере искусства данного периода времени. Они называли его испорченным вариантом позднероманского искусства.

Термин готический (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), приписывается Термин готический (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), приписывается Дж. Вазари. Но по легенде Рафаэль впервые в докладе папе Льву Х назвал искусство, предшествовавшее Возрождению, варварским - готическим, считая искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Собор Нотр-Дам в Париже ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Развитие городов: создание университетов, цеховых артелей, расцвет рыцарской культуры, строительство кафедральных соборов. Развитие городов: создание университетов, цеховых артелей, расцвет рыцарской культуры, строительство кафедральных соборов.

Нотр-Дам в Шартре Нотр-Дам в Шартре

Собор в Милане Собор в Милане

С середины XII века центром европейской профессиональной музыкальной традиции становится школа, сформировавшаяся в капелле С середины XII века центром европейской профессиональной музыкальной традиции становится школа, сформировавшаяся в капелле при парижском соборе Notre Dame. Вплоть до середины XIII века она определяет нормы музыкального стиля. Школа Нотр-Дам Леонин, Перотин

Литургическая драма складывалась внутри литургии. Церковные певцы, монахи, духовенство во время рождественской и пасхальной Литургическая драма складывалась внутри литургии. Церковные певцы, монахи, духовенство во время рождественской и пасхальной служб стали исполнять небольшие сцены, дополняя текст словами из евангелий о волхвах, поклоняющихся рожденному младенцу Иисусу и о "двух Мариях", ищущих воскресшего Христа. Тексты поручались различным певцам или группам певцов. Первоначально монахи как участники действа вносили едва заметные, скорее символические изменения в свои одежды, чтобы оттенить "роль", и лишь позднее возобладали собственно театральные тенденции: костюмы и сценическое оформление. К драматизации евангельской фабулы присоединяется затем драматизация эпизодов Библии. Театр - Литургическая драма

Став родом театра, литургическая драма на латинском языке вышла за пределы церкви, стала исполняться Став родом театра, литургическая драма на латинском языке вышла за пределы церкви, стала исполняться на деревянных подмостках перед церковью и превратилась в мистерию.

 • На месте древнегреческого поселения Византия основана новая столица Римской империи. • 395 • На месте древнегреческого поселения Византия основана новая столица Римской империи. • 395 год – распад империи на Западную и Восточную. • Византия как связующее звено между античностью и европейским средневековьем, его влияние на восточные страны Европы и культуру эпохи Возрождения. Император Лев VI перед Христом. Мозаика храма св. Софии в Константинополе. Фрагмент. 886— 912 гг. Византия ( 330 год – 1453 год )

Центрические и базиликальные постройки, мозаика, живопись катакомб. Расцвет искусства Византии в VI веке при Центрические и базиликальные постройки, мозаика, живопись катакомб. Расцвет искусства Византии в VI веке при императоре Юстиниане I (527 -565) Сан Витале в Равенне, 6 в. Сант Аполлинаре Нуово в Равенне 6 в.

Базилика ( «дом базилевса» , «царский дом» ) – здание удлинённой формы с полукруглым Базилика ( «дом базилевса» , «царский дом» ) – здание удлинённой формы с полукруглым выступом-алтарём (апсидой) с применением кирпича (смешанная кладка). Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне, 6 в. Античный храм – Дом Бога. Христианский храм – место общения с богом

Купольная постройка – здание с центрическим (квадратным) планом, увенчанное куполом с помощью тромпов или Купольная постройка – здание с центрическим (квадратным) планом, увенчанное куполом с помощью тромпов или парусов. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Внутренний и внешний вид. Вторая четверть V в.

Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440. Святой Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440. Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

Парус – поддерживающая купол конструкция, выложенная по сферической поверхности и образующая переход от кольца Парус – поддерживающая купол конструкция, выложенная по сферической поверхности и образующая переход от кольца основания купола к четырём опорным столбам. Распор принят полукуполами, сводами (экседрами).

Развитие ранее созданных типов архитектуры и появление нового типа – купольной базилики. Собор Святой Развитие ранее созданных типов архитектуры и появление нового типа – купольной базилики. Собор Святой Софии в Константинополе. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета, Малая Азия, 532 -537 г. г.

Архетипы – мир высших сущностей выражен одинаковыми, идентичными фигурами. Мозаика апсиды. VI век. Храм Архетипы – мир высших сущностей выражен одинаковыми, идентичными фигурами. Мозаика апсиды. VI век. Храм святого Аполлинария ин Кассе в Равенне.

Паломничество – путешествие к святым местам. Жития святых (образ святости) в агиографическом жанре. Деисус Паломничество – путешествие к святым местам. Жития святых (образ святости) в агиографическом жанре. Деисус – сцена моления (Богоматерь, Иисус, Иоанн Креститель).

Сближение понятий «свобода» и «служение» , «верность» . Средневековый художник – «великий провинциал» . Сближение понятий «свобода» и «служение» , «верность» . Средневековый художник – «великий провинциал» . Удвоение его мира обозначается символическими смыслами изображений.

Икона (изображение, образ, подобие) для поклонения. Сергей и Вакх. VI век. Яичная темпера. Икона (изображение, образ, подобие) для поклонения. Сергей и Вакх. VI век. Яичная темпера.

С 1040 -х годов центром образования становится университет в Константинополе. Декан Михаил Пселл писал С 1040 -х годов центром образования становится университет в Константинополе. Декан Михаил Пселл писал в «Хронографии» о красоте целого. О соразмерности, ладе, ритме, гармонии ( «сладость» ). О мысленном наполнении искусства ( «поит» разум) светом. Икона «Лествица» Иоанна Лествичника XI века ( игумен VI века пишет сочинение о нормах поведения монахов).

Икона «Владимирская Богоматерь» . XII век. Андрей Боголюбский привёз для Успенского собора во Владимире. Икона «Владимирская Богоматерь» . XII век. Андрей Боголюбский привёз для Успенского собора во Владимире.

 • • • • • Альфреди А. , Дельбрюк Р. Происхождение византийских памятников. • • • • • Альфреди А. , Дельбрюк Р. Происхождение византийских памятников. – М. , 2000. Безызвестных Е. Ю. Искусство Средних веков. Византия. Западная Европа : учеб. пособие. - Изд. 2 -е. - Красноярск, 2008. Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. - Т. 1. - СПб. , 2004. Бычков В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. - М. , 2009. Вельманс Т. Византийский мир: Храмовая архитектура и живопись. - М. , 2006. Византийское искусство [Электронный ресурс]. - М. , 2006. Власов В. Византийское и древнерусское искусство. - М. , 2003. Забалуева Т. История архитектуры и строительной техники: учеб. пособие. - М. , 2007. История античного искусства. История искусства зарубежных стран до XVIII века. История зарубежного искусства XVIII-XX веков : учеб. -метод. пособие. - Изд. 2 -е, испр. и доп. Красноярск, КГХИ, 2006. Книжная миниатюра [Электронный ресурс]. – М. 2006. Колпакова Г. Искусство Византии. Поздний период. 1204 -1453. - СПб. , 2004. - (Новая история искусства). Кондаков Н. Византийские церкви и памятники Константинополя. - М. , 2006. Лазарев В. Н. История византийской живописи: в 2 -х кн. - М. , 1986. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV- XV веков. - М. , 1986. Попова О. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. - М. , 2006. Православная икона [Электронный ресурс]. - М. , 2004. Райс Д. Искусство Византии. - М. , 2002. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА