Искусство Неолита.pptx
- Количество слайдов: 14
Искусство Неолита Работу выполнил: Черняков Олег
Н е о л и т За мезолитом следовал неолит - новокаменный век, или век отполированного камня. Ледниковый период, а с ним и мегафауна, и видовое разнообразие человечества остались позади. Неандертальцы сошли с исторической сцены, победителями стали наши предки - люди кроманьонского типа. Поэтому с эпохи неолита начинается наша история. В это время полирование, пиление и сверление повышали качество орудий труда. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека. Относительно быстрое наступление неолита наблюдается в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже - в Юго-Восточной Европе. На северо-западе Европы, Урале и в Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2 -го тысячелетия до н. э.
Там, где природные условия были благоприятными, человек от собирательства переходит к земледелию и разведению скота. Простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент. В эпоху неолита возникает новое видение мира, иное представление о месте человека в нем. В верованиях земледельца главное внимание уделяется силам природы: дождю, солнцу, ветру, земле, от которых зависит его существование. Природа становится более податливой для человека, который уже не только чтото выхватывает из неё силой или ухищрением, а медленно, но упорно приступает к её преобразованию. Он сосредоточивается уже не на частном, а на целом, не на отдельном звере, а на стаде, не на случайной находке каких-то злаков и плодов, а на целых участках земли, которую ему надлежит использовать, и, трудясь в коллективе соплеменников, он более широко и организованно охватывает духовным взором видимый мир. В то время как в у охотничье-рыболовческих племён сохраняется матриархальный строй, у скотоводческих уже складываются предпосылки к появлению патриархального строя. В конце эпохи неолита в некоторых местах наблюдалось уже разложение первобытнообщинного строя и сложение новой формации классового общества в результате выделения вождей племен в верховную касту.
ИСКУССТВО НЕОЛИТА В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т. п. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4— 3 тысячелетиях до н. э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из яркожелтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.
ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ НЕОЛИТА В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской. Кроме животных, в наскальных изображениях фигурирует и человек, но по силе выразительности образы людей уступают изображениям зверей, хотя всегда понятно, что хотел выразить художник. Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании. В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на изображение женщины, собирающей дикий мёд (Арана, Испания). В отличие от могучих "венер" палеолита здесь на камне красками запечатлено юное женское тело, грациозное и пленительное. Или, к примеру, наскальные росписи, обнаруженные на территории Алжира, в Сахаре, в местности, именуемой Тассили-Аджер. Анализ семян, извлечённых при раскопках, показывает, что несколько тысячелетий назад тут была обильная растительность. Цветущий, красочный и загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера.
Женщина, собирающая мед (Валенсия, Испания) Фрагмент наскальной росписи Тассили (Алжир)
Стадо быков в сопровождении пастухов (Северная Африка). К этому времени относится галерея домашних животных, изображения которых позволяют проследить связь с искусством додинастического Египта Группа женщин в юбках исполняет ритуальный танец вокруг мужчины. Человеческие фигуры здесь стилизованы. Но, несмотря на это, сцене присуща большая энергия и динамизм. Изящество женских форм подчеркнуто юбками
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА Это обнаженные фигуры женщин (иногда — беременных) с преувеличенными объемами груди и бедер. Другие «скульптуры» представляют момент родов, при этом фигура помещена на высокое сиденье. Еще один вид скульптуры представляет мать с младенцем на руках. Мать изображена с пышными бедрами и грудью и схематичной головкой с маленькими щелевидными глазами на лице. Такой тип фигур обнаружен в городище Хачилар (запад Турции). В Европе культура Гумельница (Румыния) также дает характерные образцы скульптуры такого типа, но отличающейся еще большим схематизмом. В не столь древних городищах (около IV тысячелетия до н. э. ) на юго востоке Европы — Сербия, Румыния, Фракия — Терракотовая фигура из Чернаводы складывается тип скульптуры, тяготеющий к (Румыния) геометрическому схематизму. Самыми показательными считаются ее образцы, найденные в Румынии, в погребении Чернавода, их формы сведены к элементарным объемам (конусу и сфере). Это сидящие фигуры с руками, поддерживающими голову или упирающимися в колени. Голова покоится на мощной шее, лицо круглое, с носом цилиндрической формы.
Другая группа скульптур происходит из Винчи Глиняная фигурка женщины Женское изображение (Сербия). В этом случае скульптурные изображения упрощены до формы треугольников. Особенно акцентированы голова и отдельные части тела, в некоторых местах сделаны отверстия для прикрепления каких-то дополнительных элементов. Отдельные детали вырезаны в виде рельефа, обрисовывающего контуры глаз или пальцев конечностей. На юге Европы возникает тип монументальной скульптуры, тесно связанной с культурой мегалитов. Речь идет о статуях-менгирах, чаще всего представляющих женщин, реже мужчин, иногда — персонажей неопределенного пола. Эти статуи продолжают традицию декоративной резьбы и полихромной росписи в виде извилистых линий, связанную с некоторыми дольменами во Франции, Испании и Португалии. Очертания тел в некоторых случаях намечены так же, как у статуи из Сен-Сернин (музей Сен-Жермен-эн-Ле, Париж), у которой можно различить глаза, нос и конечности; порой они вовсе исчезают в процессе упрощения, остаются лишь намеки на выпуклости грудей, как у неолитический богини из грота Куазар (Франция).
Резьба Топор в виде головы лося или лошади Кикладский идол
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ НЕОЛИТА В эпоху неолита появляются мегалитические и свайные постройки. Мегалит - греческое слово, состоит из двух частей: мега - большой, и литос - камень. Они появляются в конце эпохи и сязаны с развитием религиозных представлений, возникновением культа предков и природы, то есть с духовными потребностями общества. Грандиозные, простые по форме сооружения из камня возводились трудом всей первобытной общины, были выражением единства рода, его мощи. Это были четырёхугольные постройки из плит (дольмены), вертикальные столбы, иногда украшенные рельефами (менгиры, к которым относятся и "каменные бабы" юга России), и столбы, расставленные вокруг жертвенного камня (кромлехи). Менгир — мегалитический монумент, не связанный с погребальным ритуалом, представляющий собой одиночный камень, вертикально укрепленный в земле; его конкретное назначение до сих пор не выяснено, хотя часто связывается с религиозной практикой, например, с культом Солнца. Иногда менгиры образуют параллельные ряды или окружности, так называемые кромлехи.
В то же время возникают новые представления о смерти и связанные с ними погребальные ритуалы, требующие сооружения настоящих гробниц, называемых дольменами. Речь идет о дольменах - коллективных погребениях, над которыми вертикально укреплялись два монолита, перекрытые горизонтальной плитой и засыпанные землей. Эти грандиозные сооружения из камня приобретают со временем все более определенные очертания, превращаясь, наконец, в постройки, где входу в просторную погребальную камеру предшествует узкий, как правило, коридор, ведущий в просторное помещение, обычно круглой формы и перекрытое ложным сводом, получаемым путем сближения рядов кладки.
Одно из первых в Европе святилищ находится в местности Стоунхедж (Великобритания) и относится ко II тысячелетию до н. э. Речь идет о колоссальном ансамбле расставленных по кругу камней, перекрытых каменными же балками, подковообразном в плане, с алтарем в центре. Все сооружение ориентировано на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, когда лучи его света заливают алтарь. Символическая связь со светилом, по-видимому, должна была выражать идею возрождения жизни благодаря теплу светила, порождающему жизнь. Каменные структуры расставлены в строгом порядке с соблюдением норм регулярности и симметрии.
На протяжении неолита во многих областях Западной Европы возводились такие мощные сооружения из камня, продолговатые в плане и более или менее определенной формы, которые некогда называли могилами великанов за их огромные размеры. Вокруг этих каменных построек и их строителей слагались многочисленные легенды, и относительно их происхождения и назначения выдвигались самые причудливые предположения. Мегалитические сооружения — самые ранние архитектурные памятники прошлого, сохранившиеся на Западе. Они встречаются по всей Европе, древнейшие из них датируются серединой V тысячелетия до н. э. , а период расцвета наступает для них в III тысячелетии до н. э. , на рубеже эпохи бронзы. Речь идет о монументальных конструкциях, которые в простейшем виде представляют собой большие камни с основанием, укрепленным в земле.
Искусство Неолита.pptx