Искусство русского государства в XVIIв. Живопись и прикладное искусство. Подготовили Дарья Мунгалова и Светлана Глаголева
Декоративно-прикладное искусство XVII века. Искусство XVII в. , преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство к переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.
В конце XVI - начале XVII века работают художники "строгановцы", так их называли по имени купцов Строгановых, для которых они в основном писали иконы. Лучшими из них были: Истома Савин, Прокопий Чирин, Никифор и Назарий Савины. Они создали прекрасные, маленькие по размеру иконы (типа миниатюр), живопись которых, можно назвать драгоценной. Такова икона Прокопия Чирина "Избранные святые". Икона интересна прежде всего тем, что она посвящена изображению святых, соименных семье царя Бориса Годунова. Прокопий Чирин искусно применял золото в своих произведениях. Одежды изображенных затканы сетью мелких золотых орнаментов. Мельчайший цветочный узор вьется по одеждам стоящих, украшает их шапочки.
ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ. Конец XVI - начало XVII века Доска липовая. Паволока, левкас, 37 x 31 ПРОКОПИИ ЧИРИН (умер около середины XVII в. )
ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Первая четверть XVII века. Строгановская школа Из собрания А. В. Морозова Доска липовая. Паволока, левкас, 33 х27
СИМОН УШАКОВ (1626 -1686) СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. 1678 год Из Смоленска Доска липовая. Паволока, левкас, яичная темпера. 53 X 42