7 лекция. Искусство постмодернизма.ppt
- Количество слайдов: 27
Искусство постмодернизма: традиции и новации
• Традиция – это присутствие прошлого в настоящем (литературные и художественные формы, язык) • Новация – это появление иного, контрастного по отношению к традиции
Модернизм • Это разрыв с классической традицией • Пафос созидания • Появление новых эпатирующих художественных форм, таких как: В живописи – линия, точка – абстракционизм геометрические формы – кубизм и супрематизм дополнительные цвета – импрессионизм В литературе – игра со словом, смыслом – абсурд игра со звуком - символизм
Постмодернизм С сер. 1950 -х термином П/М обозначают явления, выходящие за рамки модернизма с его программным утверждением нового. В 1960 -1970 -х и особенно в 1980 -х П/М занимает в теории и в реальной творческой практике ведущее место.
Теоретики П/М • Мартин Хайдеггер • Жан Лиотар • Жан Бодрийяр • Лесли Фидлер «Пересекайте границы, засыпайте рвы!» 1969
Модернизм - П/Модернизм М – П/М 1. В основе Текста произведения лежит подражание деятельность Духа, природе( «мимезис» ) т. е. текст – это «Текст как жизнь» интеллектуальный продукт, артефакт. 2. Язык произведения 2. Язык текста - знак искусства – знак, символ, образ
Фальконе «Медный всадник» , 1778 Язык художественного образа
Язык - ? Автор - Зураб Церетели
Язык знаковый Автор – Мих. Шемякин
3. принцип 3. Время в трех одновременности измерениях: прошлое, настоящее, будущее. 4. Произведение 4. текст существует в самодостаточно, т. е. контексте может быть прочитано в отрыве от контекста П/М – это новое понимание новизны. Смена эстетики прекрасного на эстетику истины. А искусства в художественных образах на знаковое искусство
Х. Ортега -и-Гассет Дегуманизация искусства Искусство П/М-ма обращается «зрачком внутрь» , оно перестало «прикидываться» реальностью или её подобием. Оно сосредоточилось на самом себе
Проблема самоидентификации искусства Что делает литературу литературой? Слово Что делает живописью? Цвет Что делает кинематограф искусством кино? монтаж, ракурс, техника съемки…, т. е. то, что искусство отличает от жизни
Культурный шок и п/м • К. шок – это насильственное разрушение стереотипов. Старый эстетический миф: произведения искусства уникальны писатель или художник - пророк произведение – шедевр, живущий века искусство должно учить
Эстетика культурного шока: • Стирание авторского начала • Перенос акцентов с духовности на телесность • Искусство – явление условное, это результат технологий • Основной пафос - ирония
Бульдозерная выставка, 1974
• Эдуард Зеленин • «Танец» Нахапетян. Эмбрионы
Оскар Рабин, Татьяна Левицкая, Эрнст Неизвестный и др.
Метр. Ополь, 1978 литературный неподцензурный альманах: » » » » Виктор Ерофеев Евгений Попов Генрих Сапгир Белла Ахмадулина Вл. Высоцкий Андрей Вознесенский Фазиль Искандер …
Генрих Сапгир Вышла замуж, Муж как муж. Ночью баба Разглядела его, по совести сказать, слабо. Утром смотрит: весь в шерсти, Муж-то, Господи прости, Обезьян! А прикинулся брюнетом, чтобы, значит, скрыть изъян. Обезьян кричит и скачет, Кривоног и волосат. Молодая чуть не плачет, Обратилась в суд. Говорят: «Нет повода. . . Случай атавизма. . . Лучше примиритесь. . . »
Не дают развода. Дивные дела. Двух мартышек родила, Отец — монтажник-верхолаз — На колокольню Ивана Великого от радости залез И там на высоте, На золотом кресте Трое суток продержался, вися на своем хвосте. Дали ему Премию, Приз: Чайный сервиз. Жена чего ни пожелает, выполняется любой ее каприз. Что ж, Был бы муж, как муж, хорош — И с обезьяной проживешь.
Анатолий Брусиловский. Путы
Пафос • Пафос п/м-ма – ирония • Излюбленные жанры в живописи – коллаж, перфоманс (превращение вещи или группы вещей в знак какого-либо явления или события); в литературе - вестерн, фантастика, эротика, мистификация
Леонид Губанов Поэт, создатель неофициального литературного кружка СМОГ. При жизни за исключением самиздата практически не публиковался. Стихи его положены на музыку. Умер 8 сентября 1983 года в возрасте тридцати семи лет, похоронен в Москве на Хованском кладбище. В 1994 в издательстве «ИМА-ПРЕСС» вышел первый сборник Леонида Губанова «Ангел в снегу»
Я. Я. Я. Я ли? Яр. Яр. Ябед. - Ю. Ю. Ю. Ю ли? Юн. Юн. Пули. . .
Я беру кривоногое лето коня, Как горбушку беру, только кончится вздох, Белый пруд твоих рук очень хочет меня, Ну а вечер и Бог, ну а вечер и Бог? Знаю я, что меня берегут на потом И в прихожих, где чахло целуются свечи, Оставляют меня гениальным пальто, Выгребая всю мелочь, которую не в чем. Я стою посреди анекдотов и ласк, Только окрик слетит, только ревность притухнет, Серый конь моих глаз, серый конь моих глаз, Кто-то влюбится в вас и овес напридумает.
Только ты им не верь и не трогай с крыльца В тихий, траурный дворик «люблю» , Ведь на медные деньги чужого лица Даже грусть я тебе не куплю. Осыпаются руки, идут по домам, Низкорослые песни поют, Люди сходят с ума, люди сходят с ума, Но коней за собой не ведут. Снова лес обо мне, называет купцом, Говорит, что смешон и скуласт, Но стоит, как свеча, над убитым лицом Серый конь, серый конь моих глаз. Я беру кривоногое лето коня. Как он плох, как он плох! Белый пруд твоих рук не желает понять — Ну а Бог?
Итак, • П/М – это эстетика, в основе которой лежит поиск ответа на вопрос: что есть истина в искусстве? • П/М – это не эстетика прекрасного, а эстетика истины – «алетейи» . • П/М не стремится вызвать у зрителя или слушателя состояние катарсиса. Его задача – игра с подсознанием.