3.ppt
- Количество слайдов: 53
Искусство периода феодальной раздробленности. Новгородские и Псковские земли
План древнего Новгорода (XV в. ). На левом берегу Волхова (Софийской стороне) – Детинец с Софийским собором, на правом (Торговой стороне) – Ярославово дворище с Никольским собором
Новгород. Мастер Петр. Николо. Дворищенский собор. 1113 г. Построен при внуке Ярослава Мстиславе
Николо-Дворищенский собор в Новгороде. Иов на гноище (фрагмент – жена Иова). Фреска нач. XII в.
Новгород. Мастер Петр. Георгиевский собор Юрьева монастыря. 11191130 гг.
Георгиевский собор. Интерьер, фреска XII в.
Спас Нерукотворный. Новгородская икона. XII в.
Св. Георгий. Новгородская икона XII в.
Из этой же иконописной мастерской происходят «Благовещение Устюжское» и «Архангел Гавриил» XII в.
Новгород. Мастер Петр. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 -1119 гг. План. Столбы имеют разное сечение, хоры размещены только над нартексом
После утверждения в Новгороде вечевой республики (1136 г. ) храмы строятся по заказам отдельных бояр, купеческих или ремесленных объединений, жителей одной улицы – уличан. Масштабы их намного меньше. Старая Ладога. Георгиевская церковь. 1167 г. Построена в память победы над шведами в 1164 г.
Георгиевская церковь. План. Столбы почти слились со стенами, внутренние лопатки отсутствуют, хоры превратились в небольшие камеры по углам, соединенные деревянным настилом Чудо Георгия о змие. Фреска жертвенника
Георгиевская церковь. Оконница и фрагмент «Вознесения» из купола
Новгород. Церковь Спаса на Нередице. 1198 г. Построена по княжескому заказу, но невелика по размерам. Характерно понижение боковых апсид – свидетельство нарастающего лаконизма
Церковь Спаса на Нередице. Фрески апсиды. Фрагменты изображений Архангела и евангелиста Матфея. Утрачены во время Великой Отечественной войны
Церковь Спаса на Нередице. Копия фресок и фрагменты после реставрации
Нередица. Святитель Фока и роспись оконной амбразуры
Церковь Спаса на Нередице. Фрагменты Страшного суда и ктиторской фрески (князь Ярослав)
Новгород. Церковь Перынского скита. Нач. XIII в. Появились полуцилиндрические своды и трехлопастная кривая в завершении фасадов, исчезли лопатки, апсида теперь одна
Новгород. Пятницкая церковь. 1207 г. Современный вид Реконструкция и план. Отражает влияние архитектуры Смоленского княжества
Новгород. Церковь Николы на Липне. 1292 г. Трехлопастная кривая подчеркнута аркатурой
Богоматерь Умиление Белозерская. Новгородская икона XIII в.
Чудо Георгия о змие. Новгородская (XIV в. , ГРМ). XIV в. – время расцвета самобытной новгородской школы как в архитектуре, так и в иконописи. Для икон характерны красные фоны, открытые звучные цвета и лаконичные, отточенные силуэты
Илья Пророк. Новгородская икона XIV в. ГТГ
Новгород. Церковь Федора Стратилата на Ручью. 1360 -1361 гг. Исключительно разнообразным становится декор фасадов. Построен на средства посадника Семена Андреевича
Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. По заказу боярина Василия Даниловича и уличан. Площадь 15 х15 м. Изначально имела трехлопастное покрытие. Восьмискатное покрытие придает силуэту устремленность вверх. Многолопастные кривые, бровки, разной формы оконные проемы и ниши, перспективные порталы, кресты, розетки, бегунец украшают фасады.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В стрельчатых формах можно усмотреть влияние готики
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан Грек. Пантократор
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан Грек. Ной, Авель
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан Грек. Столпник Даниил. Макарий Египетский
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан Грек. Троицкая камера. Поклонение жертве. Фрагмент
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан Грек. Троица. 1378 г. Темные карнации, резкие пробела, пронзительные взгляды святых свидетельствуют о влиянии на творчество Феофана философской системы исихазма
Новгород. Евфимиева палата Владычного двора. 1433 г. Площадь 150 кв м. Готические формы свидетельство политических пристрастий епископа, не желавшего подчинения Новгорода Москве
Троица Новозаветная (Отечество). Новгородская икона нач. XV в. Эта иконография также появляется полд западным влиянием
Чудо о Флоре и Лавре. Новгородская икона XV в. ГТГ. Икону отличает особая музыкальность цветового строя и композиционного ритма
План древнего Пскова. В XIV – XV вв. город укреплен каменными стенами
Псков. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1136 -1156 гг. Построен по заказу епископа Нифонта. Звонница пристроена в XVI в.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. План. Изначально имел сильно пониженные угловые ячейки и выявленный рукавами креста пространственный крест без нартекса. На хоры вела лестничная башня, служившая также дозорной вышкой
Спасо-Преображенский собор. Интерьер
Спасо-Преображенский собор. Вознесение и Деисус. Фрески скуфьи и конхи
Мирож. Положение во гроб. Фрагмент. Фреса северо-западной стены
Спасо-Преображенский собор. Тайная вечеря. Фреска западной стены
Псков. Собор Ивановского монастыря. Конец XII в. На фасаде – Арочная открытая звонница и западный притвор – позднейшие пристройка. Деревянные хоры, столбы разных сечений, ступенчатое понижение сводов – самобытные черты псковской архитектуры
Илья Пророк с житием и Деисусом. Псковская икона XIII в. ГТГ
Псков. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1310 г. По плану аналогичен Мирожскому собору Еще одна псковская особенность – асимметрия как бы нарисованных от руки планов и обилие притворов, приделов, папертей, постепенно вытеснивших хоры
Псков. Церковь Василия с Горки. 1413 г. На подклете, изначально имела позакомарное завершение. После получения в 1348 г. независимости от Новгорода расцветает самобытная псковская школа. Храмы строятся из местного камня, декор заглубляется, врезается в поверхность стены
Псков. Церковь Богоявления с Запсковья. 1490 -е – нач. XVI в. Северный придел этой церкви – бесстолпный храм со ступенчато-арочным сводом – изобретение псковских архитекторов
Псков. Никольская церковь Псково. Печерского монастыря. 1565 г. Бесстолпный надвратный со ступенчатоарочным завершением и открытой звонницей храм примыкает к оборонительной башне монастыря. В проектировании участвовал игумен Корнилий
Псков. Церковь Покрова и Рождества Богоматери от Пролома. 1581 г. В память обороны от войск Стефана Батория. Образец псковского лаконизма и выразительности
Собор Богоматери. Псковская икона XIV в. Для псковской иконы характерны контрасты красного и темно-зеленого цветов и всплески белого, в том числе в изображении жемчужин
Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна. Псковская икона XVI в. ГТГ
Мученица Параскева. Псковская икона XVI в. ГТГ
Особенности новгородской архитектуры - после 1136 г. отказ от многоглавых храмов, - 1 -главые четырехстолпные «уличанские» и «кончанские» церкви, - кладка из местного камня с добавлением кирпича, - сокращение хор до «камер» и деревянного настила, - трехлопастное и восьмискатное завершение фасадов, - геометрические орнаменты на фасадах, - романские, затем готические влияния Особенности псковской архитектуры - 1 -главые церкви со столбами разных сечений, - кладка из местного камня, «врезанные» орнаменты, - отказ от хор, обилие притворов, приделов, галерей, папертей, - открытые арочные звонницы, - восьмискатные завершения фасадов, - введение ступенчато-арочных сводов в бесстолпных храмах
3.ppt